Выпускница Поволжского университета считает, что амбиции тренера и родителей не так важны, как счастье ребенка
И тренирует детей в соответствии с этим принципом
25 июня мастер спорта по художественной гимнастике Эвлия Шакирова на отлично защитила выпускную квалификационную работу в Поволжском университете спорта и завершила обучение в вузе. Учитывая, что она со второго курса тренирует детей в спортивной школе, взрослая жизнь для выпускницы началась уже очень давно.
Эвлия за время учебы в университете успела поработать тренером в Майами и Лондоне. Еще одним запоминающимся моментом ее студенческой жизни стало участие в конкурсе «Педагогический дебют». Эвлия стала победителем конкурса, представив на суд жюри эссе на тему «Здоровое поколение – будущее нации». За жизнеутверждающим заголовком скрывалась ее глубоко личная история, на примере которой она постаралась раскрыть проблему психологического насилия в спорте…
Эвлия родилась в Ялте, там в 3-летнем возрасте начала заниматься художественной гимнастикой, в 10 лет попала в сборную Крыма и переехала в интернат в Симферополь, а в 14 лет ее пригасили во взрослую сборную Украины и следующие три года она почти все время жила на базе национальной команды в Киеве. В 2014 году Эвлия и ее однокурсница Анастасия Маловичко возвращаются в Крым.
- Нам сообщили, что не считают нас перспективными и сказали возвращаться домой, - рассказывает она.
Так, неожиданно для самой себя она оказалась в ситуации, когда нужно было, по сути, начинать жизнь заново. Эвлия решила поступать в Поволжский университет спорта, чтобы стать тренером.
Знания, которые она получила в вузе, с успехом применяет теперь, работая с детьми в школе «Грация». Остались довольны ее работой работодатели в США и Англии. При этом Шакирова не скрывает, что в своей тренерской практике учитывает негативный личный опыт, полученный в детстве,. И отношения с родителями юных граций она строит, основываясь на собственных детских не самых радостных воспоминаниях...
- Меня отдали в секцию в 3 года. В таком возрасте ребенка не спрашивают о желании. У меня со здоровьем было не очень, и врачи посоветовали спорт. Я быстро стала лучшей в группе малышей, тренеры увидели в мне перспективу, «нажужжали» родителям, те загорелись идеей сделать из меня «звезду»... От того времени у меня остались воспоминания, что было больно. Помню, что пыталась избегать тренировок, притворялась больной. В 6 лет занималась каждый день по 4 часа, тренировались в группе с 12-летними. Хотя по стандартам в 6 лет дети должны тренироваться 3 раза в неделю по 1,5-2 часа.
Со временем втянулась в процесс, и годам к 8 уже не представляла себя без тренировок. Не нравилось только, когда тренеры на тебя кричат, говорят всякие гадости перед всеми. Мама рассказывала, что в 5 лет тренер ей говорила, что мы «целлюлитные коровы» и требовала сажать на диету. В 10 лет я попала в сборную Крыма, которая базировалась в Симферополе. Там было так, что если забыл что-то принести на тренировку - музыку или утяжелитель - тебя выгоняли из зала.
В 14 лет меня вызвали в сборную Украины, и я оказалась в Киеве - одна, без родительской поддержки. Жили мы в интернате. С утра до вечера тренировки. Могли в 9 утра в зал прийти и уйти в 6 вечера. .
- Вы говорили с родителями, что хотите бросить спорт?
- Я им говорила, что мне сложно, искала поддержку. А в ответ слышала только, что нужно стараться, что я где-то недорабатываю. Я не могла сказать «нет». Был страх наказания. Но больше всего страшил крик, запреты… Меня преследовало чувство вины стыда, что не оправдаю ожидания тренеров. А ведь, типа, для меня все вокруг все делают.
Непомерные тренировочные объемы – то, с чем Эвлия категорически отказывается мириться сегодня, как тренер.
