Народная журналистика. Мой путь в спорте
У любой деятельности есть своя история и родившиеся смыслы. Я уже пятый год пишу о малоизвестных видах спорта, об игроках и тренерах, стараясь занести их результаты, мысли и эмоции в летопись спорта, — и пока я это делал, у меня нарисовалась собственная история.
Как и многие истории, в деталях они сугубо индивидуальны, но оценка их траекторий и попутно появившихся явлений — размышлений, чувств, откровений — позволяет подняться над деталями и увидеть общую картину, в которой обнаруживается много интересного и полезного.
Цифры
Первую новость я написал в феврале 2020 года на тему настольной игры го, которую люблю и сам практиковал уже десять лет. С тех пор я писал на разные темы, и в моей копилке сейчас 700 материалов, среди них много уникальных комментариев, интервью и глубоко проработанных обзорных статей. Общее количество переходов по ссылкам перешагнуло за 110 тысяч.
Мелкие публикации занимали у меня иногда всего 10-15 минут, но часто ради материалов приходилось в свободное время ездить на мероприятия или часами собирать обрывки информации по сайтам, социальным сетям, в переписках с участниками событий.
На одну крупную статью по истории лапты у меня и вовсе ушло буквально две недели отпуска, настолько я погрузился в тему и хотел написать нечто уникальное и фундаментальное, а не проходной материал «ради галочки».
Если предположить, что в среднем за все время одна новость отнимала у меня 30 минут, то 700 штук равны как минимум 350 часам или примерно 11 рабочим неделям вложенного труда. И, должен отметить, все я это делал всегда добровольно и абсолютно бесплатно.
Почему
Единственное, что я получал — моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы. Кроме этого, познакомился с различными интересными и активными людьми, некоторые стали для меня если не друзьями, то уж точно хорошими знакомыми.
В чем я вижу пользу? Отвечу от обратного и по порядку. Лента новостей завалена откровенным мусором. Внимание людей превращено в товар, и это внимание легко поймать на темы ток-шоу, политики, катастроф, скандалов и прочей ерунды. Из этого ряда большой спорт выпрыгнул не очень далеко.
Часто люди ничего не знают о спортсмене, но гордятся за его медаль или проклинают за ее отсутствие. Обсуждают цвет хоккейной формы, ждут толпой в аэропорту олимпийского чемпиона, но при этом абсолютно не замечают людей, которые вкладывают огромные силы и душу в другие виды спорта, да и не только спорта. И постоянные перепечатки одного и того же только укрепляют такое положение вещей.
Поэтому когда я задумался о своих возможностях в журналистике, то решил придерживаться двух простых правил: писать о том, что 1) лично мне интересно и при этом 2) почти игнорируется новостными агентствами. Получился своеобразный волонтерский проект.
Издание
Началось и продолжается все в единственном интернет-издании — ИА Красная Весна. Меня туда пригласили хорошие знакомые, с которыми во многом мы сходимся во взглядах. И хоть теперь я почти все переношу на Спортс и даже делаю здесь оригинальные публикации, новости первым делом отдаю редакторам КВ.
К слову, на КВ все трудятся не за деньги, а за идею настоящей свободной журналистики. Когда крупные СМИ полностью игнорировали некоторые темы, КВ несколько раз в одиночку предлагали альтернативный взгляд на тот или иной вопрос. В этом смысле мой подход к спорту чем-то напоминает общие принципы редакции.
Темы
На данный момент регулярно я пишу исключительно про лапту и лакросс. Мне нравится культура североамериканских индейцев, а лакросс — это как раз их изобретение; кстати, ирокезы до сих пор опираются на него в своей идентичности. Ну а лапта — это русская народная игра с древней историей, 100 лет назад она была, вероятно, самой распространенной дворовой игрой в стране. Так что писать про нее — значит для меня поддерживать часть культурного наследия.
Раньше вел колонки на темы игры го, иностранных и российских автогонок, и совсем немного про отечественный бейсбол. Все это отставил в сторону по разным причинам, в основном — ради экономии личного времени. Было пару материалов на другие темы, но это из мимолетного интереса.
