11 мин.

Боевая готовность: превью нового зимнего сезона

До старта нового сезона осталось всего два дня: в пятницу в 17:30 по Москве начнётся первая тренировка в немецком Клингентале. Поэтому пора выходить из спячки осеннего межсезонья, потому что впереди нас ожидают очень увлекательные пять месяцев. Принято считать, что постолимпийский год редко приносит большие сюрпризы и вызывает мало интереса, но предстоящий сезон имеет все шансы опровергнуть этот сомнительный стереотип. Давайте вместе забежим немного вперёд и посмотрим, почему стоит особенно следить за прыжками с трамплина в этом году.

Причина первая: мэтры и новые имена

Борьба за титул в этом сезоне нас ждёт ещё более непредсказуемая, чем обычно – предсказывать до начала сезона дело весьма неблагодарное, но список возможных претендентов на Кубок мира весьма длинный. Можно ожидать повторения дуэли между Камилом Стохом и Петером Превцем. Не стоит забывать и о Зеверине Фройнде, чьё выступление во второй половине прошлого сезона нельзя не отметить как выдающееся. Нельзя списывать со счетов Аннеша Бардала, который сделал выбор не завершать карьеру и решил остаться ещё на один сезон. Оптимистично выглядит и Грегор Шлиренцауэр, который пришёл в себя после самого неудачного, по его уверениям, сезона в карьере и будто бы снова зажёгся после смены главного тренера. Возможно, к ним присоединится кто-нибудь новый. Так или иначе, вереница имён действительно длинная.

Впрочем, в каждой команде есть на что обратить внимание.

Одним из наиболее любопытных коллективов являются олимпийские чемпионы в команде, сборная Германии. С уходом Мартина Шмитта у немцев завершилась смена поколений, и теперь это молодая команда, полная желаний и амбиций, подпитываемая постолимпийской эйфорией. Зеверин Фройнд, закрепившийся в лидерах команды, Андреас Веллингер, взрослеющий не по дням, а по часам, и прорезавшийся талант Маринуса Крауса превращают немцев в одних из главных претендентов на высокие места как в личном зачёте, так и в командном. Продление контракта главного тренера Вернера Шустера до 2019 года станет отличным подспорьем для того, чтобы за сборной Германии было интересно наблюдать в ближайшее время.

Состав сборной Германии на первый старт сезона: Андреас Веллингер, Маринус Краус, Зеверин Фройнд, Рихард Фрайтаг, Андреас Ванк, Михаэль Ноймайер, Маркус Айзенбихлер.

Сборная Австрии – это сборная-загадка. В этом году она предстаёт перед нами в обновлённом виде: резко помолодевшая после ухода Мартина Коха и ссылки Мануэля Феттнера в Б-команду, сменившая руководство и будто бы осиротевшая после сентябрьских новостей о Томасе Моргенштерне. Методика работы нового тренера Хайнца Куттина сильно отличается от идеологии, которую выстраивал годами Алекс Пойнтнер: теперь огромное внимание уделяется не каждой личности в отдельности, а команде в целом; Куттин активно работает над сплочением всей сборной и командным духом. Что очень важно именно в этот момент: сборная лишилась своего лидера. Невооружённым взглядом можно было заметить, что именно Моргенштерн был сердцем команды, что всё вращалось именно вокруг него. Теперь австрийцам придётся учиться обходиться без него. К тому же, добрая половина сборной лишь в этом году закрепилась в национальной сборной на постоянной основе, попав туда лишь в прошлом году из-за резкого прорыва в результатах, и уже мало кто сомневается в том, что Дитхарт, Хайбёк и Крафт удержатся в основе. Перемены коснулись и Грегора Шлиренцауэра, который всё больше и больше похож на самого себя как по результатам, показанным на Летнем гран-при, так и психологически. Поэтому нас ждёт, как говорится, сборная Австрии 2.0.

Состав сборной Австрии на первый старт сезона: Томас Дитхарт, Грегор Шлиренцауэр, Вольфганг Лойцль, Андреас Кофлер, Штефан Крафт, Михаэль Хайбёк.

Перестройка идёт и в сборной Норвегии, пусть и не в таких масштабах: появление Филиппа Шёена – пожалуй, первый крупный успех кадровой политики Алекса Штокля, который постоянно перебирал потенциально талантливую молодёжь, вытаскивал их в стартовый состав, бросая в волны Кубка мира, и ждал, выплывут ли они – абсолютное большинство не справлялось с таким резким повышением и отправлялось обратно на задворки Континентального кубка. Советую всем присмотреться именно к этому молодому норвежскому прыгуну – Летнее гран-при показало огромный потенциал, который, однако, нужно ещё подвергнуть испытанию более высокого уровня. Подтянулся и Даниэль Андре Танде, которого неожиданно для всех взяли на Олимпийские игры в Сочи вместо ряда других возможных претендентов: возможно, именно сочинский опыт дал тот необходимый толчок. Молодые резервы являются базовой необходимостью для норвежцев, ведь Аннеш Бардал прямо заявляет о том, что это его последний сезон, а форма Аннеша Якобсена, который уже полтора года восстанавливается после падения в Планице на закрытии сезона 2012-13, остаётся загадкой для всех.

