6 мин.

Всё правильно сделал. Чемпионат мира как идеальное средство достижения целей

Май 2016 г. ознаменовался двумя историческим для мирового хоккея событиями. Сначала, 14-го числа, сборная Венгрии одержала свою первую победу в элитном дивизионе за 77 лет. Спустя пару дней президент Международной федерации хоккея Рене Фазель был переизбран на шестой срок. Совпадение? Не думаю.

Не только венгры

Мадьярская виктория замечательна не только как таковая. Не менее - и даже более - важным является предыстория этой победы. Год назад венграм удалось сломать "лифт", успешно функционировавший с 2010 г. (Австрия и Словения сменяют Казахстан с Италией). Ломали элеватор не в одиночку: итальянцы на ЧМ15 в первом дивизионе заняли лишь пятое место, а венгры решающий матч играли с Польшей. В Кракове - 2:1 в присутствии 12 632 зрителей.

Ещё раз: хоккей, пердив, Польша, 12 632 зрителя. Величина, кажущаяся немыслимой - однако игры сборных на хоккейной переферии уже давно перестали быть вещью в себе. На игру австрийцев и словенцев в Любляне в 2012 г. пришли 10 500 человек. Спустя год, в Будапеште, венгры потеряли шанс на продвижение в игре против Италии (1:2) - 8 167 зрителей.

Словом, Рене Фазель успешно завоёвывает разивающиеся хоккейные территории по своей любимой схеме "мало слов - много дела". При этом клубные матчи в Польше, Словении и Венгрии не собирают такую аудиторию. Международные турниры остаются главным средством продвижения игры.

Состязания в пердиве проходят не без пользы и для самой игры. Прогресс венгров, поляков и корейцев оказался неприятной неожиданностью для подвальных гигантов. Прошлогодняя неудача итальянцев отмечена выше, в текущем сезоне сдать минимум не смогли уже австрийцы. При этом команды, занявшие места со второго по пятое (Италия, Польша, Австрия, Южная Корея), разделяли всего два очка. Поляки, между прочим, сумели обыграть и австрийцев, и выигравших турнир словенцев, но пропустили в элиту - по результату личной встречи - итальянцев. А в феврале с.г. красно-белая команда взяла симметричный реванш у венгров, завоевав право сыграть в сентябрьской, финальной части олимпийской квалификации: 1:0 в Будапеште, 9000 зрителей на трибунах.

Нагромождение чисел в предыдущих абзацах едва ли сочтут стилистической удачей, но без доказательной базы в гости к читателю ходить неудобно. Резюмируем коротко. Венгры - не лучший, а всего лишь "один из" представителей уплотнившегося пердива. Венгерский набег - символ прогресса хоккея третьего мира. Прогресс этот - результат, в т.ч., деятельности ИИХФ. Среди прочего - прямое следствие "вздутия" элитного дивизиона, благодаря которому команды второй десятки мирового рейтинга получают реальный шанс разок проиграть Канаде.

Не слишком много

Критиковать чемпионат мира сейчас, признаем, уже немодно - и делают это только люди, лишённые тролль-фантазии. В этом разделе мы не столько отвечаем на морально устаревшие набросы, сколько ставим оценку одной из главных идей Рене Фазеля. Каким образом увеличение числа участников ЧМ до 16 сказалось на соревновательной составляющей турнира?

Для ответа на этот вопрос можно сравнить результаты пяти ЧМ, проведённых по новой формуле (с 2012 г.) с пятью последними турнирами советской эпохи. Это довольно удобно, поскольку на рубеже 80-х в элите было вдвое меньше и участников вообще (8), и мест во втором этапе турнира (4). Оценку "соревновательности" выполним путём отнесения числа команд, добившихся тех или иных успехов (выход в элитный дивизион, попадание во второй этап, медали) с числом мест в элитном дивизионе и общим числом команд, сыгравших в элите.

Так вот. В 1986-1991 гг. на пяти элитных ЧМ (в 1988 г. не разыгрывался, были ОИ) сыграли 11 команд - 1,38 на место. В 2012-2016 гг. в турнире приняли участие 19 сборных - 1,19 на место. В первый - и последний - раз "маленький" ЧМ превзошёл ЧМ "большой". При этом ни тогда, ни сейчас новичкам ни разу не удалось задержаться в числе лучших хотя бы на год.