- Сегодня многие из детей пытаются сделать чемпионов в младшем возрасте. Если в 12-13 лет видно, что гимнастка может достигнуть определенных результатов, перед ней ставится соответствующая цель. Но я знаю, что и в Украине, и России во многих школах до сих пор с 6-8 лет уже занимаются по 4 часа в день. Не считая хореографии. Ненормированная нагрузка для детей – неприемлема. Если маленьких детей мучают, чтобы добиться результата на соревнованиях – это, на мой взгляд, совершенно неправильно! В Москве на соревнованиях я наблюдала за сверстниками моих воспитанниц. Дети делали уже невероятные вещи. Но я-то понимаю, сколько нужно для этого тренироваться. Подошла, спросила, и мне сказали, что да, тренируются 5 раз по 4 часа. Это, считаю, ненормально. У нас в школе «Грация» мы занимаемся по утвержденной программе, у меня тренировки три раза в неделю по 1,5 - 2 часа. И мне кажется, руководство довольно моей работой и отношением к детям.
До 12-13 лет школа должна выстраивать тренировочный процесс по государственным стандартам. Детям нельзя давать такие же упражнения, как взрослым. Нельзя собирать группу из 13-ти и 6-летних, чтобы эта группа тренировалась на одном ковре в одно время, одинаковое количество тренировочных часов, с применением тех же средств и методов. Если ты хочешь результата, чтобы в 6 лет дети делали невероятные вещи, и идешь на нарушения, принимая на себя такую ответственность... Неизвестно, что с ними станет к 13 годам. Захотят ли они дальше заниматься? Переходный возраст, надоела гимнастика, никакой личной жизни, забросила учебу…
Что делать родителям, если они видят, что ребенок страдает и не хочет продолжать заниматься спортом?
- Сменить тренера или сделать перерыв. И желание появится. Гимнастика - интересный вид спорта для детей, нужно мотивировать роликами интересным упражнениями. Дети разные – кому-то жесткий метод вреда не принесет. А другому скажи плохое слово, запомнит навсегда. Совершив акт психологического насилия можно сделать только хуже. Надо уметь договариваться и любить ребенка. Возможно, в самом начале, когда он только знакомится с видом спорта и жалуется на дискомфорт, нужно перетерпеть. Но через год-два нужно уже смотреть причину.
- Жесткий тренер - это нормально?
- Мое мнение - ненормально. Правда, есть родители, которые думают иначе. Я тоже могу, конечно, наорать на ребенка, но потом очень жалею. Подзываю и объясняю, почему так сделала. Конечно, иногда необходимо быть твердой. Я могу отправить ребенка домой. Говорю: «Вы приходите сюда тренироваться. Если не нравится, уходите». Они сразу задумываются. Все родители говорят, что дети меня обожают. И уважают. Был случай: дети собрались и не заходили в зал, пока я не пришла. «Мы вас ждем потому что уважаем», - говорят.
Я тренирую, основываясь на собственном опыте, как гимнастки, адаптировав его под детей. И с применением знаний, полученных в вузе. Здесь я многому научилась: понимаю, как работают мышцы. Можно придумать массу упражнений с учетом этого! Динамические, статические, изометрические, пассивные активные…
И, конечно, я не всегда мягкая и пушистая. «Включаю» строгий голос, командирский, если вижу, что они на шею подсаживаются. И они понимают, что перегибают. Я стараюсь с ними много общаться.
Окончательно Эвлия определилась с будущей профессией на втором курсе.
- Директор школы «Грация» увидела меня на показательном выступлении, я ей понравилась, она написала мне в мессенджере, предложила поработать. Я где-то через полгода поняла, что мне нравится тренировать детей. И, забросив все прочие увлечения - танцы, пение - сконцентрировалась на учебе и освоении профессии.
А первый тренерский опыт она приобрела в США.
