Может любитель обойти профессионала? Считается ли он любителем, если зарабатывает на спорте? Открываем вечный спор
Противостояние любителей и профессионалов – отдельная сторона современного спорта, в том числе высших достижений. Развитие массового спорта, экипировки и доступность тренировочных методик привели к тому, что сейчас граница между профессионалом и любителем в некоторых видах спорта размыта как никогда ранее.
При грамотном подходе сочетание полного рабочего дня и профессионального уровня подготовки достижимо, особенно, если атлет готов отдать все свое свободное время ради спортивных побед. Однако все это сильно варьируется от конкретного вида спорта и начальных условий.
В вопросе, кто есть любитель, необходимо учитывать наличие спортивной базы: если человек занимался спортом в детстве и юности, у него явно лучший стартовый трамплин в спорт высших достижений, чем у того, кто приступил к занятиям значительно позже.
И второй момент: могут ли любитель и профессионал встретиться лицом к лицу на соревнованиях, или их все равно будут разводить по категориям в зависимости от вида спорта? Где же эта грань, и существует ли она в принципе?
Олимпийские игры как соревнования любителей
Изначально Пьер де Кубертен задумывал Олимпиаду как спорт для любителей. Он считал, что спорт – это прежде всего хобби, а уже потом – источник заработка. Именно тогда появилась граница, отделяющая профессионалов от любителей: профессионал получал деньги за спортивные выступления, любитель – нет. Со временем эта тонкая грань размывалась, и сейчас уже никого не удивить призовыми на любительских соревнованиях.
Но раньше все было строже. Например, в 1912 году на Играх в Стокгольме американец Джим Торп выиграл два золота в пятиборье (бег на 200 и 1500 метров, прыжок в длину, метание копья и диска) и десятиборье (состав дисциплин аналогичен современному). Через год выяснилось, что Джим до Олимпиады играл в бейсбол на полупрофессиональном уровне и зарабатывал игрой деньги. Медали у легкоатлета отобрали.
Аналогичная судьба постигла немецких фигуристов Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера, которые завоевали серебро в парном катании в 1960 и 1964 году. Когда выяснилось, что у них были контракты с шоу Holiday on Ice, медали у спортсменов также изъяли. Однако значительно позже, в 1987 году, они были восстановлены в своих титулах.
«Любители» на полной занятости
Холодная война между США и СССР простиралась в том числе и на спорт. На зимних Олимпийских играх главенствовал хоккей как вершина командного спорта, поэтому победа в олимпийском турнире имела огромное значение для двух лагерей.
В СССР и других странах коммунистического блока одновременно с развитием массового спорта была разработана система полупрофессионального спорта: номинальные военнослужащие и рабочие заводов получали зарплату по месту трудоустройства, но фактически (или преимущественно) занимались только спортом. Это позволяло получать в олимпийских видах сильных атлетов, не переступая через тонкую грань профессионал/любитель. С 1956 по 1988 годы Советский Союз выиграл 7 из 9 олимпийских хоккейных турниров.
Канадцы, будучи до этого фаворитами в хоккее, даже бойкотировали турниры 1972 и 1976 годов. Со временем профессионализм в спорте повышался, и становилось все труднее отделять любителей от профессионалов. В конечном итоге все виды спорта стали профессиональными, коммерциализация вышла на первый план, и мы получили тот спорт, который наблюдаем в настоящее время.
На Олимпиадах любительским остался только бокс
В современном варианте на Олимпийских играх нет ограничений на выступления профессиональных спортсменов. Исключением остается лишь бокс, где выступать могут только любители. В любительском боксе отсутствуют призовые, используется меньшее количество раундов (3 на Олимпиадах) и (ранее была) обязательна защита головы. На Олимпиаде в Рио в 2016 году впервые в истории защитные шлемы у мужчин были убраны из правил. У женщин их пока что оставили.
Профессиональных футболистов допустили до летних Олимпийских игр только в 1984 году. В 1992 году было введено частичное возрастное ограничение: допускались игроки не старше 23 лет. С 1996 года в качестве исключения добавили возможность участия трех футболистов любого возраста. Хотя футболисты и могут заключать профессиональные контракты в раннем возрасте, статус футбольного олимпийского турнира находится значительно ниже статуса чемпионата мира по футболу. Именно поэтому в футболе олимпийская медаль ценится гораздо меньше, чем в других видах спорта.
