7 мин.

«Настоящее погружение в мир регби»: Николай Гилёв – о командировке в «Шогун»

Игрок петербургской «Заставы» и сборной России по регби-7 Николай Гилёв в первой половине октября отправился в европейский клуб «Шогун» для участия в турнире «Сафари Севенс» в Кении. Команда является франшизой наподобие «Барбарианс», но в регби-7. Игроки из разных стран приглашаются для выступлений в турнире буквально на время его проведения, а по завершении вновь разъезжаются.

«Денег не платят, для меня это как стажировка», – признался 21-летний игрок «Железному регби». Его пригласили сыграть за «самураев» после рекомендации его главного тренера в «Заставе» Вуйо Зангки: видео-резюме регбиста понравилось, и он был приглашён в Кению. В «Шогуне» Гилёву удалось поработать под руководством легендарного тренера по регби-7 американца Майка Фрайдэя, который 10 лет работал в сборной США и оставил свой пост после Олимпиады-2024. 

И теперь Николай по просьбе Ивана Железнова написал свою «Телеграмму регбиста». В ней он и поделился своими соображениями от поездки в Кению.

О любви к игре

Регби бывает сложно любить. Эта игра очень многого требует и многое забирает. А отдачу чувствуют не все и не всегда. Я был наслышан о регбийной культуре ЮАР от моего тренера Вуйо Зангки и от партнёра по команде Рикардо Дуарттее, но в моей поездке в Кению я столкнулся с настоящей, безусловной любовью к регби.

Когда я только прилетел туда, я был невероятно взволнован. Я не мог дождаться момента, когда увижу своих партнёров-»сёгунов», своего тренера на ближайшую неделю, новую экипировку, как сыграем первую комбинацию, поработаем над защитной системой. Я не мог усидеть на месте! Плюс ко всему я прилетел одним из первых, рано утром. Но уснуть не смог. Пришлось побродить по отелю, пообщаться с персоналом.

И вот момент настал! В столовую на завтрак зашли два британца, два испанца и два француза. Со всеми поздоровался, мы сели за один стол, беседовали о том, кто где играл, кто как добрался. Типичная беседа, первое знакомство, некоторые ребята не сильно хорошо говорили по-английски, подключался переводчик. Но нечто необыкновенное я почувствовал, когда вошли южноафриканцы… На лице у них была широчайшая улыбка, и я без слов чувствовал, что они настолько же взволнованы и в нетерпении играть. 

Один из них, Мервано да Силва, играл за «самураев» ещё на Кубке европейских чемпионов в Санкт-Петербурге, который в 2021 году выиграла «Застава». Тогда я с братом смотрел игры с трибуны, а между играми мы спустились и сфотографировались со звёздами! Сейчас Мервано – один из самых опытных «самураев», дебютировал за них в 2017 году и играет до сих пор. Но на его лице те же эмоции, что у молодого парнишки, который приехал впервые.

В команде чувствовались расслабленность, восторг, удовольствие и желание играть. Большинство разговоров было о регби, о регбилиг, о «семёрке». О командах, результатах, тренерах, стратегиях, о том, кто и с кем уже встречался на поле, кто кого видел на Мировой серии. Это было настоящее погружение в мир регби. И всё это в первый день! Было крайне весело.

На второй день прибыл тренер. В противовес удовольствию и веселью он принёс задачи, цели, обязанности, игровую структуру. Тренер Майк был очень прямолинеен в отношении коммуникации со спортсменами, в отношении того, чего он от нас ждёт. В его голосе чувствовалась уверенность, на вопросы – даже самые простые и, казалось бы, глупые - он отвечал глубоко и развёрнуто, касаясь самой сути: «для чего мы это делаем».

