Первая регата
175 лет назад состоялась первая в российской истории парусная гонка. Прежде чем рассказать о ней, стоит сделать небольшой исторический экскурс. История парусного спорта в нашей стране уходит своими корнями в петровские времена. Знаете ли вы, что первый в мире яхт-клуб – Невский флот – был основан в России в 1718 году Петром Великим «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства»? Царь стремился приобщить столичную знать к морскому делу. На Партикулярной верфи развернули строительство небольших гребных и парусных судов и буеров (ледовых яхт), которые выдавали дворянам и государственным учреждениям с требованием содержать их в порядке («в вечное и потомственное владение, с тем, однакож, чтобы владельцы их починивали и вновь делали уже на свой счёт») и с мая по октябрь регулярно, каждое воскресенье, участвовать в выходах на воду («экзерциях»), которые длились от 2 до 4 часов (допускалось не более двух пропусков в месяц без уважительной причины; за большее количество полагался штраф). Во многих таких выходах участвовал и сам Пётр.
Невский флот имел устав, флаг и форменную одежду. Правда, у него были два существенных отличия от современных яхт-клубов: во-первых, его члены не участвовали в парусных гонках. По крайней мере, никаких упоминаний об этом встретить мне не удалось. Во-вторых, парусным делом они в большинстве своём занимались из-под палки и постигали морскую науку без всякой охоты: это подтверждается тем, что сразу же после смерти Петра Невский флот закончил своё существование. Выходы на воду прекратились, яхты сгнили. Елизавета Петровна попыталась было возродить флот, но безуспешно. Первый в послепетровской России яхт-клуб – Санкт-Петербургский Императорский – был открыт при деятельном участии князя А. Я. Лобанова-Ростовского в 1846 году. Членами клуба были особы царской крови (одним из почётных членов числился и сам император Николай I), придворные, дипломаты, высокопоставленные чиновники и офицеры, причём для вступления в яхт-клуб необходимо было пройти через строгое голосование его членов.
Уже через год, 8 июля 1847 г. по старому стилю (т. е. 20-го по новому) близ Толбухина маяка, установленного у западной оконечности острова Котлин, состоялась первая парусная гонка. Участвовали 7 яхт. Самой большой была двухмачтовая императорская шхуна «Королева Виктория» водоизмещением 257 т, самой маленькой – тендер «Ученик» (51 т). (Для сравнения: самые лёгкие современные гоночные яхты вместе с экипажем весят 100–150 кг.) На всех судах за рулем стояли офицеры военно-морского флота; сами владельцы яхт в соревновании не участвовали.
Дистанция имела непривычный для современных гонщиков вид: она образовывала ромб со стороной в 3 мили (1 морская миля = 1852,4 м), вершины которого располагались в направлении четырех главных румбов (т. е. на север, восток, юг и запад). В каждой из вершин был поставлен на якорь корабль: три из них служили поворотными знаками, которые яхтам следовало последовательно обогнуть при движении по дистанции; четвертый же (восточный), бриг «Казарский», помимо этого являлся судейским или, как тогда говорили, «адмиральским» судном: на нем находился главный судья гонок контр-адмирал Шанц. На стартовой линии, перпендикулярной направлению ветра, расставили семь бочек, на которые и встали по жребию яхты.
В 10.00 был дан подготовительный сигнал: вступили в действие гоночные правила. В 10.30 пушечный выстрел известил о разрешении ставить паруса. В 11.00 раздался выстрел, означавший команду сниматься с бочек и начать гонку. Яхты должны были дважды пройти по периметру ромба против часовой стрелки, последовательно огибая поворотные знаки. Момент окончания гонки для каждой яхты фиксировался при пересечении ею линии финиша, за которую принималось направление от адмиральского судна на восток.
Гонку и приз «Серебряная ваза» выиграл тендер «Варяг», принадлежавший князю Б. Д. Голицыну: он прошёл 24-мильную дистанцию за 3 часа 45 мин и 10 сек. Второй на финише была шхуна «Русалка», отставшая от «Варяга» на 8 мин 52 сек.
Впоследствии подобные гонки стали проводиться регулярно, несколько раз в год. Примерно тогда же петербургские яхтсмены начали участвовать в дальних плаваниях: в 1847 году 130-тонный тендер «Нереида» совершил плавание вокруг Европы из Кронштадта в Севастополь, а на следующий год возвратился обратно. В 1851–1852 гг. Лобанов-Ростовский на шхуне «Рогнеда» прошёл из Санкт-Петербурга в Пернамбуку (Бразилия) и обратно. В 1853 г. Лобанов-Ростовский задумал уже кругосветное плавание, но начавшаяся Крымская война спутала планы: в Рио-де-Жанейро, куда «Рогнеда» пришла в начале 1854 года, английский военный корабль блокировал яхту. Плавание пришлось прервать, а шхуну продать с торгов.
В 1852 году состоялась первая в истории русского парусного спорта международная встреча: Петербург посетили две английские яхты. 12 июня состоялась 15-мильная гонка, в которой выиграла английская «Вар Игл»; через 6 дней яхты состязались на длинной, 100-мильной дистанции. И снова победа осталась за гостями: выиграла шхуна «Клеймор».
Со временем в России стали появляться другие яхт-клубы. Рос флот и число участников парусных гонок. Но это – уже следующие страницы истории российского парусного спорта.
При подготовке статьи использованы материалы журнала «Катера и яхты», № 85 (3/1980) и книги Б. Бонда «Справочник яхтсмена»