Стив Префонтейн против Любительского спортивного союза
Стив Префонтейн – легенда американской легкой атлетики. В свое время он бил рекорд за рекордом, выступая на самом высочайшем уровне. Помимо своих результатов Стив отметился еще и тем, что по сути начал революцию в переформатировании всей системы любительского спорта США, открыто выражая свое недовольство действиями Любительского спортивного союза.
Любительский спортивный союз (AAU), основанный в 1888 году, фактически управлял спортивными состязаниями и участвовал в деятельности Национального олимпийского комитета США. Несмотря на развитие профессионализма в спорте, атлеты не могли зарабатывать на стороне (заключать спортивные контракты, даже рекламные), выступали в коммерческих турнирах бесплатно (деньги себе оставлял AAU) и не видели света в конце тоннеля. Именно AAU не допускал женщин до беговых состязаний, в том числе марафонов.
Еще будучи студентом Орегонского университета (1970-1973), Стив Префонтейн открыто выступал против AAU, поскольку считал несправедливой систему, при которой Союз организует соревнования, собирает толпы на трибуны, а все деньги идут в карман чиновникам, так как бегуны должны оставаться любителями. Поскольку Префонтейн был тогда национальным героем, рекордсменом и чуть было не выиграл медаль на Олимпиаде 1972 года, AAU не мог накладывать какие-либо санкции на атлета и просто спускал вопрос на тормозах.
Через несколько лет после смерти Стива в 1978 году Джеймс Картер подписал «Закон о любительском спорте», который позволил создать собственные федерации для каждого олимпийского вида и дать свободу профессиональным спортсменам. В том числе это позволило США выстроить сильнейшую систему студенческого спорта.
Студенческий любительский спорт в США
Студенческий спорт в Соединенных Штатах – это отточенная десятилетиями вертикаль, позволяющая перспективным атлетам уже со школьной скамьи попадать в систему, которая поддерживает их материально. Это в свою очередь создает большую выборку и высокую конкуренцию, когда американские студенты начинают показывать лучшие результаты в мире и затем на выходе из учебного заведения подписывают профессиональные контракты.
Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) очень трепетно относится к спортсменам: для нее студент, в первую очередь, – учащийся, и только потом – атлет. Он должен получить диплом об образовании, освоить специальность, а спорт – лишь приятное дополнение. Именно поэтому студенты учебных заведений США, входящих в NCAA, не могут иметь профессиональных контрактов.
Организация ежегодно выделяет 3,5 миллиарда долларов на спортивные стипендии, которые позволяют поддерживать около 180 тысяч атлетов, в том числе иностранных. Многие американские университеты отслеживают соревнования юношеского спорта и заманивают перспективных атлетов из других стран к себе. От этого зависит уровень спортивных результатов учебного заведения и его престиж.
Также в NCAA развита страховая система, обеспечение питанием студентов-атлетов и прочие компенсации, позволяющие учащимся развиваться в спорте без дополнительных расходов.
Как же определен статус любителя в американском студенческом спорте:
«Любитель – это лицо, которое не имеет письменного или устного соглашения с агентом, не получает доход сверх его/ее фактических расходов и не получает конкурентного преимущества в своем виде спорта».
Данная система исключает возможность заключения профессионального контракта, в том числе спонсорского, получения заработка или призовых от выступлений на соревнованиях, а также любые агентские соглашения с материальной выгодой. Также студенты не могут соревноваться с профессионалами.
С другой стороны, благодаря высокому уровню организации и освещению по телевидению эта же система позволяет выстраивать четкую пирамиду в спортивной иерархии, обеспечивая возможность действительно талантливым студентам получать профессиональные контракты прямо со студенческой скамьи. Особенно хорошо это реализовано в системе драфтов (ежегодной процедуре выбора профессиональными командами игроков, не заигранных в лиге) в NBA, NHL, NFL и прочих лигах северо-американского спорта.
Образование или спорт?
Может показаться, что подобная система заставляет человека выбирать: он либо учится и соревнуется на любительском уровне, либо соревнуется профессионально. И это правда лишь отчасти.
