Перестали играть в трусливый футбол и через навесы на одного игрока - Артема Дзюбу
В прошедшем году сборная Поволжского университета спорта и туризма добилась самого крупного успеха в истории выступлений - выиграла финальный этап общероссийского дивизиона комплексных всероссийских соревнований (под эгидой Национальной студенческой футбольной лиги) среди мужских команд сезона-2021.
Спортивная редакция «Реального времени» поговорила с главным тренером команды Поволжского университета спорта Валерием Поканиновым о победе в студенческом чемпионате и попросила подвести итоги футбольного года как в отношении сборной России, так и наших клубов, выступавших в еврокубках.
«Как только над игроками довлеет результат, то сборная перестраивается на его сохранение»
— Валерий Борисович, наш предыдущий разговор состоялся около полугода назад и был посвящен старту чемпионата Европы. Тогда события не внушали оптимизма, о чем говорил заголовок интервью: «Сейчас у нас сборники, которые два года подряд не могут выйти в евровесну».
— Сейчас ситуация более радостная в целом, хотя на старте еврокубков были две потери — «Сочи» и «Рубин». «Локомотив» провалился, но там, по-моему, есть очевидные проблемы с менеджментом: чем они там занимаются? А «Спартак» и «Зенит» порадовали выходом в евровесну, питерцы еще порадовали качеством игры с «Челси», игроки выглядели вполне раскрепощенными на поле, нацеленными на атаку и, на мой взгляд, имели все шансы, чтобы выигрывать. То, с чем пришел на место главного тренера в сборную страны Валерий Карпин, правда, здесь надо оговориться, что, как только над игроками довлеет результат, вся эта нацеленность куда-то пропадает, мы перестраиваемся на игру с сохранением результата.
В целом же рисунок игры изменился, мы перестали играть в трусливый футбол, за исключением последнего матча с Хорватией, о котором я уже говорил, перестали играть через навесы на одного игрока Артема Дзюбу. Начали использовать новых футболистов, на подходе молодежь вроде Захаряна, Тюкавина.
— Мы от нее ожидали большего уже этой весной, когда молодежная сборная играла в финальной части своего чемпионата Европы. В решающем матче наш «золотой актив», включая и Чалова, и экс-рубиновца Макарова, смотрелся бесславно с Данией, проиграв ей 0:3. Для меня нет разницы между примерно таким же разгромом национальной сборной от той же Дании — 1:4, но только на ЧЕ.
— Раз уж у нас беседа пошла в русле общения оптимиста с пессимистом, выберу себе роль оптимиста. Лично я по итогам отборочного цикла на чемпионат мира думаю, что мы выйдем в финальную часть. Мы слишком рефлексирующая нация в общем, имею в виду жителей России, хотя вы — татарин, я — калмык.
У нас растет хорошее поколение, единственное, его представителям не надо отбиваться от мяча, а играть в свой футбол, навязывая его сопернику. Мы, здесь я и себя не исключаю, говорим, что советская система развития спорта была лучшей в мире...
«При СССР была система, которая позволяла расти»
— И это так, поскольку в ваших словах уже есть ответ на вопрос: была система!
— Вот была своя «система». И она сейчас должна быть своя, а то у нас увлеклись на клубном уровне изучением и ориентацией на чужие системы. В «Зените» — на голландскую, в «Краснодаре» — на сербскую, в «Рубине» — на испанскую, где-то была немецкая, осталось еще английскую и французскую изучить. А должна быть своя, которую надо либо вспомнить, либо выработать. А то получается, как лебедь, рак и щука. Когда на самом высоком уровне РФС нас начинают упрекать в том, что наши футбольные тренеры сейчас не востребованы. Как будто в других видах спорта они прямо нарасхват, за исключением гимнастики или фигурного катания. Это что — проблема спортивной науки? Не уверен.
Кстати, по поводу изучения и внедрения зарубежного опыта. У нас прошла онлайн-конференция о системе подготовки и переподготовки тренерских кадров, в рамках которой выступал представитель федерации футбола Бельгии, рассказывая о нюансах подготовки футболистов в этой стране. Между тем у нас же была своя система подготовки кадров с интернатами по всей стране, которая воспитывала игроков: в Ростове — Хидиятуллина, Глушакова, в Луганске — Заварова, Гамулу, который буквально недавно ушел из жизни. Значит, была система, которая позволяла им расти, а нам сейчас говорят, что мы отстали.
