10 мин.

Впервые сходил на медиафутбол сразу на финал Кубка Медиалиги. Это может и дно, но обычный футбол прямо сейчас ещё хуже

Гонзо-репортаж с «Газпром-Арены» в котором я ищу причину крутости медиафутбола и хейчу организацию, смотрю как Фонбет и Pari борются за Кубок Winline и пытаюсь зарядить телефон

Давайте сразу с главного. Преимущества медиафутбола для болельщика такие. Их пять: 1. Билет стоит очень дёшево, а впечатлений оставляет вагон и маленькую тележку. Особенно в комментариях.

2. Новости не скисают даже когда русский выбивает Месси в плей-офф MLS, а весь трешток просто является гипертрафированным отражением футбола обычного. Именно таким он и будет через 10-15 лет.

3. Матчи играются быстро – всего 50 минут чистого времени и специально заточены на мини-перерывы.

4. Можно и нужно приходит на него даже в разгар матча, так как во главе стоит шоу и контент, а не спортивная составляющая. 5. Нет лучше материала для сайта «Спортса», потому как всегда вызывают эмоцию.

А теперь, как это заведенно в традициях русской литературы, будем разбирать это подробнее и страдать ещё несколько тысяч знаков.

Да кто этот ваш медиафутбол такой? До матча я ничего не знал о медиафутболе, командах и игроках. После матча тоже, но это и не важно

Помочь обновить рекорд посещаемости, я и не пытался, мне это не надо. Но посмотреть на медийку, как на культурный феномен, хотелось ещё летом. Случайно наткнувшись в четверг на рекламу матча, я решил инвестировать свои 200₽ не в новые чипсы Lay’s со вкусом шампанского, а в билет. Друг, которому я предложил пойти вместе, принципиально отказался идти на «медийку». Ну ок, сходим одни. Окончательно решение я принял после того, как увидел материал о фельдшере скорой, которой топит за «Амкал» и едет на футбол в Санкт тысячи километров пути. Если одни люди резко «за», а другие резко «против», то это уже, как минимум, вызывает интерес с нейтральной стороны.

И в этом уже плюс медийки – она даёт спонтанность покупки билета и возможность придти в любой момент, хоть в перерыве матча. И это круто. Допускаю что большинству болел такая возможность не упёрлась, как тренеру Бышовцу победы со сборной России по футболу в конце 90-х, но это не отменяет того, что такая возможность в принципе, должна быть.

Пользуясь случаем, передаю привет всем организаторам Fan ID. В спецальном организаторскому аду для вас не будет загончиков и волонтёров, помогающих быстро получить карту грешника и минимизировать очередь на угли.

Люди пришедшие на медиафутбол ̶г̶д̶е̶ ̶о̶н̶и̶ ̶с̶е̶й̶ч̶а̶с̶?̶ кто они?

На подходе к стадиону всё как обычно: ментов всех мастей больше людей. Минута прощупывания своих костей от прыщавого стюарда и вот я на стадионе. В фойе уже вовсю готовы менять деньги и прикладывания пластиковых карт на вкусную снедь и зенитовский мерч. «Распил-Арена» в этом смысле, без всякой иронии, как всегда на высоте. Придя серьёзно заранее, я начал изучать тех петербуржцев и гостей города, кто научился быть пунктуальным. Где-то за час до начала финала мне стало понятно, что на матче соберётся рекордное для медиафутбола количество зрителей. Но народ всё прибывал и прибывал даже во время самого медиафутбола.

Конечно было много подростков и откровенно детей. Прям нереально много. Последний раз, такое количество молодёжи на спортивном соревновании, вокруг себя, я видел, когда сам принимал участие в детском лагерном турнире по шахматам в далёком 2006 году. При этом ребята явно и активно шарили за медиафутбольную культуру, а после начала матча одни из них прям сразу дружно зарядили матерную фанатскую кричалку, которая призывала игроков 2Drots к активным действиям сексуального сношения с игроками «Амкала». При этом были и просто люди, которые решили скрасить суботний вечер такой диковинкой, как финал Кубка какой-то там Медиалиги. И в большинстве своём все остались довольны. Для многих, это был первый опыт похода на стадион.

– Аааа, е#### (восклицание, обозначающее действия сексуального характера, не обязательно с игроками «Амкала» или 2Drots – ), Санёк, я думал жопа на верху будет, а тут всё видно, все пиксели...Санёк, спасибо тебе, спасибо что мы пошли – благодарил довольный и ошалевший друг того самого Санька за свой первый стадионный раз.

Какая-то девушка, но менее эмоционально, благодарила своего парня, за такой поход, потому что «тут прикольно». Примерно такие же слова говорили друг другу и супруги за 50. И это всё только на моей трибуне. Что касается меня, то помимо прикосновения к такому культурному феномену как медийный футбол, я планировал попробовать себя в текстовом репортаже со стадиона, и паралельно постил, происходящее вокруг в свой телеграм-канал, переживая что телефон не заряжается от пауэрбанка.

Медиафутбол в этот вечер оказался самым народным видом развлечения. По крайне мере так казалось, сидя на трибуне. Но это не означает, что всё было идеально.