Попадая в систему, человек либо пользуется ее благами, либо работает сам на себя. Система обеспечивает перспективного атлета стипендией, условиям и соревнованиями студенческого уровня. И он отвечает ей взаимностью: учится и не лезет в профессиональный спорт. Но, с другой стороны, можно выбрать заработок здесь и сейчас и обучаться как обычный студент, отказавшись от всех привилегий NCAA.
Например, действующий рекордсмен мира в беге на 60 метров с барьерами Грант Холлоуэй ждал окончания университета Флориды и прямо после завершения учебы подписал контракт с adidas. Он отправился на чемпионат мира по легкой атлетике, где с первой попытки взял золото, хотя его уровень выступлений по студентам позволял ему выйти на мировой уровень гораздо раньше.
Другие были менее терпеливы: например, Дрю Хантер поступил в 2015 году в Орегонский Университет, однако уже летом 2016-го бросил учебу, выбрав 10-летний профессиональный контракт с adidas.
Есть и примеры смены статуса с сохранением образования. Эван Джагер, серебряный медалист Рио в беге на 3000 метров с препятствиями, поступил в университет Висконсина в качестве студента-атлета. Через год ему предложил контракт Nike. Эван выбрал профессиональный спорт, но, перебравшись в Портленд, поступил в местный университет в качестве обычного студента без возможности соревноваться на уровне NCAA. Зато это открыло ему дорогу на международный уровень.
Разработанная в США вертикаль начинает отлавливать перспективных атлетов уже в школах и предлагать им стипендии и прочие блага, чтобы школьник выбрал именно их университет. Наиболее престижными считаются предложения из университетов так называемого Первого дивизиона (Division I). Многие топовые игроки NBA и NHL – это выпускники высших учебных заведений Первого дивизиона.
Массовый спорт в СССР и РФ
СССР не случайно имел одну из сильнейших команд в олимпийских видах спорта. После окончания Второй мировой войны Советский Союз вступил в МОК и начал участвовать в Чемпионатах мира и Европы. Для развития массового спорта в стране был создан Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, который осуществлял свою деятельность с 1968 года и вплоть до распада Советского Союза.
Тогда же было создано множество ведомственных и добровольных спортивных обществ, которые выстроили вертикаль от учащихся средних учебных заведений до спорта высших достижений. Спорт стал массовым, поддерживался государственной пропагандой здорового образа жизни и позволял Национальному олимпийскому комитету иметь большую выборку спортсменов в каждом олимпийском виде.
С распадом Советского Союза вертикаль массового спорта стала проседать. Сокращалось количество спортивных сооружений, закрывались добровольные спортивные общества при предприятиях. Более успешная коммерциализация определенных видов, таких как футбол и хоккей, привела к перераспределению финансирования и смещению интереса в сторону доходного спорта.
Сейчас олимпийский спорт в России в большей степени держится на ведомственных спортивных обществах, таких как ЦСКА, СКА, Динамо и пр. По этой причине в стране существует сохранившаяся с распадом Союза ставочная система условной занятости. Многие ведущие спортсмены, олимпийские чемпионы и чемпионы мира, числятся в ведомствах, получают зарплату из «военных денег», но по факту только тренируются, не исполняя служебных обязанностей.
На самом деле, поддержка олимпийских видов – вопрос престижа страны. И это касается не только России, а в принципе всех стран. Олимпийские игры – вершина спортивного олимпа для любого спортсмена и лакомая статистическая единица для чиновников.
Коммерциализация спорта в большей степени проявилась в командных видах (футбол, хоккей, баскетбол), дав возможность спортсменам высокого уровня зарабатывать действительно много. На их фоне такие виды, как легкая и тяжелая атлетика, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, остаются менее привлекательными, потому требуют определенной государственной поддержки. Это не хорошо и не плохо. Это просто необходимо для сохранения этих видов спорта.
Например, в США существует система получения гражданства через службу в армии, потому многие перспективные африканские атлеты идут служить и заниматься спортом, чтобы в дальнейшем стать гражданином Соединенных Штатов.
В Кении большая часть легкоатлетов – это сотрудники полиции, а местный чемпионат среди полицейских по составу участников сильнее финала Чемпионата мира. В Италии при полиции существует общество Centro Sportivo Carabinieri, которое обеспечивает занятостью многих атлетов олимпийских видов спорта.
