Само хладнокровие. Почему победа Марен Лунбю закономерна
Единственные женские соревнования закончились весьма ожидаемо: как мы и предсказывали ещё до начала Игр, Сара Таканаши вновь не выиграла золото. Зато это сделала Марен Лунбю, и это самый закономерный результат из всех возможных даже несмотря на сложнейшие ветровые условия в соревнованиях (впрочем, девушек этим не напугать: «У нас часто бывают старты в такую погоду», – подчеркивает новоиспечённая олимпийская чемпионка). Почему так? Мы нашли сразу четыре причины.
Марен – единоличный лидер нынешнего сезона
Сейчас в это сложно поверить, но первая победа на Кубке мира, терроризируемом прежде японской гегемонией, пришла к Лунбю немногим больше года назад. Случилось это в Нижнем Тагиле в 2016 году – и сама норвежка не восприняла это как что-то из ряда вон выдающееся, скорее как логичное следствие многолетней работы.
Первый триумф в карьере Лунбю
Каждая новая победа становилась просто ещё одним шагом к намеченной цели для 23-летней уроженки города Йёвик, что на юго-востоке Норвегии. Сейчас же на её счету 11 побед в Кубке мира. И если в прошлом сезоне она лишь входила во вкус, то в этом все прошедшие соревновательные месяцы норвежский гимн почти не смолкал. Семь побед в десяти стартах – гроссмейстерский результат и законное первое место общего зачёта с преимуществом в солидные 300 очков.
В далёком 2009 году пятнадцатилетняя на тот момент Марен открывала своим прыжком первый в истории чемпионат мира среди женщин. Девять лет спустя она становится второй в истории олимпийской чемпионкой.
Марен – само хладнокровие
Четыре года назад, во время Игр в Сочи, спортивный директор сборной Норвегии Клас Бреде Бротен сказал, что именно Марен Лунбю сможет «стать новым Бардалом» для норвежских прыжков. Тогда страна уже потихоньку готовилась попрощаться через год с настоящим символом этого спорта в Норвегии: со статным, всегда непробиваемо спокойным, уверенным в себе патриархом сборной со стальными нервами и элегантно седеющими висками. Мужская сборная за этот период так и не нашла никого, кто может хотя бы отчасти исполнять его стабилизирующую команду роль.
На тот момент фраза Бротена звучала слишком рискованно и притянуто за уши: где чемпион мира и победитель Турне, основная движущая сила своей сборной – и где двадцатилетняя девочка, у которой из достоинств и заслуг только суровый взгляд да периодические попадания в нижнюю половину топ-10 на заштатных этапах?
Но прогноз оказался пророческим. По прошествии ещё одного олимпийского цикла именно она подходила к Играм в статусе главной надежды команды. Именно на неё легла роль быть послом женских прыжков в мире. Именно её хладнокровие и невозмутимость не позволяют ей срывать попытки в любых условиях, когда конкурентки сбиваются с намеченного плана соревнований. Именно она взяла на себя обязанность поднимать важные вопросы о слишком медленном развитии Кубка мира, недостатке больших трамплинов в календаре и других аспектах существования женских прыжков.
В Пхёнчхане её не смутило даже падение в одном из тренировочных раундов накануне основного старта, заставившее её прибегнуть к обезболивающим из-за ноющего бедра.
Марен показывает характер как на трамплине, так и вне него. Женскому Кубку мира отчаянно не хватает как можно больше таких личностей.
Она тренируется с мужской сборной
Один из секретов резкого взлёта формы Лунбю заключается в особом плане тренировок. Помимо работы с главным тренером женской сборной Кристианом Майером и личным тренером Гьермундом Лундером, девушка постоянно ездит на сборы с мужской командой. Впервые она попробовала присоединиться к парням летом 2016 года – и это сразу же отразилось на результатах и технике норвежки.
«Мне действительно помогают совместные тренировки с ребятами. Мы всегда перенимаем друг у друга какие-то детали и решения, и это работает. Я многому учусь у них», – рассказывает о своём опыте Марен.
Женские прыжки в Норвегии привлекают внимание
Исторически Норвегия – одна из главных стран для женских прыжков. Первые данные об участии женщин в соревнованиях по прыжкам с трамплина относятся к 1863 году, когда на старте в норвежском Трюсиле наравне с мужчинами выступила 16-летняя Ингрид Олсдоттер Вестбю. С тех пор, по мере развития самого вида спорта, именно норвежские прыгуньи оставались в центре внимания. В тридцатые годы Йоханна Колстад неоднократно выступала на соревнованиях как в Норвегии, так и в США, где установила державшийся до 70-х женский рекорд в 72 метра.
В начале нулевых взошла звезда Анетте Саген, которая в дальнейшем стала одной из важнейших спортсменок в истории дисциплины, и не столько как одна из сильнейших летающих лыжниц, но даже в большей степени как активистка борьбы за женские прыжки. Вместе с сокомандницей Лине Яр, а также другими прыгуньями, среди которых были Линдси Вэн, Даниэла Ирашко-Штольц и другие, они годами добивались сначала включения женских прыжков в программу чемпионатов мира, а затем и Олимпийских игр.
Эпоха Саген пришла к концу ещё до первого и столь долгожданного олимпийского соревнования Сочи, куда легендарная спортсменка не отобралась по результатам. Теперь же в Норвегии восходит звезда Марен Лунбю – и ей предстоит продолжать борьбу Саген, которую она называет своим кумиром и примером для подражания.
– Победа Марен станет отличной рекламой спорта перед девочками: она задаёт очень высокую планку. Это очень хорошее событие для развития нашего прыжкового спорта, – признаётся легендарный норвежец Бьорн Айнар Ромёрен, ныне маркетинговый директор федерации, в бурные юные годы сам куда более скептически относившийся к женским прыжкам. Но времена меняются, и не в последнюю очередь под воздействием таких побед.
Дошло даже до геополитики: премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг призналась, что во время ее поездки в Японию для переговоров с Синдзо Абе именно золото Марен стало одной из самых обсуждаемых тем. Разговаривали ли они об очередном провале её главной конкурентки Сары Таканаши, увы, не сообщается.
Фото: Дарья Сыркова (Darija); Terje Pedersen/NTB scanpix; Tore Meek/NTB scanpix
Не забывайте читать нас в твиттере (@sjnayavu) и в Телеграме (@highflyingbirds).