Спортивные игры: баланс противостояния
На каждый вид спорта я смотрю так, словно это конструктор механик. Постоянно задаюсь вопросами по типу: «а что, если в футболе уменьшить ворота, но убрать вратаря?» Варианты изменений бесконечны, и каждое из них способно сильно преобразовать игру, её тактические подходы, философию.
Для меня это мысленное упражнение заключается в поиске неких идеалов, причём его параметры тоже могут быть абсолютно разными. Суть может быть в том, чтобы сделать игру более зрелищной и лёгкой в судействе, или менее травмоопасной и тому подобное.
Такой анализ иногда «открывает глаза» на действительность. Внезапно можно «переоткрыть» то, что вроде всем очевидно, но никогда не обсуждалось. Можно понять, насколько отдельный элемент важен для тактики и как повлиял на развитие игровых правил и принципов.
Ведь исторически правила всех игр отличаются от их первых официальных вариантов, и уж тем более – от разнообразия вариантов доспортивной эпохи. Мы так привыкли к унифицированным версиям, что почти никогда не задумываемся над вопросом «а что, если?» и даже «а почему так?»
Эта небольшая заметка – лишь указатель на тему; к ней можно подходить с разных сторон, двигаться в противоположных направлениях. Вариантам здесь просто нет пределов. И можно не ограничиваться воображением – а экспериментировать с игрой, её техниками и правилами.
Тема дня: механика контроля
В командных играх существует простая вещь: механика контроля мяча/шайбы очень сильно влияет на способность защиты противостоять атаке в разных частях поля. Конечно, процент противостояний у зоны ворот/корзины всегда высок, но когда в одних играх всё этим определяется, другие дают возможность влиять на игру максимально далеко от ворот.
Рассмотрим баскетбол, футбол, хоккей, лакросс и гандбол. Каждая игра получит достаточную условную оценку баланса противостояния по шкале от одного до десяти. 1 – баланс отсутствует, игра кажется «свободной», но фактически представляет игру со сменой ролей. 10 – идеальный баланс, когда соперники сталкиваются на каждом пятачке.
Баскетбол. Мяч большой, во время передвижения его нужно «вести», удерживать почти нельзя. Это позволяет соперникам навязывать борьбу в любой части поля, легко перехватывать передачи и стремительно контратаковать. И поскольку баскетбольная площадка довольно небольшая, это приводит к большой результативности финального счёта. Баланс – 9.
Футбол. Мяч тоже большой, его тоже нужно «вести». Но точность контроля ногами не сравнится с точностью контроля руками. Технически отобрать мяч легко, но низкая плотность игроков даёт игроку с мячом пространство и время для действий, чтобы оценить обстановку и сохранить контроль. На своей половине для этого больше вариантов, в атаке уже сложнее. Но в целом возможность навязать борьбу есть почти на всём поле. Баланс – 9.
Хоккей. Шайба маленькая и «ведётся» клюшкой, удержать её в рамках правил невозможно. При этом площадка средних размеров, скорость игры высокая, разрешены контакты. Итог – активная игра в пас и постоянная борьба абсолютно везде. Попытка «сушить» игру почти обречена на провал, такое случается крайне редко и выглядят неуклюже, прессинг быстро заставит соперников ошибиться и потерять контроль над шайбой. Баланс – 10.
Лакросс. Мяч маленький, контроль достаточно плотный – но не в руках, а в клюшке. И поскольку для броска желательно пространство и разрешены контакты, защита не прибегает к тактике «стены». Она может прижиматься к воротам, но в первую очередь пытается удержать соперников подальше от них. «Сушка» под конец матча возможна, но правило shot-clock не позволяет процессу затягиваться. К слову, в женских правилах контакты запрещены, но при этом клюшки менее глубокие и мяч легче потерять. Так что баланс для всех – 8.
Гандбол. Мяч средний и его контроль абсолютный, поле небольшое, контактная борьба почти отсутствует. Игра представляет собой перебежки от одних ворот к другим, 90% времени обе стороны стоят полукольцом на защите возле ворот, а в центре событий почти не бывает, только перегруппировки обеих команд из роли атакующих в защиту и наоборот. У игры свои достоинства, но существующие механики, как по мне, ей не подходят. Баланс – 3.
Если подумать, каждая игра может повысить показатель баланса, стоит только изменить её отдельные технические элементы или правила. Скажем, в мужском лакроссе достаточно сделать карманы клюшек менее глубокими – и мяч будет легче выбить у соперника, да и потерять его станет простым делом, появится больше попыток отнять мяч на чужой половине.
К примеру, в 1992 году в футболе ввели правило, которое запрещает вратарю брать мяч в руки после паса от своего товарища по команде. Элегантное решение, которое пусть частично, но повлияло на баланс противостояния: защита потеряла козырь, высокий прессинг стал более результативным.
Баланс тесно связан с «сушением счёта», когда одна из команд вместо игры тупо удерживает мяч и не даёт сопернику что-либо сделать. В каких-то играх «сушка» становится бесполезной из-за правил по типу shot-clock, например, в баскетболе это «24 секунды на атаку»; другие игры не нуждаются в подобных искусственных решениях.
Именно указанные выше нововведения в правилах мне кажутся наиболее удачными, когда механика игры не страдает, но увеличиваются возможности навязать борьбу, а предпосылки для сушения счёта – уменьшаются. И объективно это происходит без влияния со стороны судей и таймеров, что выглядит особенно красиво.