Почему именно спорт? Он удобен готовым календарем событий, к которым легко подстроиться. В других темах было бы элементарно больше возни. Конечно, если не считать рерайты, но это не по мне: хочется живого взаимодействия. А еще фокус на конкретных видах спорта не дает «выпасть из темы», материалы готовятся весьма бодро и с полным пониманием контекста.
Погружение
Когда пишешь на одну тему, то погружаешься в нее и относишься к ней по-серьезному. Ты видишь за темой историю, систему, труд разных людей. С таким пониманием невозможно составлять материалы безалаберно, словно это что-то проходное.
Скажем, я ведь не один пишу про лапту, просто делаю это регулярно и придаю ей статус спортивной серьезности, а не случайной забавы. И когда вижу, как репортеры говорят об игре только в терминах развития и цитат из 19 века, это кажется примитивным и уничижающим ее достоинства.
Чемпионаты и кубки по лапте проходят регулярно с 1989 года, первый крупный турнир и вовсе прошел в 1958 году, после чего турниры регионального уровня не прекращались. Зачем каждый раз говорить, что «игра начинает развиваться» или уточнять, что битой надо бить по мячу?
Новости про футбол касаются только актуальных событий. Никто не вспоминает цитаты английских сэров 19 века и не поясняет, что по мячу бьют ногой. Конечно, при знакомстве с чем-то новым делать исторический обзор полезно. Но ведь не бесконечное количество раз.
И если мы говорим про исторически самую популярную народную игру, давно являющуюся видом спорта, по которой проходят турниры, спортсмены получают звания мастеров, считаю важным использовать подходящие акценты для репортажей.
Алгоритмы
Вкратце поясню за Новости Дзен, чьи алгоритмы обрабатывают материалы любых агентств и партнеров. Все написанное отправляется в ленту, а алгоритмы делают из этого сюжеты. Что лучше соответствует критериям Дзен, то возглавляет сюжет и получает едва ли не все клики. Но большинство новостей не получает и десяти, поскольку лента всегда обновляется и все уходит вниз.
Но иногда кому-то везет — и новость получает заметно больше кликов, чем в среднем по рубрике. Тогда алгоритм решает, что ее нужно показывать чаще и выдает что-то вроде кредита на 300, 2000 или 10000 кликов в сутки. Пока люди открывают и читают, «кредит» работает; когда их поведение меняется, показы прекращаются.
Как я выше упоминал, внимание — это товар. Агрегаторам нужны активные читатели, чтобы показывать им рекламу и зарабатывать на этом. Неудивительно, что мои малозаметные темы нечасто получают более 100 просмотров. Иногда доходит до 1000 и уж совсем редкость, чтобы счетчик выдал свыше 10 тысяч просмотров.
Соцсети
Полагаться только на алгоритмы не обязательно. Социальные сети — отличное место, чтобы найти целевую аудиторию, обрести знакомства, найти героев для новых материалов. Я делал сотни постов, они собирали сотни лайков и все такое. Самое забавное, что мне пару раз внезапно даже выдавали админские права в группах, настолько инициативность иногда удивляет людей.
Кстати, по возможности я всегда отдаю материал на проверку его героям, и это происходит в тех же соцсетях и мессенджерах. Человек заранее видит, как все будет выглядеть, может откорректировать свое высказывание, что-то убрать или добавить.
Т.е. никогда не бывало, чтобы я записал диалог на диктофон, обнаружил там что-то провокационное или просто необдуманное высказывание и бежал его публиковать. Для меня это вопрос порядочности и уважения. Видимо, это что-то из разряда желания придерживаться «золотого правила морали» во всех сферах жизни.
Работа
Несколько раз я пытался устроиться корреспондентом официально, чтобы сменить маркетинг на профессиональную журналистику. Отправлял десятки резюме и подробные сопроводительные письма, но положительного ответа не было. Однажды предложили ставку на уровне стажера, но она не покрыла бы даже аренду квартиры, так что я отказался.
Но это еще не самое интересное. Я предлагал писать бесплатно, если мне позволят вести уникальные рубрики в свободном для себя режиме. И мне тоже отказывали! Но, учитывая сказанное об алгоритмах, вы можете догадаться, почему мне отказывали — агентствам не нужны темы, которые пока не способны конкурировать за внимание, т.к. на них нельзя заработать. Увы.