- Еще до поступления в вуз съездила летом на 2 месяца в Майами, куда меня пригласила подруга по сборной Украины. У меня как раз была действующая виза, а тренеру в Майами, которая тоже переехала в США из Украины, требовалась помощь. У нее там свой зал. В Америке мне очень понравилось. Я еще сомневалась, получится ли тренировать детей на английском. Но плюс Америки в том, что из-за твоего плохого английского на тебя никто не будет смотреть свысока. Ты можешь говорить ошибками, и все тебя будут понимать и говорить: «Вау!». И подскажут, когда ты не знаешь, как сказать, или не понял. В Майами вообще половина населения говорит на испанском.
В США в общей сложности я ездила работать три раза. А в 2019 году отправилась в Лондон. Тоже по рекомендации знакомой, тренирующей в местном клубе. Ей нужно было куда-то уехать, и она попросила ее подменить.
Принципы работы с детьми в США и Англии схожие с теми, что применяет Эвлия:
- В Америке дети бегут к тренеру после занятий обнимаются, зовут тренеров по имени. «Эвлия, хеллоу!» Не боятся, но уважают и слушают. Жестких методов там не применяют, и это здорово. Там много детей занимаются художественной гимнастикой. В клубе, в котором я работала, все было серьезно, потому что владелица из Украины, гимнастка в прошлом. Требования предъявляет достаточно высокие, чтобы в итоге гимнастка через несколько лет вышла спортсменкой определенного класса. Там есть федерация и сборная. В Лос-Анджелесе в одном из залов они собирают лучших воспитанников из школ всех штатов для подготовки к крупным турнирам.
Тем не менее, большинство родителей там не ставят перед собой цели, чтобы их дети стали чемпионками. Там нельзя кричать не детей, и тем более физически на них воздействовать. Многое, конечно, зависит от отношений тренер – родитель. Но там недавно приняли закон после скандалов с насилием, и теперь на соревнованиях тренерам даже нельзя проживать вместе с детьми в одной гостинице.
И при всем этом, занятия спортом дают солидные бонусы. В Америке девочка, участвовавшая в турнирах вместе с нашими звездами, но не показавшая супер-результатов, все равно обожаема американцами. Она что-то сделала для страны. Она медийная личность, у нее рекламные контракты и т.д. Даже у тех, кто не добился таких результатов, будет плюсик при поступлении в вуз. А у нас с такими результатами девушек очень много, и о них никто не знает.
В Англии, по словам Эвлии, в отношениях тренера с юными гимнастками также исключен жесткий подход:
- В Лондоне много частных любительских клубов, но там только недавно стали появляться наши тренеры. Я там работала месяц в свое удовольствие тренировала детей, как приглашенный эксперт. Девочки там, конечно, если их постоянно не подгонять, всю тренировку будут лежать и разговаривать. Мне было сложно. Работать все равно надо: если они базовые элементы за два года не выучат, родители зададут вопросы.
Справедливый вопрос: если бы не все трудности, с которыми столкнулась Эвлия в юности, добилась бы она того, к чему пришла сегодня?
- Вы знаете, чувство успеха приходит ко мне только сейчас, - рассказывает она. - Я начала гордиться собой за достижения, которые были. Но тогда нас так унижали, что я чувствовала себя никем и еще ниже. Сложись все по-другому, наверно, я оказалась бы в каком-то другом месте. Но вся равно я был добилась многого. Ведь я талантливая. И сумела бы достичь уровня мастерства и без того давления.
- Многие ваши коллеги вам скажут, что иначе не добиться результатов.
- Скорее всего, так и скажут. Но, по-моему, в 6-8 лет гнаться за победами заставляют лишь амбиции тренеров и родителей. В 12-13 лет можно переходить на нагрузки по 4 часа в день, но раньше - организм не справляется. На уровне сборной жесткий подход, думаю, оправдан. Там действует принцип, что незаменимых не существует. Не справляешься, что-то не устраивает, следующая стоит за плечом.
