В защиту отката
Одной из печальных тенденций, наметившихся в NLA в последние годы, стало падение результативности. Если во второй половине нулевых в игре регулярного чемпионата забивали в среднем 6...6,5 голов, то в последние годы этот показатель упал до 5,5. Что ещё важнее и показательнее: в той же половине тех же нулевых более трёх голов за игру регулярного чемпионата забивали 7...9 команд NLA. В сезоне 13/14 таких команд было всего четыре, в прошлом сезоне - пять.
Любопытно, что ближайший локальный максимум - 6,1 гола за игру - приходится на локаутный сезон 12/13. А вот предудщий пик был в сезоне 08/09 - 6,49 - и этот результат оказался много лучше результата времён великого локаута (5,98). Именно поэтому рискну предположить, что дело не в игроках, а в тренерах. Или, точнее, в тактике, которой придерживаются лучшие люди швейцарского хоккея.
Тактика изменилась. Если не брезгуете разрешением 360р - посмотрите хотя бы первые десять минут шестой игры финала 10/11. А теперь сравните с пятой игрой финала 14/15. Несколько лет назад NLA была территорией победившей атаки. Теперь швейцарцы откатились. Сегодня я попробую указать пальцем на тех, кто затеял это безобразие.
Пружина Хартли
Более других в случившемся виноват человек, совсем недавное получивший звание «тренер года НХЛ». Историю восшествия ZSC Lions на престол в 2012 г. мы обсуждали подробно (1, 2, 3). Вспомним основное.
Боб Хартли, обладатель Кубка Стэнли 2001, подписал контракт с ZSC в марте 2011 г. - после трёх лет творческого отпуска. Клуб из города-побратима Магнитогорска к тому времени проголодался: после титула 2008 г. были три подряд поражения в четвертьфинале, скрашенные победами в Лиге Чемпионов и Кубке Виктории. Финансовые возможности и кадровый потенциал ZSC всегда были велики, поэтому от нового тренера ждали одного - титула.
Начал Хартли плохо, так же, как и многие другие новички NLA, отметившись замечательным клубным рекордом - 10 домашних поражений подряд на старте регулярного чемпионата. Однако ближе к финишу Хартли нащупал нерв, выиграв 7 из 10 финальных игр регулярки. "Львы" заняли седьмое регулярное место. Затем последовал оглушительный плей-офф.
В первом раунде «львы» убрали занявший второе место HC Davos Арно дель Курто (4:2, 6:1, 2:1, 1:0). Не менее фееричным был полуфинал с лучшей и самой результативной командой регулярки, EV Zug Дуга Шеддена (7:1, 2:1, 3:2OT, 5:1). Восемь побед подряд, и всего девять пропущенных шайб.
Главной - и, по сути, единственной - кадровой проблемой ZSC были вратари. Ари Суландеру стукнуло 42, и он спокойно дожидался пенсии. Лукасу Флюэелеру не хватало ни опыта, ни нервов. Он пропускал необязательные голы. Что ещё хуже - он почти всегда отбивал, не ловил шайбу. Это видели тренеры соперников, видел это и Хартли.
Решение было простым - в описании, не в исполнении. Главной видимой особенностью игры ZSC стал тот самый "откат". Отказавшись от активного прессинга в чужой зоне и продолжительных позиционных атак, Хартли практически исключил возможность быстрых контратак соперника и, тем самым, снял существенную часть ответственности с Флюэлера. В своей зоне "львы" использовали зонную защиту, вынуждая соперника бросать с большой дистанции - с первым броском Флюэлер обычно справлялся, а подбор был всегда за его товарищами по команде.
Ключевым элементом успешного применения такой тактики является первый гол. И отсутствие оного было единственным поводом для резкой смены приоритетов: Хартли использовал то, что швейцарцы называют газвполхоккей (Vollgashockey) в том случае, если открыть счёт не удавалось в первые двадцать минут игры. "Львы" включались на десять-пятнадцать минут, чего обычно хватало на пару шайб в ворота зарасплошенного соперника. Затем "львы" снова закрывались.
Значимость фактора "первого гола" была в полной мере продемонстрирована в финале, где ZSC впервые столкнулся с командой, не уступавшей в качестве персонала - SC Bern Антти Тёрмянена. Молодой перспективный финн раскусил опытного канадца. Молодой перспективный финн имел в распоряжении то, чего не хватило, скажем, Шеддену - нескольких защитников с отличным щелчком, лучшее средство от зоны. Финал состоял из семи игр - медведи выиграли три из четырёх первых матчей, в каждом из которых открывали счёт.
SCB в итоге не хватило сил, слишком возрастными были его лидеры. И, возможно, не хватило опыта тренера. Который не успел отследить за тем, как Хартли начал смещать по временной оси моменты включения прессинга. ZSC отыгрался в серии со счёта 1:3, а победная "финалиссима" получилась невероятно эмоциональной: ZSC откатывались почти весь матч, и «включились» всего за пару минут до конца основного времени, при счёте 1:1. Решающий гол был забит за 2 секунды до финальной сирены. Оглушив одну из самых результативнх лиг Европы бессовестным "откатом", летом 2012 г. новоиспечённый чемпиона NLA подписал контракт с «Калгари». А швейцарцы остались переживать.
