Трудно быть королем: перипетии Рафы Надаля на Уимблдонском турнире.
Anusha RasalingamИстория выступлений Рафаэля Надаля на Уимблдоне приняла неожиданный поворот после того легендарного финала с Роджером Федерером в 2008. В 2009 он не играл из-за хронических проблем с коленным суставом, а потом вернулся в 2010 и выиграл титул. В 2011 он проиграл в финале – первый из трех финалов турниров Большого шлема подряд, которые он проиграл Новаку Джоковичу. А потом начались настоящие странности: в 2012 он проиграл Лукашу Росолу во втором круге, а на следующий год вылетел в первом в матче со Стивом Дарсисом. Тем не менее проигрыш Рафы Нику Киргиосу в этом году отличается от двух предыдущих поражений на ранних стадиях Уимблдона. Впервые в карьере Рафа выступал в роли ветерана, который пытался отразить атаку молодого, уверенного в себе соперника, носившегося по корту и получавшего удовольствие от предоставившейся ему возможности потягаться с Надалем.
С 2005 по 2008 Надаль был принцем при дворе короля Федерера, но не просто принцем, а дерзким принцем. Несмотря на то, что Надаль без труда побеждал Федерера на грунте, Роджер продолжал царить во время травяного и хардового отрезков сезона. Такая расстановка подходила темпераменту обоих теннисистов: Федереру нравилось парить над своими конкурентами, демонстрируя свое искусство, а Надаль избрал борьбу, чтобы достичь вершины, по пути одерживая победы над Федерером и на харде, и на траве. Даже несмотря на то, что в то время Федереру еще не было и 30, он забронзовел в своей роли ветерана, защищавшего свою сферу влияния от Надаля ради того, чтобы сохранить сво первенство.
После того, как Надаль наконец обошел Федерера, подразумевалось, что Надаль начнет побеждать все (и всех) подряд. Но этим планам помешали сбыться два обстоятельства: его собственный организм и Новак Джокович. И в самом деле, победив Федерера еще раз на открытом чемпионате Австралии в 2009 году, Надаль проиграл единственный матч на Ролан Гарросе Робину Содерлингу, а затем провел остаток года, залечивая хроническую травму коленей. Он восстал из пепла в 2010 году и выиграл три турнира Большого шлема, а потом в свою очередь проиграл встречи в финале трех турниров Большого шлема Новаку Джоковичу во время его небывалого сезона в 2011 году.
Но в борьбе с Джоковичем Надаль стал вновь похож на себя прежнего. Когда он пытался подобрать ключ к загадке Джоковича, пусть от этого порой и опускались руки, в нем пробудились те навыки, которые помогли ему покорить скалу Роджера Федерера. Положение догоняющего больше подходило жажде Надаля страдать и бороться. Не удивительно, что Надаль все-таки в значительной мере нашел управу на Джоковича, победив его во всех финалах турниров Большого шлема, в который они встретилсь после финала открытого чемпионата Австралии 2012 года.
Но именно в Уимблдоне в броне Надаля обнаружились первые пробоины. Из 18 финалов турниров Большого шлема, в которых он участвовал после перерыва по болезни в 2009, Надаль доходил как минимум до четвертьфиналов в 15, в 12-ти он сыграл в финалах. Исключения? Уимблдон 2012, 2013 и 2014. В какой-то степени это не вызывает удивления: теннис на траве ослабляет его мощный топспин и укорачивает розыгрыши, и оба эти обстоятельства делают его игру более уязвимой. Кроме того, хотя его колени довольно долго не давали о себе знать, сгибание коленей, необходимое при выполнении ударов с низкого отскока, еще больше усложняют задачу. Тогда как Росол и Дарсис были проходными теннисистами, которые просто сорвали банк, выиграв у Надаля, Киргиос – предвестник следующей битвы, которая ожидает Надаля: ему предстоит постоять за себя в борьбе с молодым поколением.
Только время покажет, сумеет ли Ник Киргиос соответствовать тем гигантским ожиданиям, которые всегда сопутствуют такой убедительной победе. Одно, однако, ясно: будут появляться, и уже появляются, и другие молодые, энергичные, амбициозные игроки, которые начнут преследование Надаля так же, как в свое время он преследовал Федерера. Со временем, после своего расцвета в 2004 – 2007 Федерер стал таким бойцом, которым он никогда не собирался быть (мало того, что не собирался, ему это и не требовалось). Внимание, вопрос: сможет ли Надаль приспособиться к новой роли, ведь из преследователя он становится преследуемым.
Надаль всегда позиционировал себя как аутсайдера, иногда даже доходя до абсурда. Но это сослужило ему хорошую службу. А перед лицом очередной волны молодых наглецов, стремящихся оттеснить его в сторону, ему придется научиться обороняться от них так же, как это в течение стольких лет удавалось Федереру. Тогда как, возможно, еще какое-то время у него получится удерживать свое превосходство на Ролан Гарросе и даже на харде, в Уимблдоне он будет испытать самое большое давление. Будет интересно понаблюдать, как Надаль справится с этой непростой задачей. Но если история нас хоть чему-то учит, то он найдет возможность решить и ее.
Отдых поможет Рафе, и на харде он уже будет более свеж, а там еще огого сколько играть.
Может и возьмет, под конец карьеры) Или даже в следующем году, когда перерыв больше будет, как знать)
СПС за перевод.
а бедный Рафа подает 100 км/ч...