Состав сборной Норвегии на первый старт сезона: Рюне Вельта, Филипп Шёен, Аннеш Бардал, Том Хильде, Аннеш Фаннемель, Аннеш Якобсен.

Словенцы, получившие расширенную квоту в семь человек, омрачены недостатком финансирования. Однако у сборной Словении есть свой козырь в рукаве: Превц. И не один, а целых два: на пятки наступает юный Цене Превц, который весьма неплохо проявлял себя в летнем Континентальном кубке и на этапе Гран-при в Алмате. Также есть уже и первое крупное достижение сезона, пусть и летней его части: Йерней Дамьян выиграл общий зачёт Летнего Гран-при. Тем не менее, Горан Янус не стал ставить высокую планку для своей сборной на год: перечисляя в одном из недавних интервью цели для команды, он выделяет лишь три подиума в Кубке мира и одного спортсмена в топ-10 общего зачёта, а также один топ-6 в Фалуне на Чемпионате мира. У него, безусловно, много проблем, которые требуют решения, среди которых возвращение на высокий уровень Яки Хвалы и работа над стабильностью Юрия Тепеша. Но время покажет.

Состав сборной Словении на первый старт сезона: Петер Превц, Томаж Наглич, Роберт Краньец, Анже Ланишек, Юрий Тепеш, Яка Хвала, Матьяж Пунгертар и Йерней Дамьян.

Сборная России тоже выглядит достаточно молодо и позитивно с приходом нового тренера Матьяжа Зупана. В составе на Клингенталь явно не хватает нашего многолетнего лидера Дмитрия Васильева. Это связано с травмой спины, которую он получил на тренировке перед Чемпионатом России в октябре. Васильев останется тренироваться в Сочи и в Нижнем Тагиле, где для него начнётся этот сезон, после чего будет принято решение о старте на Турне четырёх трамплинов и Чемпионате мира.

Состав сборной России на первом старте сезона: Михаил Максимочкин, Денис Корнилов, Алексей Ромашов, Владислав Бояринцев, Ильмир Хазетдинов.

Причина вторая: календарь

Календарь не таит в себе огромное количество сюрпризов (оставим это предварительному календарю на 2015-16), но в то же время нет в нём и неприятных открытий: хорошо проверенная временем схема.  

Сезон, как и в прошлый раз, открывается в Центральной Европе: на Фогтланд Арене в Клингентале. Сложно сказать, что подобное решение было воспринято публикой с большим энтузиазмом, так как все мы помним, чем закончилась попытка провести соревнования во второй половине ноября в регионе, где температура не опускается ниже нуля в это время года. При этом в этом году организаторы могут полагаться только на запасы снега, произведённые снеговыми пушками: запасы снега с прошлого сезона сделаны не были. Тем не менее, организаторы утверждают, что этого хватит. Ежедневно производится до 200 кубометров снега, и к настоящему моменту (вечеру среды) ожидается, что все работы по укладке снежного покрова на гору и зону выката должны быть завершены. По состоянию на вторник трамплин в Клингентале выглядел вот так:

Со страницы сборной Австрии в Facebook

Так что будем надеяться, что это не попытка наступить дважды на одни и те же грабли, а продуманное решение организаторов. Затем Кубок мира направится на север Финляндии, в Куусамо, а оттуда двинется в норвежский Лиллехаммер. В прошлом году было много разговоров о судьбе обоих этапов по причине недостатка зрительского интереса, спонсорской поддержки и погодных проблем, в особенности в Куусамо, где к началу соревнований так и не было установлено никакой дополнительной защиты от ледяного ветра на стартовой башне, столь типичного для этого трамплина. Этапы в Куусамо и в Лиллехаммере стояли под знаком вопроса в черновом варианте календаря, но остались в финальной версии, что даёт основания полагать, что все проблемы были решены.

Затем 13 и 14 декабря Кубок мира снова вернётся в Россию, но не в Сочи, как происходило два последние года, а в Нижний Тагил. Склоны горы Долгая впервые будут принимать соревнование такого уровня, поэтому стоит обратить особенное внимание на этот этап. А завершит первую часть Кубка мира традиционный предрождественский этап в швейцарском Энгельберге.

После этого нас ждёт традиционное Турне четырёх трамплинов, но с довольно интересными датами: в этом году оно начнётся чуть раньше, чем обычно, 27 декабря с квалификации в Оберстдорфе. 28 декабря последует индивидуальное соревнование, а за ним два дня перерыва до Гармиш-Партенкирхена, который дат не меняет: 31 декабря – 1 января. Затем вновь день перерыва, два дня на Инсбрук и два на Бишофсхофен. Возможно, наличие аж трёх дней отдыха между соревнованиями Турне против традиционного одного связано с необходимостью иметь возможность манипулировать датами по текущей ситуации, чего очень не хватило в прошлом году, когда о погодных сложностях в Инсбруке было известно за несколько дней, но не было ни малейшей возможности передвинуть соревнования на более благоприятный период.