Представьте, это касается даже гоночных серий, которые еженедельно в прямом эфире собирают тысячи человек. Видимо, даже такой уровень интереса считается убыточным и бесперспективным.
Проблемы
Речь про общение с людьми. Об этом можно было бы умолчать, если бы не одно «но»: все любят внимание и хотят, чтобы их заметили и поддержали, хотя бы информационно. В чатах и на стенах различных сообществ я не раз видел сокрушения на тему того, что их деятельность не ценят, репортажей не снимают и ничего не пишут, спонсоры не приходят.
Отлично, для этого отчасти я и занимаюсь журналистикой — совершаю ту самую информационную поддержку. Я прихожу, звоню или пишу — и мне... не отвечают или отвечают так, чтобы я поскорее разлюбил журналистику. Если без шуток, то вот топ-лист неудобных ситуаций:
Игнорирование. Пишу сообщение, его читают, и потом не отвечают; повторная попытка заканчивается тем же. Звонок тоже не спасает. Явление безобидное, но встречается постоянно.
Пренебрежение. Поясню шуткой. «Вы из какого агентства? Никогда не слышал. Я отвечу на два вопроса, а дальше пойду ждать Первый и Россию 24. Да, они были у нас лишь однажды и не понимали происходящего, но у них были камеры и дорогие микрофоны».
Непонимание. Это когда общение вроде как завязывается, но конкретных ответов на поставленные вопросы нет из-за непонимания, какой вообще смысл в журналистике. Почти всегда это удается преодолеть на каких-либо примерах.
Отрицание. Тоже нет ответов, но из принципа «продажным журналистам веры нет». Мол, я хочу найти скандал или проблему и заработать на этом. Преодолеть сложнее, но тоже возможно, особенно учитывая мои волонтерские идеи.
Антагонизм. Человек находит у агентства материалы, с которыми не согласен, — и из принципа отказывается делиться информацией или даже просит не писать о нем. Случаются парадоксы, когда при этом он сам же репостит подобные издания.
Смыслы
Журналистика приносит пользу и автору, и его героям. Для меня — это новый опыт, знакомства и, пожалуй, интересное приложение умений. Для других:
Внимание. Приятно увидеть новость про себя или свою команду. Я не раз видел, как родители выставляли мои материалы, когда в них речь шла про их детей. Это скромное признание важности их деятельности. Нетрудно понять, почему это вдохновляет.
Популяризация. Особенно важно для малоизвестных видов спорта. Гарантий нет, что каждый тысячный читатель попроситься в ваш клуб, но все же хорошо, когда о вас регулярно узнает кто-нибудь новый. Без каких-либо усилий с вашей стороны.
Спонсоры. Напрямую благодаря новостям найти спонсоров не выйдет, так что скорее речь о том, как надо пользоваться вниманием со стороны СМИ. Если о вас пишут, об этом можно рассказывать потенциальным спонсорам и чиновникам, чтобы повысить свои шансы на успешное привлечение финансов.
Заключение
Сколько лет я буду этим заниматься — загадывать не буду. Стоит ли кому-то пробовать себя в этом — однозначно да. Особенно советую тем, кто горит своим делом. Не ждите, что о вас расскажут: берите клавиатуру или камеру и рассказывайте о любимой теме. Не обязательно делать это постоянно, подойдут и квартальные репортажи. Что бы ни вышло, в любом случае это сохранит вашу историю.
И крайне советую найти единомышленников: тех, кто помогает или создает материалы сам, обсуждает события или продвигает публикации — подойдет любая роль. Поддержка нужна, чтобы не застрять на месте и не бросить дело раньше времени. Также вам могут что-то подсказать, придумать новый формат или даже предложить неожиданный совместный проект.
Журналистика зацепила меня, я нашел в ней смыслы и миссию. Мне нравится писать о простых людях и при этом помогать развиваться предмету своего интереса, а не оставаться сторонним наблюдателем. Приятно получать благодарные отклики, неприятно встречать беспочвенную критику, но тут как во всех сферах жизни — нужно быстрее избавляться от эмоций и двигаться дальше.