Возник прекрасный тандем. Игроки горят желанием побеждать, любовью к игре. Тренер даёт им инструменты для достижения желаемого. Это было потрясающе. На утренней зарядке мы танцевали, в автобусе на стадион пели песни, рассказывали истории из жизни. Когда доходило до собраний, все молча слушали, что говорит тренер, впитывали каждую каплю информации, не стеснялись задавать вопросы и получали глубокие ответы. На разминке чувствовалась энергия и настрой. Никому не платили денег за это, никого не просили приходить вовремя, разминаться и заминаться. Игроки делали это, потому что любят своё дело, а не потому что это их работа.

Я был заочно знаком с двумя игроками, оба из ЮАР, оба друзья Рикардо Дуарттее. Один из них учится в университете, изучает информатику и программирование, ему 23 года. На вопрос «Почему ты поступил учиться и выбрал это направление?» он ответил: «Чтобы я мог играть в регби сколько смогу, а потом у меня будет работа».

Представьте себе разницу в отношении. Для регбистов в России регби – это работа. Если им не платят или их что-то не устраивает, они начинают пренебрегать процессом.

Жители ЮАР идут на работу и поступают в университет, чтобы была возможность играть в регби. Еще один инсайд: многие профессионалы в ЮАР играют бесплатно, у игроков сборной зарплаты сравнимы с клубными зарплатами в России. И эта страна выиграла два последних Кубка мира. Видимо, не в деньгах дело…

О процессе

Перед турниром у нас было всего две тренировки в четверг, а в пятницу мы уже начинали играть. Плюсом было то, что у всех игроков был хороший набор навыков, хорошая физподготовка. Минусом – мы никогда не играли вместе, не знали друг друга как игроков.

Решением такой проблемы является система, игровая структура. Так на поле будет порядок, все будут знать, что мы делаем, чего мы хотим достичь.

За несколько дней до сбора тренер Майк отправил файл с игровой структурой. В нём было 30 слайдов. Мы в тот момент были с «Заставой» на 6 туре Высшей лиги и готовились к последней игре группового этапа с «Балтийским штормом». Мне стало так интересно, что я открыл и начал читать… Я думал, Майк Фрайдэй описал в этом файле секреты Вселенной и тайные регбийные знания.  Но это было не какой-то космической наукой. Это были простые комбинации от стандартов, расстановки на начальный удар, запросы (например, Flow – я забегаю за рак, Paddle – сгон). Словом, ничего такого, чего бы я не видел в «Заставе».

Очередное подтверждение страшной правды… Регби – это простая игра, но играть в неё просто очень нелегко. 

Представьте, что перед вами лежит текст на другом языке и вы пытаетесь понять, о чём он. Рядом с вами сидит переводчик и объясняет вам, что значит каждое слово. Процесс кажется тяжёлым, текст не становится понятнее и проще. Всё становится легче, когда вы выучите язык.

В этой аналогии переводчик – это тренер, текст – игровая структура. Когда ты понимаешь, что ты делаешь, зачем ты это делаешь, чего ты хочешь достичь, игра становится поразительно простой. Когда ты понимаешь, как манипулировать защитниками, как ограничивать опции игроков атаки, у тебя отпадает нужда думать на поле. Ты просто делаешь то, что знаешь, без сомнений и лишних мыслей.

Такую философию проповедует тренер Майк. И точно то же самое говорит в «Заставе» тренер Вуйо. Отличается образ, язык, тембр голоса, а посыл один.

Показательным было собрание с игроками перед матчем с Зимбабве:

 — В атаке они стоят от бровки до бровки и передают мяч на месте, в защите не выходят вперёд, всё время сгоняют. Что мы точно не можем делать против них?

 — Сгонять и играть из края в край.

 — Почему?

Прозвучал простой ответ, всё стало ясно.

Выходим на игру. Начинаем прессовать в защите и давить в центре в атаке. Зимбабве развалились.

Знание – сила.  Порядок бьёт класс. Я верю, что это так. Мне кажется, что тактическая сторона регби обделена вниманием. Было невероятным наслаждением увидеть глубину анализа в Кении, от игроков и тренеров.

____________________________________________

Еще больше о регби – в Telegram-канале «Железное регби».

Фото: личный архив Николая Гилёва, пресс-служба «Сафари Севенс».