- Вам не кажется, что у вас позиция тренера заранее потерпевшего поражение, смирившегося с тем, что ее воспитанники не станут чемпионками?
- Почему!? Для меня эта позиция абсолютно выигрышная. Высоких результатов добиваются единицы. Пусть у меня не будет олимпийских чемпионов. Для меня главная цель - всестороннее развитие ребенка, чтобы он чувствовал себя потом в жизни хорошо. В этом смысле родительское признание очень важно!..
Что для меня успех? Знаете, успех не разовая акция, он состоит из многих маленьких вещей. Вот у меня ребенок выучил сложный элемент - это успех. В 3 года девочка пришла ко мне, ей сейчас 6 лет, и она на соревнованиях встает на пьедестал. Это успех. Выполнила разряд, повышает квалификацию – успех! И когда родители подходят и говорят приятные слова, что до вас у другого тренера никогда такого результат не было. Такого отношения к гимнастике. А если захотят отдать другому тренеру и пойдут своим путем? Что ж, тогда мы расстанемся. Да я вижу, что многие из тех, кто занимается больше в зале, тех, на кого давят, выше по качеству исполнения. Но я не гонюсь за результатом, не сравниваю уровень детей, так как у всех разные данные. Я сравниваю только исходный уровень ребенка и то, чему научился за определенный промежуток времени.
Эвлия не считает, что ее тренерские методы и критерии успеха – своего рода, спортивный «дауншифтинг»…
- У меня есть планы с моей точки зрения весьма амбициозные, своя школа клуб, хороший заработок, путешествия, семья, развитие бизнеса… Мне нравится развивать детей, тренировать, учить их чему-то новому, видеть результат своей работы. Я не хочу их калечить травмировать, и мне не интересно все, что связано со спортом высших достижений. Я не готова тратить силы и время на эту борьбу. Многие мои знакомые не хотят слышать про мои идеи. Для них норма ругать детей. Они считают, что по-другому не достичь результата.
К счастью, многие родители разделяют принципы Эвлии:
- Есть родители для которых нормально соревноваться: у кого лучше ребенок. И если они видят, что ребенок не преуспевает, давят и всю ответственность перекладывают на ребенка. Что сам виноват, что не дорабатывает, и вообще он им должен. Может мне повезло, что у меня родители адекватные. Один раз только попросили быть пожестче с ребенком. Я спросила: «Как это!?» А так все за меня и за мои методы. И довольны, что ко мне попали. У руководства школы также претензий нет. А что касается моих родителей... Думаю, какие-то старые обиды остались. Они еще не готовы к этому разговору, у них своя позиция. В любом случае, они довольны что я выполнила норматив мастера спорта, что собрала себя по кусочкам, начала принимать решения самостоятельно.
Вице-президент Федерации художественной гимнастики РТ Лилия Шафеева разделяет позицию Шакировой:
- Я всегда была против жестких методов. Нужно стремиться к единству тренера, родителей и ребенка, но не приступая грани разумного. Никакого насилия! Только поддержка - материальная, моральная… Но, увы, я очень много сталкивалась с ситуациями, когда родители любой ценой хотели выбить из ребенка результат. Я и с ними говорила, и с тренерами. Когда маленький ребенок, и против него двое или трое взрослых. Что он должен испытывать? Только страх. На этом нельзя строить отношения. Другое дело, если ребенок понимает и хочет, нужно учить его добиваться цели через преодоление себя. Поддерживая, без давления и насилия со стороны родителей. Нельзя говорить тренеру, что ему разрешается быть жестким, ругать и кричать на ребенка. Я лично, если слышу такое на тренировках, говорю: «Еще раз взвизгнешь - выгоню!» Если они тебя не слышат, значит не доносишь правильно. Рукоприкладство и грубость, к сожалению, еще встречаются, приходится с этим бороться. Я лично выгоняла тренеров из зала, если замечала. Но сколько происходит такого, чего мы не видим?