Что отличает элитных спортсменов от просто хороших? Спортивные психологи собрали мозаику успеха
В 2005 году 13 национальных спортивных федераций Канады, Канадский олимпийский комитет и Канадский паралимпийский комитет учредили некоммерческую организацию Own The Podium. Перед новой структурой была поставлена цель – увеличить количество медалей, которые будут завоеваны олимпийской и паралимпийской сборной на следующих Играх.
По мере достижения первых результатов стали появляться и новые задачи. Одна из них, разработка «Профиля золотой медали в спортивной психологии», была поставлена перед группой из шести спортивных психологов в 2019 году.
В 2021 году исследование было завершено, и в апреле 2022-го в «Журнале прикладной спортивной психологии» была опубликована статья, где ученые поделились своими изысканиями и ответили на волнующий тренеров и спортивных функционеров вопрос: «Что же делает элитного спортсмена элитным?».
Что такое «Профиль золотой медали в спортивной психологии»
Профиль золотой медали в спортивной психологии (далее сокращенное «GMP-SP» от англ. «The Gold Medal Profile for Sport Psychology») представляет собой структуру, которая объединяет 11 ментальных способностей, лежащих в основе успеха элитных атлетов.
Цель разработанного профиля GMP-SP – предоставить спортивным психологам, тренерам и управленцам рабочий инструмент, с помощью которого они могли бы более рационально распределять ресурсы при управлении спортивной карьерой атлета, чтобы в конечном счете привести его к олимпийской медали.
GMP-SP включает 11 ментальных способностей, сгруппированных в три категории:
Фундаментальные – мотивация, уверенность, стрессоустойчивость.
Эмоциональная саморегуляция (сознательное управление эмоциями) – самосознание, управление стрессом, контроль эмоций, контроль внимания.
Межличностные отношения – отношения между атлетом и тренером, лидерство, командная работа, коммуникации (межличностное общение).
Ментальное (психологическое) здоровье в профиле – объединяющий элемент, который свидетельствует о том, что спортсмен пребывает в оптимальных условиях, чтобы реализовать свой потенциал.
Фундаментальные способности
Фундаментальные способности – основа профиля, их следует развивать и поддерживать для достижения стабильных результатов высокого уровня. Термин «фундаментальный» был выбран для обозначения того, что эти компетенции формируют необходимую базу или основу для оптимальной работоспособности и психического здоровья атлета.
Спортсмен должен понимать причины, из-за которых он пришел в спорт (мотивация), и придерживаться их, верить в свои способности совершенствоваться и добиваться успеха (уверенность в себе), а также быть способным противостоять неудачам и проблемам, с которыми сталкивается каждый профессиональный атлет (стрессоустойчивость).
Пример уверенности в легкой атлетике – Усейн Болт. На пике своей карьеры он был непобедим. Когда Болт выходил на дорожку, то всем видом показывал, что этот забег он уже выиграл, поэтому у болельщиков оставался лишь один вопрос: «Побьет ли Усейн мировой рекорд?».
Пример стрессоустойчивости – марокканец Хишам эль-Герруж. В середине 90-х и начале нулевых годов Хишам был неудержим на своей коронной дистанции 1500 метров. Он выигрывал чемпионаты мира, ставил рекорды, однако ему катастрофически не везло на Олимпиадах. В 1996 году на Играх в Атланте эль-Герруж упал и не смог побороться за победу, а в 2000-м в Сиднее, приехав на Олимпиаду в ранге действующего чемпиона и рекордсмена мира, финишировал вторым, проиграв золото на финише.
В 2004 году в Афинах Хишаму было почти 30 лет, но он заявился сразу на две дистанции – свои 1 500 метров и 5 000 метров, где тогда главенствовал рекордсмен мира Кенениса Бекеле. С третьей и последней попытки эль-Герруж выиграл Олимпийские игры, причем на обеих дистанциях, дополнив свою коллекцию наград долгожданным олимпийским золотом, и достойно завершил карьеру.
Эмоциональная саморегуляция
Эмоциональная саморегуляция – это способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия. В процессе развития и достижения целей атлет должен умело управлять своим вниманием, эмоциями и возбуждением, так как в дальнейшем это скажется на процессах обучения и спортивного совершенствования.
Спортсмены высокого уровня часто сталкиваются со сложными и противоречивыми требованиями и ожиданиями, которые не всегда могут потянуть. В таких ситуациях атлет должен уметь успешно справляться с возникающим стрессом.
Например, олимпийский чемпион 2008 года в марафоне (и действующий обладатель олимпийского рекорда на этой дистанции) кениец Самуэль Ванджиру после серии побед на крупнейших марафонах мира и внушительных призовых (за победу в серии World Marathon Majors в 2009 году он получил 500 000 долларов) не смог справиться со свалившимися на него славой и деньгами. Атлет пристрастился к разгульному образу жизни и алкоголю, что привело к конфликтам в семье и ранней смерти в 24 года после падения с балкона.
Межличностные отношения
Фундаментальные способности и эмоциональная саморегуляция способствуют развитию командных межличностных отношений, необходимых для качественного взаимодействия и роста в спорте высших достижений. Это касается личных взаимоотношений с тренерами, с которыми атлеты проводят большую часть времени на тренировках и соревнованиях (отношения атлет-тренер), работы в группе или команде (командная работа), способности вести группу за собой (лидерство) и эффективных коммуникаций между всеми участниками процесса (коммуникации).
Наверно, ярчайшим примером слаженных командных отношений можно назвать тренировочные группы африканских стайеров, в первую очередь кенийский и эфиопских. Тренировочная группа – это слаженный механизм, объединенный общей целью, где сильные спортсмены задают структуру тренировочного процесса и темп, чтобы слабые могли прогрессировать и прибавлять. Работа в группе позволяет легче переносить сложные и продолжительные тренировки, что позволяет спортсменам работать дольше, больше и на более высоких скоростях.
В подобных группах проявляются и лидерские качества. Например, Элиуд Кипчоге – не просто рекордсмен мира и двукратный олимпийский чемпион. Он лидер своей группы, который ведет членов по команде к новым вершинам. Также Элиуд с 16 лет уже на протяжении двух десятилетий тренируется у одного и того же тренера, Патрика Санга, что показывает, насколько важно найти своего наставника, с которым вы будете вместе достигать побед.
Что со всем этим делать?
Авторы исследования предлагают использовать разработанный профиль в нескольких направлениях:
Спортивные психологи могут использовать GMP-SP для оценки, периодизации (распределение долгосрочной подготовки в разрезе коротких временных интервалов) и реализации программ тренировки ментальных способностей у профессиональных атлетов.
Профиль можно использовать для обучения спортсменов, тренеров и вспомогательного персонала, чтобы они лучше понимали, что такое ментальные способности профессионального атлета, как увязывать их между собой и как работать в команде.
Для ученых и спортивных функционеров GMP-SP может помочь в распределении ресурсов (людских, временных, финансовых) с целью развития ментальных способностей атлета, команды или клуба, сборной.
Фото: standardmedia.co.ke, olympicchannel.com