Любители против профессионалов
Развитие и коммерциализация спорта, формирование смешанной занятости (в том числе появление возможности удаленной работы и работы с гибким графиком) и доступность тренировочных методик привели к реальному размытию грани профессионального и любительского спорта. Естественно, это нельзя сказать про весь спорт: существует пласт дорогостоящих и элитарных видов, таких как автоспорт, гольф, теннис, где порог входа крайне высок и появление в них самородков скорее исключение из правил, чем тенденция.
Но многие федерации национального и международного уровня позволяют любителям и полупрофессионалам соревноваться на равных с профессиональными спортсменами.
Шоссейные беговые виды легкой атлетики и триатлон уже привыкли к появлению на стартах сильных спортсменов из числа любителей. Даже на уровне командных видов, таких как футбол, каждый год мы сталкиваемся с невероятными историями любительских и полупрофессиональных клубов, которые доходят в национальных кубках до финальных стадий.
Так может ли называться любителем спортсмен, тренирующийся по 20 часов в неделю? Является ли он любителем, если у него спонсорский контракт со спортивным брендом и заработок на выступлениях в соревнованиях? Это хобби или вторая работа?
Наверно, в современном обществе с развитой инфраструктурой, технологиями и относительной демократичностью в работе отдельных спортивных федераций уже не так принципиально, кто профессионал, а кто любитель.
Если любитель после работы выходит и на равных соревнуется с атлетом, выращенным в системе, его уровень профессионализма в конкретном виде спорта не меньше, а уровень таланта, возможно, даже больше. А дальше уже соревнования рассудят, кто лучше. Ведь в этом и есть смысл спорта высших достижений.
***
А как вы считаете, где грань, после которой спортсмен перестает быть любителем и считается профессионалом?
Больше о беге, триатлоне, питании и спортивной медицине – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: instagram.com/i.yadgarov; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Alex Livesey, Tony Duffy, Dylan Buell / Stringer, Christian Petersen, Andy Lyons ; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency; runnerspace.com; armywcap.com
А так да, образование в первую очередь.
Но, по сути, все эти, так называемые боксеры-любители, такие же профи - бокс их основное место работы и заработка. То, что они как в СССР числятся военными или росгвардейцами не делает из них любителей, только лишь фиктивных псевдолюбителей. И если раньше в этом был смысл для обмана МОК и возможности привозить своих профи на Олимпиады для побед над американскими студентами, то сейчас этого смысла нет. Совершенно непонятно, зачем полицейского ведомству содержать, например, профессиональных волейболистов? Ведь это даже не прикладной вид спорта, в отличие от того же бокса или даже стрельбы. Просто бессмыслица и нецелевое расходование бюджетных средств, по факту...
пы.сы. массовый спорт с уклоном в физкультуру нечего мешать с профессиональным. Массовым занятиям никакая поддержка государства не нужна, чтобы существовать, хотя могла бы помочь (НЕ путем создания спортшкол, гостренеров и финансирования сборов сборной в Австрии). Как скейтбордисты задолго до олимпиады существовали, так и дальше продолжили бы, как скалодромы появились безо всяких спортшкол, так и дальше будут, и совсем не благодаря государственным усилиям в подмск поддерживаются лыжные трассы и маршруты пока на государственные деньги пишутся отчеты о якобы сотнях километрах этих трасс рядом с домом каждого москвича. А вот всякие пятиборья и метания молотов без госиськи не выживут, факт, т.к. нахрен никому кроме чинуш и профспортсменов не нужны.
Профи для бабок
Она, на самом деле, очень тонкая и порой размытая, сложная для понимания. Но это единственный документ, который позволяет её провести.
Соответственно, профессионал занимается в государственной спортивной системе или системе профессиональных лиг и федераций. Это как бы подразумевает под собой наличие тренировочных программ согласно федеральным стандартам.
Любитель же занимается для себя и не в системе, регламентированной различными нормативными актами.
Это краткий ответ на вопрос, где та самая грань. Без рассуждений о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Массовый и любительский спорт на данный момент очень плохо регулируется, отсюда и непонятен его статус и критерии допуска к нему.
И не стоит путать поддержку государства с профессионализмом. Те же американские атлеты, о которых говорится в статье, полностью финансируемые государством на "любительском" уровне, когда выступают за свои университеты, но стоит подписать профессиональный контракт, как государство совсем "забивает" на их поддержку. В теории профессиональный спорт самоокупаемый, в то время как государство должно заботиться детским и любительским спортом.