Фактор Юэ
Ещё один сильный повод для размышлений у тренеров NLA появился осенью 2013 г., когда в элиту после долгого перерыва вернулся HC Lausanne. Главной и единственной звездой этой команды был Кристобаль Юэ. Тренировал "львов" (да, снова эти звери) датчанин Хайнц Эллерс. И он перевернул представления о добре и зле швейцарского хоккея едва ли не сильнее, чем Хартли.
На протяжении восьми сезонов (с осени 2005-го до весны 2013-го) команда, забившая меньше всех, неизменно занимала последнее место в регулярном чемпионате. В сезоне 04/05 наименее результативный коллектив стал предпоследним. В сезоне 13/14 - восьмым. В сезоне 14/15 - седьмым.
Эллерс рассудил просто. Кристобаль Юэ стабильно обеспечивает 94% отбитых бросков. Если по воротам, в которых стоит француз, бросят не более 20 раз, то француз будет пропускать порядка 1 шайбы за матч. Ну а забить хотя бы два может даже несильная атака хоккейной команды городжа Лозанны. Выбор в пользу отката был очевиден - несмотря на то, что предпосылки этого выбора прямо противоположны предпосылкам Хартли.
Эта простая математика работает очень неплохо. HC Lausanne натурально забивает чуть больше двух шайб за игру регулярного чемпионата (105 за 50 игр сезона 14/15, 104 - в сезоне 13/14). Пропускает, правда, примерно столько же, но в плей-офф пробивается. А там - стабильно доживает до седьмого матча. Пожалуй, стоит привести результаты четвертьфинала с SCB всеной 15-го полностью: 0:1, 2:1, 2:1Б, 1:2, 0:3, 2:1, 1:2ОТ.
Да, клуб из Лозанны не проходит первый раунд (пока) - однако с его составом текущие результаты безусловно позитивны. Семиматчевые битвы с денежными мешками из Берна, овертайм решающего матча - всё это заставляет других тренеров присматриваться к методам Эллерса.
Серебро Симпсона
Резкий контраст между ураганными финалами NLA и засадной тактикой сборной был одной из главных причин прекращения сотрудничества между швейцарским хоккейным союзом и Ральфом Крюгером. Альтернативой номер один был завзятый "ветродуй" Дель Курто, не пожелавший, увы, отказаться от работы в клубе. В итоге тренером сборной стал Шон Симпсон - не только тренер победителя Лиги Чемпионов, но и тренер самой результативной на тот момент команды NLA.
Симпсон оправдал сполна. Первый же чемпионат мира стал кавалерийским - агрессивный форчекинг по схеме 2-1-2, четыре победы на старте турнира, включая исторические 4:1 в матче с Канадой (позиционные атаки в той игре были близки к идеалу Симпсона). Однако затем были 0:1 в четвертьфинале с Германией, 9-ое место на ЧМ11 и 11-ое - на ЧМ12. После чего Симпсон переосмыслил свои идеалы.
Швейцарцы фактически вернулись к игре "от обороны". Построение 1-3-1 в средней зоне, забросы шайбы в чужую зону ради правильной смены, отказ от давления на чужих защитников ради того, чтобы не "провалиться". И надо же такому случиться - всё это обернулось девятью победами подряд и серебряными медалями чемпионата мира. Да, это было не в NLA - но едва ли хоть один тренер швейцарской лиги упустил из внимания нюансы успеха Симпсона.
Тенденция Буше
NLA изменилась, и изменилась радикально. Ушёл пророк святого прессинга Дуг Шедден, ушёл апологет атаки Ларри Хьюрас (сделавший в прошлом году ERC Ingolstadt самой результативной командой DEL). Зато в богатейшем клубе лиги, SC Bern, работает Ги Буше - создатель скандально известной ловушки "Тампа-Бей".
Самое же удивительное, что изменился тренерский идол лиги. Честно скажу: я пропустил предыдущий сезон NLA из-за травмы. Осторожная тактика HC Davos в играх Лиги Чемпионов стала для меня открытием - и я сделал ошибочное предположение о том, что Дель Курто создал выездную модель под еврокубок. Изучение видеозаписей плей-офф 2015 заставило меня изменить своё мнение: нет, Дель Курто переосмыслил свою жизнь. Теперь HCD использует откат по схеме 1-1-3, делая ставку на быстрые контратаки (хотя агрессивный "план Б" в папочке Дель Курто наверняка лежит, недаром же он называт своими любимыми командами "Чикаго" и СКА обрзца 14/15).
