27 лет назад чемпионки US Open от радости разделись до лифчиков. Даже раньше футболистки, которая из-за этого стала легендой
Еще они считали себя Бивисом и Баттхедом.
Наташа Зверева (слева) и Джиджи Фернандес были рок-звездами женского тенниса начала 1990-х: одна славилась красочным стилем и тем, что первой из советских спортсменов отказалась отдавать государству призовые, а вторая описывала себя как избалованную дочь богатых родителей, о которой газеты родного Пуэрто-Рико писали, уже когда ей было девять.
И в Зверевой, и в Фернандес видели потенциал топ-одиночниц, но для великих личных карьер они были недостаточно преданными делу. Одна бунтовала и не хотела жить под давлением, вторая не умела управлять эмоциями, объяснял в 1995-м фичер Sports Illustrated «Дрянные девчонки». В нем же они, «в украшениях Cartier и часах Rolex потягивающие капучино на террасе кафе в Беверли-Хиллс» самоидентифицировались с Бивисом и Баттхедом – праздными тинейджерами 90-х из культового мультсериала MTV.
Именно личное взаимопонимание – как это часто бывает в теннисных сотрудничествах – позволило Зверевой и Фернандес стать лучшим дуэтом мира практически моментально: они объединились в пару в первой половине 1991-го после того, как с ними порвали предыдущие партнерши Лариса Савченко и Яна Новотна, и выиграли шесть первых «Шлемов», на которых выступили (четыре из них – в финалах у Савченко и Новотны).
Болельщиков они покоряли непосредственностью и отсутствием фильтра: в финале «Уимблдона»-1993, например, Зверева затащила матбол двумя подряд форхендами из лежачего положения, а Фернандес перед сезоном-1993 отправила в WTA авансовый чек, эквивалентный пяти предупреждениям за битье ракеток во время матча (тогда это было всего 250 долларов).
С Кончитой Мартинес на «Уимблдоне»-1994, который она выиграла
Всего Зверева и Фернандес, которых объединяло чувство юмора и патологическое неприятие авторитетов, взяли вместе 14 «Шлемов» (и еще по несколько – с другими партнершами), что делает их второй самой шлемоносной парой в истории женского тенниса наравне с сестрами Уильямс (больше только у Мартины Навратиловой и Пэм Шрайвер – 20).
Два года подряд: в 1993-м и 1994-м, – Зверева и Фернандес останавливались в двух победах от календарного Шлема, проигрывая в полуфинале US Open, который взяли с первой попытки в 1991-м. В 1995-м Большой шлем на кону уже не стоял, потому что в США Наталья и Джиджи приехали только с титулом «Ролан Гаррос» – и тут-то они и покорили Нью-Йорк во второй раз и взяли 11-й «Шлем». После финальной победы над Брендой Шульц-Маккарти и Ренне Стаббс теннисистки сняли поло adidas, под которыми оказались в спортивных бра adi и das:
Зверева и Фернандес не впервые раздевались на корте: в начале того сезона белоруска подняла футболку и показала лифчик после выхода в полуфинал Australian Open (WTA думала ее оштрафовать), а американка предыдущей осенью в Фильдерштадте взяла один гейм у Мэри Пирс и показала ей задницу (заплатила 2 000 долларов штрафа).
Но в историю вошел именно нью-йоркский перформанс, и он принес им звание original bra girls. «Первые девушки в топах» – аллюзия на знаменитый эпизод в финале женского чемпионата мира по футболу-1999, когда американка Брэнди Честейн, забив решающий послематчевый пенальти, сорвала с себя футболку и в результате попала на обложки Time, Newsweek и Sports Illustrated. Когда Зверева и Фернандес разделись на US Open, до рождения мема Честейн оставалось еще четыре года.
В следующем году, по версии сборника теннисного фольклора Tennis Confidential, бойфренд 25-летней Зверевой внушил ей, что 32-летняя Фернандес для нее уже слишком стара, и вскоре после защищенного US Open (их единственного «Шлема» за год) они расстались. «Два взрывных характера больше не могли уживаться вместе, но вскоре поняли, что не могут и порознь», – говорится в книге.
«Я попросила Наташу закончить мою карьеру вместе, – рассказывала Фернандес об их со Зверевой воссоединении в 1997-м, когда они выиграли «Ролан Гаррос», «Уимблдон» и дошли до финала US Open. – Я хотела играть и дальше, но Наташа была помешана на Дэвенпорт и хотела играть только с ней. Я закончила с теннисом, а Наташа больше не выиграла ни одного «Шлема».
«Наташа, – написала Фернандес Зверевой в прощальном письме, – мы с тобой вторая лучшая пара в истории тенниса, потому что между нами есть связь, которую трудно объяснить. Мы интуитивно и безошибочно понимаем друг друга, несмотря на то, что мы полные противоположности, а еще мы умеем прибавить и совершить рывок, когда ставки по-настоящему высоки. Мы побеждали не потому, что были лучшими игроками мира, а потому, что умели цепляться и находить способы».
В 2010-м Звереву и Фернандес ввели в Международный зал теннисной славы, а вместе с ними – их топы.
Летом любая девушка хочет снять лифчик. 40 лет назад одна так взорвала «Уимблдон»
На спортивных лифчиках делают миллиарды. Но женская грудь так плохо изучена, что ими все недовольны
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill; instagram.com/gigifernandeztennis17; facebook.com/TennisHallofFame