Диалектика спорта. Прекрасная статья 1922 года
Первого мая я опубликовал материал «Спорт как наука, театр и война». Одна из причин написания — не встречал глубоких размышлений на данную тему, в лучшем случае находил скромные и непоследовательные отсылки к отдельным аспектам. Так что идеи копились, мысли оттачивались, пока не получилась статья.
Так вот, в одном из абзацев я обратил внимание на «диалектику одного противоречия», где подчеркивал интересный момент: спорт как общественное явление, но с необходимостью индивидуальной заостренности на результат. Получилась некая формула: «атлет работает на себя, но в связи с другими».
И каково было мое удивление, когда я наткнулся на прекрасную статью «Известий спорта» от 16 августа 1922 года под названием «Массовый и индивидуальный характер спорта», автор Л.Геркан. Многие мои мысли полностью резонируют с тем, что было сказано более 100 лет назад, а часть сказанного даже удивила, позволив расширить понимание вопроса.
Ниже — полный текст статьи. Я отметил самые интересные моменты. Приятного чтения!
Массовый и индивидуальный характер спорта
В самом существе спорта заложено глубокое противоречие, которое приводит его к развитию. В этом отношении спорт представляет собой одно из многих общественных явлений, всецело подчиняющихся диалектическому закону общественного развития, установленному Марксом.
В самом деле: одной из самых отличительных черт спорта (именно спорта, а не гимнастики) является его стремление к достижению наивысшего совершенства часто в одном, или, во всяком случае, в очень ограниченном числе специальных упражнений — в футболе, в спринтерском беге, в гребле и т. д. Такое совершенство может быть достигнуто лишь путем строгой индивидуальной тренировки, учитывающей все характерные особенности данного организма, все его зачатки и природные данные. «Иметь глаз» для этих скрытых, еще не развернувшихся способностей индивидуума — это одно из самых драгоценных качеств хорошего тренера. Дальше идет самая кропотливая работа постепенного полного выяснения этих способностей путем соблюдения индивидуального режима, исполнения ряда упражнений по индивидуальной тренировочной таблице и т. д. Даже при отсутствии тренера клубная спортивная тренировка представляет собой ничто иное, как приспособление (сознательное и бессознательное) индивидуального организма к тем или иным спортивным движениям.
Но в то же время в спорте заложены глубокие корни общественности. Спорт социален по самому своему существу, так как требует не только личного совершенства, но и сравнения достижений в момент состязания. Один спортсмен нуждается в другом, хотя бы этот другой и был его злейшим конкурентом на поле состязания. В этой самой элементарной форме борьбы завязываются ясные социальные нити, получающие свое внешнее выражение в установлении правил состязаний, правил спортивного приличия, в безусловном подчинении коллегии судей и т. д. В более развитых формах спортивное соревнование приводит к командным состязаниям (в некоторых случаях это обуславливается самим характером данного вида спорта — напр. футбол), к внутренней спайке и сыгранности команды, далее к образованию спортивных кружков, обществ и клубов, к объединению их в Лиги, Союзы и Советы, к осознанию спорта как дела по существу не частного, а общественного, общегосударственного и даже международного. Во всех этих формах спорт перестает быть только индивидуальной тренировкой — он раскрывает свои глубокие социальные корни. Маленькое спортивное общество уже не заботится только о своих чемпионах, а стремится также навербовать возможно большее количество членов, блеснуть на состязании не только качеством, но и количеством. Откуда же это стремление? Оно проистекает не только из общего идеального представления о необходимости физического развития и оздоровления народных масс, о поднятии общего физического уровня, но из более близких и чисто практических соображений: лишь большое количество членов дает обществу прочный базис, как материальный, так и спортивный. Из большого количества членов общество черпает средства на свое поддержание путем денежных взносов, пожертвований, привлечения членов к личному участию в делах и т. д. С другой стороны те же члены являются тем резервуаром, из которого черпаются более квалифицированные силы для защиты «спортивной чести» клуба во вне. Таким образом даже самая индивидуальная тренировка, даже культ личности и чемпионства выростают и могут длительно вырастать только на широкой основе массового спорта, или, кстати, сказать, не являющиеся нашими главными целями, спортизации масс.