Печально, но... Так и хочется перефразировать Ирвина Уэлша: когда ругают откат, забывают об одном - результате. Ни один дурак не стал бы отпугивать зрителей тоскливым хоккеем, если б это не позволяло заманивать зрителя победами. Игра, которую мы любим, слишком сложна, чтобы свести ответ на главный вопрос к одной фразе. Не случайно же даже в NHL периодически возникают тренеры, играющие от обороны. Которые, к слову, иногда добиваются успехов, непропорциональных затратам на состав. Как, например, Ги Буше.
В случае с NLA мы имеем пример "эффекта редкости" - успех приносит тактика, отличная от той, что чаще используется другими командами. И если все побежали "в атаку" - внезапный "откатчик" может сорвать куш так же, как идеолог прессинга может разорвать лигу победившей обороны. После чего начнётся мода на хоккей победителя, а история повторится. Сегодня остаётся ждать, когда и кто выведет NLA на следующий виток спирали. Рискну предположить, что это будет Кевин Шлэпфер.
А про некствана ничего не будет?(
Атакующая vs оборонительная игра - это слишком общо.
Атакующая игра может быть разной. Когда мы На полюсах писали про КС и разбирали игры команд, обратил внимание, что насчёт некоторых команд моё мнение не совпадает с, так сказать, общественным. Например, ЛА в восприятии большинства был (и остаётся, наверно) оборонительной командой. Бостон тоже.
Игра на контратаках.
Одна команда может в буквальном смысле весь матч выжидать моменты для выхода 2 в 1 или 1 в 0.
Другая может убегать в контратаки по 3-4 человека. Можно ли считать, что одна из них атакующая, а другая оборонительная? Или это две разновидности оборонительной игры? Из приведённых выше результатов видно, что команда Хартли забивала довольно много.
Позиционная атака.
Явно атакующими обычно считаются команды, которые сами атакуют много, но из-за этого на свои ворота тоже получают на регулярной основе опасные атаки (или контратаки).
Но ведь есть команды, которые позиционную атаку сочетают с прессингом. Когда механизм отлажен и команда к тому же находится в отличном функциональном состоянии, себе они почти не позволяют забивать, а сами забивают много. В иных случаях возможны варианты, потому что прессинг физически очень затратное дело и требует высокой слаженности действий. Далеко не каждый может поставить такую игру и далеко не каждый состав способен эти идеи на льду реализовать.
Есть ещё вариант, когда позиционная атака у команды средне или даже плохо налажена или очень упрощённая (и как следствие мало красивых эффектных действий с шайбой, что очень негативно влияет на восприятие), зато она умеет вести прессинг. В этом случае вроде отката нет, а результативность всё равно низкая. Но как классифицировать такую игру? Атакующая она или это разновидность оборонительной игры?
Ну и не стоит забывать об аритмии, о чём кстати в тексте неявно упомянуто. Если команда чередует отрезки интенсивной игры с относительно спокойными (и закрытыми), считать её оборонительной (по спокойным отрезкам) или атакующей (по отрезкам, когда педаль газа в пол)?
1. Эту модель Хартли отработал только к концу сезона и в полной мере использовал только в плей-офф.
2. К финалу тренер "Берна" эту методу заметил - я отметил в тексте.
Целиком согласен.
>Из приведённых выше результатов видно, что команда Хартли забивала довольно много.
Хотел это отдельно отметить. Игра "в откат" отнюдь не обязательно приводит к малому числу забитых голов - если удаётся быстро открыть счёт, и соперник "открывается", то потом быстрые контратаки могут принести много голов. Именно это и случалось в нескольких играх "львов".
Кроме того, в плей-офф 2012 игроки ZSC демонстрировали феерическую реализацию моментов - не знаю, как этого добился Хартли, но, вероятно, была проделана большая психологическая работа (поскольку реализация во многом связана с хладнокровием, как мне кажется).
>Ну и не стоит забывать об аритмии, о чём кстати в тексте неявно упомянуто.
Это был один из ключевых моментов тактики Хартли, но для драматизма я не стал его выделять)
>Если команда чередует отрезки интенсивной игры с относительно спокойными (и закрытыми), считать её оборонительной (по спокойным отрезкам) или атакующей (по отрезкам, когда педаль газа в пол)?
В данном случае принципиальна продолжительность активных отрезков и то, в какие моменты игры и в каких ситуациях они включаются. При разнице в 1-2 шайбы за две-три минуты до конца игры активно начинают играть почти все))
То есть, на мой взгляд, в ближайшее время, после того, как аритмия станет нормой жизни, команды будут делиться на активные/пассивные по следующим признакам:
1. Активная игра бОльшую часть матча/при преимуществе в счёте - "активные" команды.
2. Активная игра меньшую часть матча/при преимуществе в счёте соперника - "пассивные" команды.
Ну а принципиальным вопросом, всё-таки, остаётся выделенный ещё Тихоновым "вопрос ошибок". По этому признаку, наверное, команды даже лучше деляться - на те, которые вынуждают соперника ошибаться (активные) и те, которые ждут ошибок соперника (пассивные). При таком делении "львы" Хартли были безусловно пассивны.