Если говорить о числе команд, хотя бы раз игравших в медальном раунде, то на закате "Холодной войны" таковых было 6 - по полтора землекопа на место в "пульке". На пяти последних ЧМ эпохи Фазеля в четвертьфинальных матчах успели сыграть 13 сборных - 1,63 на место. При этом удельный вес завсегдатаев медального раунда одинаков: 3/4 в восьмидесятых (СССР, Канада, Швеция) и 6/8 сейчас (Россия, Канада, США, Швеция, Чехия, Финляндия). И так же одинаков был удельный вес медалистов: в 1986-1991 гг. медали ЧМ брали 4 команды, в 2012-2016 гг. - 8 сборных.

И снова вкратце: с точки зрения соревновательности нынешний чемпионат мира ничем не отличается от элитных игр "восьмёрки", имевших место 25 лет назад. Точно так же гарантирован вылет в пердив команды-новичка, точно так же заранее "известны" 75% участников медального раунда, точно так же на большей, предварительной части турнира разыгрываются 25% оставшихся мест в медальном раунде - и не более того.

Сохранение уровня соревновательности при удвоении числа участников турнира - свидетельство грандиозного прогресса в игре. И если кому-то кажется, что этот прогресс случился сам по себе (времени-то много прошло!), а не стал результатом расширения состава участников ЧМ - то попробуйте сравнить ЧМ 80-х с ЧМ 60-х. На том же 25-летнем промежутке времени - отнюдь не столь же радикальные изменения в хоккейной географии.

Не слишком часто

Тот факт, что нынешний ЧМ так же непредсказуем - или предсказуем - как и ЧМ образца 1986 г., не даёт позитивной (или негативной) оценки сам по себе. Нельзя не признать: групповой этап турнира сегодня чрезвычайно интересен для команд второго мира (от Швейцарии до Латвии), но представители "большой шестёрки" играют группу, позёвывая. Делают это они, на самом деле, зря (первое место в группе по-прежнему важно, на последних пяти ЧМ один из победителей группы обязательно играл в финале, и три титула завоевали самые успешные команды предварительного раунда). Но важно даже не это. Омена гарантии на четвертьфинал для чехов и американцев - вопрос времени, причём ближайшего (собственно, во времена оны мимо восьмёрки пролетали и сборная США, и сборная России). В этом легко убедиться, изучив результаты последних ЧМ... но мы уже не будем углубляться в числа.

Для нас принципиально другое: "ближайшим" то счастливое время делает частота ЧМ. Странное убеждение многих в том, что престиж турнира вырастет, если проводить его реже, едва ли на чём-то основано. Можно привести множество контр-примеров, сравните хотя бы Уимблдон (сам Фазель его упомянул) или футбольную Лигу Чемпионов с соответствующими олимипийскими турнирами. С другой стороны: темпы зафиксированного выше развития хоккея во многом определяются тем обстоятельством, что чемпионат мира проходит ежегодно.

В текущей ситуации нетрудно предложить адреналин-валидольный формат ЧМ: возьмём за основу МЧМ, да отменим четвертьфинальный раунд, пусть будут сразу полуфиналы - для двух лучших команд группы. А пары худщих пусть бьются за выживание - крест-накрест, плей-офф, одна игра, один гол. В таком формате проходных игр не останется, а уж если играть в сентябре да раз в два года...

Однако эффективность менеджера оценивается по тому, насколько успешно он работает на достижение поставленных целей. Цели ИИХФ известны, и многочисленные инфаркты болельщиков в их число не входят. Цель №1 формулируется так: "Направлять, развивать и продвигать хоккей во всём мире".

Нынешний формат ЧМ соответствует этой цели чуть менее чем идеально (достижению генеральной цели ИИХФ, как ни странно, способствует даже проблема ЧМ №1: за неимением "всех лучших" дополнительную практику получают не-ведущие хоккеисты ведущих стран мира, а хоккей там тоже нуждается в некотором продвижении и развитии). И нет ничего удивительного в том, что руководитель ИИХФ, создавший эффективный инструмент достижения цели организации, готовится бить рекорд по продолжительности руководства федерацией. Рене Фазель - возможно, величайший хоккейный функционер в истории. Если что - готов сказать это ему в лицо.