Я недавно пообщался с Виктором Онопко, который приезжал отсматривать кандидатов в сборную в матче «Рубина» с ЦСКА. Наш студент, Евгений Шевелев, который ранее работал тренером-аналитиком в ФК «Сочи», сейчас перешел в ЦСКА и помог мне с попаданием в ВИП-ложу, где, собственно, я и встретился с Виктором Савельевичем. Так вот он сказал, что «фундаментальная футбольная наука для нас — приоритет, мы с Лексаковым, Андреем Владимировичем, всегда на связи». А Лексаков сейчас — спортивный директор РФС, как раз отвечает традиционно за развитие спортивной науки.
«Мы не грузили детей с малолетства погоней за результатами»
— Как любит говорить новый тренер сборной Валерий Карпин: «Ну? И?»
— Я же по роду своей деятельности отвечаю за подготовку кадров и, ориентируясь на опыт практической работы, а я все-таки более десяти лет работал и в Самарской академии Коноплева, и в тольяттинской «Ладе», откуда ежегодно по несколько человек передавались в команды мастеров, скажу, что мы работали по своей методике. Из последних выпускников можно отметить Ивана Кузьмичева, которого сейчас Игорь Шалимов в «Урале» выпускает в основе, и за ним стали смотреть из «Зенита», даже из тренерского штаба сборной, о чем мне сказал Онопко. Свежее приобретение «Спартака» — голкипер Илья Свинов, тоже наш, тольяттинский, как и еще три игрока — двое в «Акроне», один в «Ладе», Илья Перевозчиков, студент Поволжского университета спорта. Все они из одного выпуска 2000 года рождения.
Годом ранее выпускался нынешний спартаковец Артем Воропаев, еще раньше — всем известный теперь Денис Макаров, новичок московского «Динамо». Там же в молодежке Ярослав Гладышев, он, как и Данила Хотулев, выступающий в системе «Зенита», сыновья бывших футболистов «Лады», Мухин из ЧЦКА. А из 20 выпускников 1982 года рождения в командах мастеров заиграли 16.
— Отличный результат. В последнее время у нас на виду те футболисты, которых не было заметно по детско-юношескому футболу, по академиям. Уже в зрелом возрасте сверкнули казанец Дюпин и спартаковец Соболев, которые вообще вышли из наборов одного и того же тренера в Барнауле. «Спартак», помимо Свинова, купил Хлусевича. Сборная России на ЧМ-2018 на половину состояла из людей self-made man: Габулов, Газинский, Головин, Гранат, Ерохин, Жирков, Игнашевич, Кудряшов, Кузяев, Лунев. В ФНЛ буквально звездит Александр Юшин из «Нефтехимика», а до этого в Нижнекамске был открыт Денис Макаров. Как это произошло в вашем случае?
— В том числе потому что мы не грузили их с малолетства погоней за результатами, не давили детей количеством тренировок, делали их разнообразными и направленными на аэробные возможности, координационные способности (акробатика, плавание и даже танцы). Каждое упражнение должно нести смысл тактического характера, чтобы прививать детям игровое мышление.
Вы назвали футболистов из глубинки, а они вышли на первый план, потому что их ровесники из Москвы зачастую даже не доходят от момента набора до выпуска. Конвейерная система: одни ушли, привели на их место других, собрав по регионам. А потому что в регионах дети занимались и баскетболом, и легкой атлетикой, гармонично развиваясь.
Я в Тольятти просто заставлял проводить легкоатлетические тренировки на стадионе «Торпедо», работать в тренажерном зале, а, например, наставник той команды Зайцев Геннадий Николаевич мог увести ребят на так называемое Жигулевское море, они на песочке там играли, развивали опорно-двигательный аппарат. В итоге из группы вышли Белозеров, Стрелков, Табаков...
Возвращаясь к нашей привычке рефлексировать. Я перед отправлением на Всероссийский финал на вопрос ректора, как выступим, ответил, что в финал выйдем. Тогда Рафис Тимерханович Бурганов пообещал, что в этом случае прилетит в Евпаторию. Но он еще прилетел как первый вице-президент Российского студенческого спортивного союза. А там у нас в группе команды Государственный университет промышленных технологий и дизайна в Питере, казалось бы, не самый спортивный вуз...