Медиафутбол спасают эмоции, но организация оставляет желать лучшего

Организаторы обещали какую-то активность до начала матча, и привыкший к зенитовскому «Фан-Променаду» петербургский зритель, ожидал движухи, но её не было. Только в 17:45, спустя почти тайм, как первые зрители собрались на трибунах, ведущий начал говорить какие-то слова благодарности, в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И ничего, до самого старта матча. При этом на верхних трибунах, а там я и сидел, разборчиво слышно ведущего не было от слова совсем. Проблема со звуком никак не решилась за вечер, что странно. Нормально не было слышно ни ST перед началом матча, ни Alblakа 52 в перерыве.

При этом я бывал на стадионе и на официальных международных матчах (помните, были такие) и на летних предсезонных играх «Зенита» и там всё всегда хорошо слышно даже на верхних трибунах. То есть проблема явно не в арене. Что ещё из минусов финала? Если не считать моего полетевшего провода, из-за которой я так и не смог нормально зарядить телефон, то главное, это, как ни странно, отсутсвие взаимодействия с аудиторией. Если вы собираете на стадион такую разношёрстную публику, то тут, как в опере надо или либретто выдавать, или комметнировать что и как сейчас будет. Потому что, даже если друг Санька увидел с верхатуры все пиксели, то он явно не понимает что они означают. Перед матчем происходит какая-то активность у бровки: два парня отвечают на вопросы ведущего, явно какая-то викторина. Но что за викторина, что за парни остаётся непонятным. Когда начались буллиталити тоже никто ничего не объяснил, все команды вывалили в центр поля, и в результате значительная часть болельщиков просто ушла, не понимая что ещё не всё закончилось. И это только яркие примеры. Вот ещё один из таких, в начале второго тайма:

Если говорить о футбольной составляющей, то тут понятно, что это в лучшем случае уровень второй или третьей лиги. Медиафутбол, как мне кажется, ценен не этим.

Медиафутбол – это воплощение нашей коллективной детской мечты. Такой вывод я могу сделать после матча

Я не очень понимаю хейт в сторону медийки. Да, там трешток, скандалы, интриги при довольно посредственном уровне футбола и частом валянии на поле по делу и без. Но медиафутбол — это не просто игра, это целое шоу, которое объединяет людей и дарит незабываемые эмоции. Хейтить его всё равно что обижаться на фокусника в цирке, мол, он обманщик.

Я бы посмотрел на это с другого ракурса. Просто вспомните себя мелкими. Вы играете во дворе и мечтаете что вам, как Роналдиньо будет рукоплескать «Бернабеу» и ещё десяток стадионов. Медиафутбол делает эту коллективную мечту реальностью, познать этот опыт, пусть и минимально. Ну возьми машину времени, читатель, спроси себя, 12-летнего пацанёнка из двора, хотел бы ты выйти на настоящий стадион под рёв толпы и сыграть? А для этих парней, благодаря медиафутболу это стало реальностью.

Атмосфера, звёзды, новые форматы и активное использование социальных сетей делают медиафутбол уникальным и захватывающим. Прямо сейчас он лучше обычного футбола именно за счёт этого – он даёт народу эмоции при этом не запаривает спортивным интересом, когда последние два года, единственным смыслом для наших футболистов во внутреннем чемпионате является переезд куда угодно зарубеж, хоть в Грецию, лишь бы ближе к еврокубкам и реальной конкуренции. Медиафутбол не лукавит. Он прямо говорит: «ребята, мы про шоу, мы про букмекеров, про деньги». Понятно что условные Некит или Маврин не получат «Золотой мяч», но он и не так им и нужен. Квартира за бугром в наших реалиях поперспективнее выглядит. И этот подход гораздо честнее, чем смотреть как профессионалы и миллионеры уныло бьются за нифига уже два года, неизменно скатываясь и деградируя, под раздачу паспортов легионерам. Медиафутбол может и дно по сравнению с РПЛ и даже ФНЛ (но с ней, как мы знаем любая лига дно), но он лучше именно потому что ты от него и не ждёшь ничего, кроме как хорошо проведённого времени. Моя симпатия по ходу игры была ближе к 2Drots, просто потому что они меньше валялись и лежали на поле, чем «амкаловцы». Но сильно ли я расстроился что кубок в итоге взял «Амкал»? Да, нет, я неплохо провёл вечер.

В выходные я смотрел матч Чемпионшипа «Уотфорд» – «Оксфорд». Посмотрите его статистику. Не самое лучшее зрелище, но даже оно оказалось динамичнее и лучше, чем эрпээлошный «Локомотив» – «Рубин» недельной давности, опять же, если верить бездушному Opta. И это «Локо» с его Пиняевым и Батраковым!

Вы всё ещё хэйтите медиафутбол? Не кажется, ли вам в таком случае, что это такой внутренний громоотвод от реальной ПРОБЛЕМЫ нашего футбола? Перефразируя героя фильма «Изображаю жертву», можно сказать: «Русский футбол в жопе, только медиалига прикольная, да Батраков с Пиняевым прикольные чуваки».

А ещё благодаря медиафутболу понял, что мне нравится ходить на стадион. Надо попробовать с Кубком России, пока и там Fan ID не ввели. P.S. Юрец, если читаешь – зря не пошёл. Неплохие пиксели были =) Подписывайтесь на телеграм-канал

Слушайте подкаст

Фото: Культурный код, vk.com/german_el_classico