Трибуна
4 мин.

100 лет назад состоялся первый чемпионат СССР по парусному спорту

Сто лет назад, 24 июля 1924 года, в Ленинграде состоялся первый чемпионат СССР по парусному спорту. Правда, неполноценный: фактически это был скорее чемпионат города.

В годы Гражданской войны парусный спорт в нашей стране пришёл в упадок: часть яхт была угнана за границу, другие были захвачены или уничтожены интервентами, третьи за отсутствием должного ухода пришли в негодность и требовали серьёзного ремонта. В начале 20-х годов началось восстановление флота; в яхт-клубах были организованы теоретические и практические занятия. По некоторым сведениям, ещё в 1918 в Петрограде были проведены первые гонки на первенство города. В 1924 году состоялись гонки на первенство Ленинградской губернии с пересадкой экипажей, в которых участвовали 55 яхт и около 200 человек. В том же году была организована дистанционная (крейсерская) гонка на кубок Губернского совета физической культуры (65 яхт) и первенство Ленинградского Военного округа; проводились и клубные гонки.

Восстановление и развитие парусного хозяйства дало возможность взяться за организацию чемпионата страны. После долгих дебатов организаторы решили, что для соревнования необходимо использовать одинаковые суда. Но этому препятствовала крайняя разнородность флота: в стране было трудно найти хотя бы пару одинаковых яхт. Поэтому чемпионат было решено провести на военно-морских шлюпках – шестивесельных ялах («шестёрках»), которые обладали парусным вооружением и были достаточно распространены во всех военно-морских базах страны.

«Шестёрка» под парусом. Фото с сайта www.varyag-onego.ru.

Приглашение на чемпионат было разослано во все центры, где культивировался парусный спорт (в основном, помимо Ленинграда, это были волжские и черноморские города), но по неясным причинам заявки на участие в гонках подали только представители Ленинграда – всего 11 команд. Вот список участников первого Чемпионата СССР по парусному спорту:

· парусное отделение Ленинградского центрального клуба «Спартак»;

· парусный клуб Василеостровского отделения «Спартака»;

· учебный корабль «Комсомолец» (военно-морские учебные заведения);

· петергофский яхт-клуб (не явились на старт);

Остальные семь команд представляли Балтийский флот:

· канонерская лодка «Красное знамя»;

· крейсер «Аврора» (2 команды);

· учебное судно «Трефолев» (2 команды);

· посыльное судно «Кречет»;

· эсминец «Артем».

Шлюпки были получены из Кронштадта поздно и только за два дня до старта разыграны по жребию между участниками, что практически исключило тренировку тех команд, которые были мало знакомы с «шестерками».

Чемпионат СССР состоял из одной гонки. Дистанция длиной около 2,5 морских миль (4,5 км) в виде треугольника с одной петлей вокруг стоящего на якоре учебного судна «Трефолев» располагалась на Петергофском рейде; старт и финиш были у пароходной пристани (этот причал, расположенный напротив Большого петергофского дворца, сохранился и поныне; сейчас к нему швартуются «Метеоры», приходящие из Петербурга).

В день соревнований с утра был штиль и лишь во второй половине дня потянул слабый южный ветер. Старт откладывали несколько раз. Только в 16:45 был дан хронометрический старт: яхты могли пересечь линию старта в любое время в течение 15-минутного стартового окна, время прохождения дистанции рассчитывалось с учётом фактического времени старта каждой яхты.

Через 4 минуты после сигнала у подветренного знака взяла старт шлюпка «Спартака», которая, идя мористее, ещё до первого знака обошла три ранее стартовавшие «шестерки». Она же первой обогнула «Трефолева» и, значительно оторвавшись от своих конкурентов, финишировала раньше всех, пройдя дистанцию за 1 час 33 мин 0,8 сек.

Учебное судно «Трефолев» (ранее – «Воин»).

Пришедшая второй шлюпка с «Трефолева» была дисквалифицирована за навал на финишный знак, поэтому второе место было присуждено шлюпке Василеостровского отделения «Спартака». Третьей на финише была шлюпка канонерской лодки «Красное знамя».

Рулевым экипажа-победителя стал молодой, но опытный яхтсмен Борис Борисович Лобач-Жученко, в то время служивший инструктором морского авиационного отряда. В 1912–17 годах Лобач-Жученко был гардемарином Морского кадетского корпуса; впоследствии он стал первым председателем Всесоюзной парусной секции, одним из основателей московского яхт-клуба «Водник», автором многочисленных пособий по парусному спорту и его истории, судейству соревнований и морской практике.

Б. Б. Лобач-Жученко в юности.

Поскольку на этих соревнованиях не были представлены яхтсмены из других городов Советского Союза, чемпионат 1924 года часто полагают неофициальным, а счет гонок на первенство СССР ведут с 1928 года, когда оно было разыграно в рамках Всесоюзной спартакиады (а иногда даже и с 1936 года). Тем не менее, победителям гонки 1924 года было официально присвоено звание чемпионов страны.

При подготовке материала использованы статьи Е. П. Леонтьева из журнала (сборника) «Катера и яхты», №№ 2 (1964 год) и 85 (1980 год).