Только тот спорт, который вырастает из масс, который входит своими корнями в широкие массы, будет развиваться и совершенствоваться, будет жизнеспособным. И здесь качество вырастает из количества. Наоборот, гибель спорта, гибель физической культуры, как и в некоторых исторических случаях культуры вообще может быть объяснена отсутствием этой связи. Так греческое классическое воспитание тела было уделом лишь «свободных граждан», т.е. аристократического меньшинства. Рабам запрещалось заниматься гимнастикой и агонистикой (спортом).
Размеры настоящей заметки позволяют только поставить этот интересный социологический вопрос. Но уже здесь может быть разрешена одна весьма важная практическая проблема: жизненность и правильный путь развития спорта обеспечены, если спорт опирается на массы, если он не замыкается в узкие рамки аристократизма.
Здесь мы в настоящее время имеем весьма благоприятные признаки как у нас в России, так и заграницей: широкая популяризация спорта, проведение его в широком масштабе при участии государственного аппарата, планомерная подготовка профессиональных преподавателей и агитаторов спорта, прорыв в этом месте обоюдоострых правил о любительстве и т.д.
Результат на лицо: все яснее и яснее выступает массовый характер спорта, и он получает свое внешнее выражение в общих праздниках спорта, привлекающих громадное количество участников. Здесь мы ограничимся лишь одним, наиболее свежим примером — недавно закончившимися национальными спортивными играми (Олимпиадой) в Германии. Здесь цифровые данные о записавшихся на отдельные состязания прямо поразительны: в гребных состязаниях участвовало 256 лодок. В состязании на 35 километров в гичках-четверках участвовало 18 команд. В теннисе записано 200 участников, в состязаниях по гимнастике приняло участие гимнастов: 1589 мужчин и 466 женщин. На легкую атлетику записано 1168 мужчин и 77 женщин, причем в одном лишь десятибории принимало участие 64 человека. По отдельным легкоатлетическим номерам записано следующее количество участников:
Бег 10 метр. — 161 человек, 200 м. 113 чел., 400 м. — 111 чел., 800 м. 92 чел., 1000 м. — 64 чел., 1500 м. 79 чел., 5000 м. — 106 чел., 42 кил. (марафонский) — 140 чел., ходьба на 50 килом. — 49 чел., барьерный бег 110 мт. — 29 чел., барьерный бег 400 м. — 21 чел., кросс-кантри 3000 мт. — 45 чел., толкание ядра — 63 чел., метание диска — 74 чел., метание копья — 69 чел., метание мяча — 35 чел., прыжки в высоту — 52 чел., прыжки в длину — 78 чел., тройной прыжок — 34 чел., прыжки с шестом — 34 чел., прыжок в длину с места — 32 чел.
По тяжелой атлетике число участников не менее внушительно: всего участников 1176, а по отдельным номерам: по боксу в 8 классах — 339 чел., в борьбе — 521 чел., в поднимании тяжестей в 5 классах — 278 чел., в метании тяжестей — 49 чел.
Интересны также цифры по велосипедному спорту: в состязании на 300 километров из Гамбурга в Берлин участвует 212 велосипедистов, в велосипедном поло — 6 команд, на 1000 метров — 74, а на 10 километров — 64 чел., 2000 мт. на тандемах — 10 команд, командное состязание на 7500 метр. — 9 команд.
В фехтовании записано 115 человек, а в стрельбе — 316 чел. Прыжки в воду исполнены 53 прыгунами, в эстафетах по плаванию участвует 34 команды, в водном поло — 15 команд. Одних лишь женщин, записавшихся на состязания по плаванию, насчитывается 126 человек.
Не менее интересно количество участников специальных юношеских состязаний, в которых приняло участие: по гимнастике — 441 (мальчиков и девочек), по легкой атлетике — 23, по борьбе — 106, по плаванию — 273 (мальчиков и девочек).
Если принять во внимание, что на этих спортивных играх могли принять участие только отборные силы, выделенные из общей спортивной массы путем большого количества местных состязаний, то станет ясным, что эти цифры говорят сами за себя, говорят яснее слов о массовом характере спорта.