Следующий сегмент повторяет прошлый год: после Турне Кубок мира отправится в Тауплитц, на обновлённый Кульм, а затем проследует в Польшу, посещая Вислу и Закопане, и в японский Саппоро. Потом следует Виллинген, а после этого нас снова ждут чешские соревнования, но это не будет Гаррахов, традиционно славящийся проблемами с ветром, помешавшими в прошлом году проведению Чемпионата мира по полётам: на этот раз вместо рогатого Чертака соревнования пройдут в Либереце.

Сразу после этого нас ожидает возвращение норвежского Викерсунда, из которого все отправятся в Фалун решать, кто же станет новым чемпионом мира. На мой взгляд, решение ставить полётный этап прямо перед Чемпионатом мира весьма спорное, так как проблема адаптации под размеры трамплина будет стоять остро: переходить с К-200 на К-95 явно не самая простая задача. Это может повлечь либо сильно прореженный состав команд в Викерсунде и, как следствие, падение зрелищности соревнований, либо сложности при адаптации к среднему трамплину, на котором будут разыгрываться медали чемпионата мира. Но так было решено.

После чего проследует стандартное северное турне: Лахти-Куопио-Тронхейм-Осло. И завершается сезон большим финалом в Планице – надеемся, на этот раз на Летальнице.

Причина третья: полёты

Прошлый сезон не слишком радовал любителей полётных этапов: Кульм, омрачённый падением Томаса Моргенштерна на тренировке, и скомканный полётный чемпионат мира в Гаррахове, где состоялось не больше половины запланированного, – не лучший результат. Поэтому этот год обещает полностью компенсировать недостаток полётов – нас ждёт настоящая гонка за рекордами. И, к счастью, по старому регламенту: новый соревновательный формат полётных этапов, который тестировался во время Летнего Гран-при, не получил должной поддержки и не будет использоваться.

Первым из полётных трамплинов нас ждёт австрийский Кульм. Но не просто Кульм, а Кульм обновлённый: его увеличили с конфигурации К-185/HS-200 до К-200/HS-225, что совпадает с параметрами Викерсунда. Организаторы соревнований уверяют, что у Кульма появился шанс принять новый мировой рекорд. Посмотрим, сможет ли кто-нибудь приблизиться к отметке 246,5 метров. Стоимость строительных работ составила 4,5 миллиона евро.

Викерсунд, подаривший нам последний мировой рекорд, снова примет у себя Кубок мира. Он также претерпел некоторые изменения: точка К была перенесена на пять метров дальше, до 200 метров. Норвежские спортивные чиновники, спортсмены и организаторы соревнований единогласно сходятся на том, что лишние пять метров дадут необходимый толчок для того, чтобы пересечь заветную черту в 250 метров в дальнейшем будущем – возможно, даже в этом году. И стоит отметить ещё одну интересную деталь о грядущих соревнованиях: две девушки, Лине Яр и Гида Энгер, претендуют на то, чтобы стать тестовыми прыгунами на Викерсундбаккене во время соревнований Кубка мира.

Работы на Викерсундбаккене. Фото: Anders Wam Bjerkeseth / NRK

Также была увеличена и Планица, однако её новые параметры до сих пор неизвестны. Строго говоря, Летальница должна была быть готова ещё прошлой зимой и принимать у себя традиционный финал Кубка мира, но осенью стало понятно, что работы не будут завершены в срок, и финал пришлось переносить на её младшую сестру, Великанку. Затем даты окончания работ на Летальнице всё передвигались и передвигались. Наконец они дошли до завершающей стадии. Недавно Планицу посетила делегация FIS во главе с Вальтером Хофером, и рейс-директор Кубка мира заверил, что если всё будет продолжать идти в текущем темпе, то Летальница будет готова к марту, однако ещё многое нужно сделать.

Так или иначе, гонка за отметкой в четверть километра началась. Послабления регламента костюмов, обновления трамплинов – всё это указывает на то, что 250 метров могут быть разменяны уже в ближайшее время.

Причина четвёртая: технические нововведения

За последние годы FIS немало раз касалась изменения технического регламента, касающегося экипировки. В недавнем интервью пресс-службе FIS Вальтер Хофер сказал: «В течение последних десяти лет мы постоянно старались придать спортивной составляющей соревнования больше внимания, чем аэродинамике. Нашим последним шагом в том году мы переступили черту, пришлось возвращаться обратно. Мы попали в ситуацию, в которой спортсмены не чувствовали себя комфортно в своих костюмах. Поэтому мы чуть ослабили допустимое отставание материала от тела, и тесты летом дали положительный результат. Кажется, мы нашли оптимальный вариант».

Речь идёт о том, что было введено допустимое отставание костюма от тела на 1-3 миллиметра (в последние несколько сезонов отставание вообще было недопустимо), а также изменены границы толщины материала до 4-6 сантиметра. Также была протестирована система защиты спины, которая не будет являться обязательной для использования: спортсмены будут вправе выбирать, носить ли её или нет.

В том же интервью Хофер заявил, что, скорее всего, в ближайшем будущем не предвидится никаких изменений в экипировке.