О текущем формате лыжного спринта
Лыжный спринт состоит из квалификации, четвертьфиналов, полуфиналов и финалов. Но это формальность. На самом деле внимательный зритель осознанно или интуитивно понимает, что это не так.
Обратимся к истории. Перед сезоном 14/15 было принято решение об отмене автоматического распределения лыжников по четвертьфиналам по итогам квалификация. По новым правилам, спортсмены стали самостоятельно выбирать предпочтительный для себя забег.
Причиной нововведения стали результаты статистического исследования, которые говорили о том, что участники первого полуфинала (а вместе с тем и ранних четвертьфиналов) в два раза чаще добиваются успеха – победы или места в топ-3, нежели выходцы из второго полуфинала. Объяснялось это разницей во времени восстановления между забегами.
Была одна загвоздка: эта статистика актуальна только для мужских забегов, в женских же красовались каноничные 50/50. Тем не менее, изменения одобрили.
Оценим, насколько сильным был каждый из восьми забегов финальной стадии спринта до нововведений и после.
Метод оценки
Рейтинг забега оценивает уровень участников забега. Рассчитывается как среднее арифметическое между рейтингами четырёх сильнейших участников забега по итогам квалификации - между которыми, предположительно, должна развернуться основная борьба. Например, если бегут номера 5, 7, 8, 12, 15 и 25, то рейтинг рассчитывается как (5+7+8+12)/4=8 (вне зависимости от порядка прохождения финиша).
Выбраны два сезона: 2014/2015, когда действовали старые правила, и 2019/2020, прошедший по новым правилам. Для каждого сезона были случайно выбраны пять спринтерских гонок, после чего рассчитывались средние значения.
Сезон 2014/2015
Сначала следуют равные по силе четвертьфиналы (что обусловлено системой распределения по забегам), затем более представительные и также приблизительно равные по силе полуфиналы, а в конце ещё более сильный финал. В общем, баланс между различными стадиями и между различными забегами в пределах одной стадии такой, каким он и должен быть.
Последняя крупная международная гонка по старому регламенту прошла на чемпионате мира в Фалуне. Её итог в контексте изменения правил был крайне любопытен: пять из шести мест на пьедестале почёта достались участникам второго полуфинала – Петтеру Нуртугу, Алексу Харви, Ула Вигену Хаттестаду, Марит Бьорген и Майке Касперсен Фалле. Только Стина Нильссон прибежала к своему серебру через первый полуфинал. Эта гонка как будто напоследок попросила: «А может, не надо? Может, оставим всё, как есть?»
Сезон 2019/2020
После введения системы выбора четвертьфиналов ситуация значительно изменилась. Предпочтение бежать в более ранних забегах привело к тому, что иерархия уровня забегов изменилась. Теперь у нас есть два сильнейших забега: собственно финал, а также первый полуфинал, который по сути своей является холостым финалом. И все остальные. Лишь в одном случае из десяти полуфиналы оказались сбалансированы – в женском спринте в Оберстдорфе, в остальном второй полуфинал значительно слабее первого.
Иногда первый четвертьфинал набирается под стать финалу. Так было в мужском спринте в Руке и в женском в Валь-ди-Фиемме.
Пятый четвертьфинал в восьми случаях из десяти оказывается слабейшим. Интересно, что по статистике, которая привела к изменениям в регламенте, реже всех побеждали лыжники из четвёртого четвертьфинала, а не из пятого.
Баланс между четвертьфиналами у мужчин и женщин разнится. Если у женщин первая стадия забегов на выбывание строится по принципу «чем дальше, тем слабее», то у мужчин ряд высоко квалифицировавшихся лыжников предпочитает выбирать четвертый забег, чтобы получить больше шансов на попадание в финал через более слабый полуфинал (на победу ведь шансов минимум).
Rак вы относитесь к системе выбора четвертьфиналов? Лучше ли она или хуже? Стал ли из-за неё просмотр спринтов более интересным или менее интересным?
Интересно, что в последний сезон старой системы за 9 мужских гонок победитель квалификации, а вместе с тем и любой другой участник первого четвертьфинала не победил ни разу. 4 раза выигрывали из третьего четвертьфинала, 3 - из пятого, 2 - из второго. Из четвёртого также ни разу. А вот у женщин, наоборот, 6 из 9 побед было у победительниц квалификации (но там был велик фактор Бьорген).
Новая система, она же и оборудование специальное предполагает, дополнительные расходы. Хотя, с другой стороны, на обычном планшете несложно реализовать программу, с помощью которой можно организовать процесс выбора забегов.
Теперь по сути вопроса. Влияет на что? На то, из какого четвертьфинала будет итоговый победитель? Разумеется, влияет. Разумеется, в куда большей степени, нежели номер четвертьфинала, в котором он бежит. И по этому поводу - наличию людей, которые выигрывают много гонок - есть вопрос к статистике ФИС и выводам из неё (про то, что в тех данных ФИС для мужчин и женщин есть существенные различия, я упомянул).
В статье же рассматривается различие в силе забегов. Влияет ли на выбор Клэбо на этот баланс? Да, влияет. Но в данном случае его влияние гораздо ниже, чем в предыдущем вопросе. Картина по полуфиналам для мужчин, где есть доминатор, и для женщин, где его нет, одинаковая: второй существенно слабее первого. По четвертьфиналам есть различия. И именно здесь, по всей видимости, затесался Клэбо как одна из основных причин. Как обычно проводит забеги Клэбо? Он часто сидит за спиной. И здесь два ключевых момента: 1) если с тобой в забеге Клэбо, ты его не обыграешь, 2) Клэбо не будет тянуть забег на высокие секунды, значит меньше шансов стать лаки-лузеров. Из-за этого первые выбирающие неохотно идут в первый полуфинал, зная что там точно будет Клэбо. Затем первые 11 номеров квалификации выбрали забеги. Следующие видят в первом четвертьфинале пару вроде Клэбо-Вальнес, и проходят мимо этого четвертьфинала. В итоге, частая картина для первого четвертьфинала: Клэбо, ещё один сильный гонщик + относительные статисты из района 20-го места в квалификации.
Напротив, в тех гонках, когда в спринте был хорош Устюгов, было вполне резонно выбирать его первый четвертьфинал, потому что была велика вероятность, что он сразу же покажет свою богатырскую силушку и установит время, которое унесёт в полуфинал всю братву, финишировавшую за ним.
- Клэбо в первом четвертьфинале;
- его основные соперники (Пеллегрино и Шанава/Вальнес и Гульберг) в 1, 2 или реже 3 - и в первом полуфинале;
- Большунов идёт в нижнюю половину сетки, чтобы иметь больше гарантий для попадания в финал с целью набора очков в общий зачёт;
- Ретивых также в нижнюю половину сетки, понимая, что в верхней части бороться будет сложно, и эта тактика регулярно приносит плоды.
Да, мужской спринт сейчас таков, что, пожалуй, как ни крути, в итоге получится одно и то же. Но пути получения такого результата, на мой взгляд, наоборот получились бы более разнообразными и интересными.
Может быть, разнообразие в том, что разные гонщики второго плана выходят в финал из более слабого второго полуфинала? Так разные ли, вспоминая Ретивых? А если и так, то мною это наоборот воспринимается с негативной стороны: более слабые лыжники проходят в финал из-за особенностей (=недостатка) системы.
Я вот, кстати, помню, когда смотрел женский спринт в Оберстдорфе, упомянутый в статье, получал удовольствие от сбалансированности забегов, в старых добрых традициях. Ещё в этом плане были неплохи времена соперничества Нильссон и Фаллы: они часто расходились по разным полуфиналам.