«Аршавин играл на наших турнирах, а сейчас футболистов не отпускают, поскольку они «нужны для протокола»
— А там Андрей Аршавин не учился случаем? Мне как-то на отдыхе в Турции один питерец рассказывал, что учился с Аршавиным и играл с ним в мини-футбол по вузам.
— Вот именно этот самый вуз. Андрей Сергеевич не только учился в нем, но и остался в добрых отношениях, и теперь зенитовцы идут туда учиться. И их студенческая команда была сплавом футболистов молодежной команды и «Зенита-2», играющего на уровне ФНЛ-2. Плюс Илья Вахания, уже попадающий в заявку основы «Зенита», Иван Коршунов и Вадим Симутенков, сын известного в прошлом футболиста Игоря Симутенкова, поигравшего и за «Рубин». Плюс РГУФК из Москвы, команда главного спортивного вуза страны. С победы над москвичами мы и стартовали — 3:1, хотя там были футболисты всех московских клубов Премьер-лиги и те, кто защищает цвета «Велеса», «Родины» из ФНЛ-1 и ФНЛ-2, Дмитрий Маркитесов из «Спартака-2». СевГУ из Севастополя, который в полном составе выступает в чемпионате Крыма, а я скажу, что это очень неплохой турнир. Кстати, отмечу, что в Евпатории построена футбольная интернат-академия «Арена-Крым», где могут заниматься дети со всего полуострова. Там по два естественных и искусственных поля, площадка для мини-футбола. Жаль, что местные команды не могут быть заявлены в чемпионат России, но видно, что они не находятся на отшибе, в той же команде Севастополя ребята были хорошо подготовленные. В том же чемпионате Крыма вырос названный вами Хлусевич. Вот Махачкала выглядела не очень серьезно, и, обыграв ее, мы вышли в финал на коллег из омского СибГУФК. Пободались с ними поначалу, но во втором тайме забили решающий гол.
— Кто был в числе победителей?
— У нас был даже первокурсник 2004 года рождения Эмиль Шавалиев, в целом играли молодые ребята. Среди них вратарь Никита Янович из Томска, защищающий цвета «Рубина» и юношеской сборной России. С ним вообще интересная история приключилась, когда Виктор только прилетел со сборной из Греции, а мы тут же перехватили, и он, сделав пересадку в Москве, полетел с нами в Крым. Это Виктор Александров — вице-чемпион Латвии, он сам нижегородский, но затем был в системе «Рубина», откуда и перешел в «Валмиеру». Это Александр Рыжков из Ульяновска, выступающий сейчас в «Знамя» из Ногинска, по поводу чего он был просто нарасхват у товарищей. В «Знамени» два последних сезона играют бронзовые призеры чемпионата Европы Роман Павлюченко и Ренат Янбаев, плюс Александр Шешуков, Роман Шишкин, ранее играл Александр Самедов, глядя на которых наши ребята, можно сказать, выросли. А теперь Рыжков там — едва ли не главный подносчик снарядов для Павлюченко. Очень большие перспективы у Дениса Михайлова, который родом из Йошкар-Олы, но уже давно находится в системе «Рубина». Александр Смелов из Новочебоксарска играет сейчас за раменский «Сатурн», и он, по сути, противостоял партнеру по команде Илье Предеусу, который защищал цвета РГУФК. Вильдан Ермилов, с которым было большое интервью в вашем издании, сейчас в «Твери», он воспитанник «Рубина», как и большинство футболистов нашей команды.
Стоит отметить прекрасное освещение турнира, все матчи можно было посмотреть в интернете, да еще с комментаторами, работающими на «Матч ТВ». Как результат — Виктор Александров попал в сферу интересов команды Премьер-лиги, а автором решающего года Сашей Рыжковым заинтересовались из тольяттинского «Акрона», выступающего в ФНЛ. Поскольку этот турнир, помимо соревновательной ценности, важен еще и тем, что напоминает большую ярмарку.
Жаль, что не все наши клубы это осознают, и по поводу одного из игроков мне ответили, что «мы не отпустим футболиста, он у нас игрок протокола». Сколько не работаю в футболе, а такой позиции на поле еще не встречал. Понимаю, что этот игрок важен для клуба, в котором находится на контракте, как человек, фамилию которого они вносят в матчевый протокол.
Джаудат Абдуллин