Ретро, хм. Почему дополнительная форма в КХЛ – это не всегда хорошо
В «Тракторе» уже четвертый раз делают ретро-форму. За это клуб получил лояльный фидбэк общественности. Полагаю, в Челябинске считают, что они раскрыли секрет успеха, но это не так. Все комплекты ретро-формы (хотя в основном это были просто свитера) «Трактора» совершенно не то, что подразумевает под собой словосочетание «ретро-форма». Я написал уже немало постов по этому поводу, но повторить будет полезно.
Во-первых, говоря о ретро-форме, нужно всегда подразумевать полную экипировку. Свитер и гамаши – это минимальный набор. Гамаши стоят недорого, не нужно кроить на них. Когда меняются актуальные клубные цвета, то экипировка будет порядком дороже. Потребуется заказать шлемы, краги и чехлы на трусы. Если клуб не может себе позволить дополнительные траты, то лучше подобрать ретро-форму с идентичными цветами или отказаться от нее вообще. Это незыблемое правило. Такое же категоричное как «пьяный за рулем — преступник». Конечно, глупо сравнивать, но в НХЛ под ретро-форму вратари заказывают себе щитки, имитирующие олдскульные кожаные, и расписывают дополнительные маски. Первому клубу в КХЛ, который сделает это, я отправлю поздравительную открытку.
Во-вторых, при воссоздании старой формы нужно учитывать крой свитера. Ретро-дизайн «ляжет» далеко не на каждую модель.
Неудачная попытка челябинцев в феврале 2012
Чем обусловлен выбор такой модели свитера, остается только догадываться, но в ней нет ни нотки нафталина от заявленной формы конца 50-х.
Также принципиальна технология нанесения. КХЛ уже давно переросла уровень «сублимационных мешков», и мне непонятно, почему некоторые клубы продолжают заказывать такие свитера.
Отсюда вытекает следующий серьезный момент. Я сомневаюсь, что реплики таких свитеров поступят в продажу, еще больше сомневаюсь, что в клубном магазине появится какая-то атрибутика в поддержку ретро-формы. В общем, все это затевается ради медиаповода, лояльности болельщиков и зарабатывания очков клубным маркетингом. Все перечисленные пункты немаловажны. Для того чтобы они сработали, недостаточно новости с одной фотографией по пояс. Нужна полноценная фотосессия, где будут фотографии в полный рост и много деталей: вышитые логотипы, пришитые номера и фамилии, аккуратные швы, какие-нибудь медальки с годами или слоган на изнанке воротника.
А какие приятные детали можно снять на дешевом сублимационном свитере? Правильно, никаких. Остается только сфоткать игроков по пояс с расстояния трех метров, чтобы плохое качество свитера не бросалось в глаза.
Ретро-форма «Трактора» в этом сезоне. Ретроспектива-1993/94
Презентация формы — значимая часть всего процесса. Осознанно или случайно в новостях форму увидит бóльшая аудитория, чем в самой арене и, возможно, даже трансляции. Если форма будет действительно достойной, то новость неизбежно ждет вирусный эффект.
В-третьих, в отечественном хоккее нельзя повторять ретро-свитера в чистом виде. Почти всегда ретро-дизайн нужно переосмысливать. Возможно, у нескольких старейших клубов из Москвы с дизайном все было в порядке, а остальные уделяли форме примерно такое же значение, как и сейчас, то есть никакое. К примеру, бостонский «Брюинз» может взять дизайн полувековой давности, сдуть пылинки и повторить его. Получится достойный ретро-комплект.
Потому что в НХЛ уже полвека назад думали о важности визуальной привлекательности команд, людях и продажах.
Вернемся к ретро-форме «Трактора» этого сезона. За образец была взята черно-серо-белая форма сезона 1993/94. Действующий логотип клуба сменил один из прошлых — изображение трактора ЧТЗ.
Странно, но логотип черно-желтый, поэтому на черно-белой форме он смотрится инородно. Самый простой выход — изменить цвета логотипа с желтого на белый (или серый).
Существовал второй вариант, более грамотный, на мой взгляд. Дизайн формы сезона 1993/94 не является идеальным образцом, в нем есть ошибки. По сравнению с оригиналом, копия имеет существенные изменения. То есть, по сути, это уже собирательный образ ретро-формы. Нужно было продолжить изменения, чтобы добиться приемлемого результата. Очевидно, что легендарная линейка тракторов «сотка» всегда была желтой. Правильным было бы разместить желтый трактор (а не черный с желтой обводкой) на черной форме.
Чтобы форма и логотип были одним целым, серый цвет в экипировке нужно было заменить на желтый. Ну и, в конце концов, нужно было переработать логотип.
— Миш, ты с ума сошел, какая же это ретро-форма уже?
— Эх, ребята, в большинстве случаев в отечественном хоккее по-другому никак. Эстетика и смысл не появятся с годами, если их не закладывали изначально.
Доставал тут свой палантир, посмотрел, как логотип делали. Долго не мучались, срисовали с руководства по эксплуатации трактора. Поэтому и все детали на расстоянии, как в инструкции по сборке. Для ретро-формы логотип нужно было немного «причесать». Вкрутить фары, поставить на место все остальные элементы: трубу, окна и т. д. В общем, собрать трактор нужно было.
В заключение хочу сказать, что продавать на аукционе крашеную ветошь за 90 тысяч рублей — просто неправильно.
Фото: hctraktor.org, nike.com, nikeblog.com, bostonbruins.com.
Ссылки по теме:
Твиттер @mihanti
К примеру, запилили форму 50-х годов. Тогда будьте любезны сделать не просто вышивку, а ту самую, аутентичную: аппликационную, с большими кантами и грубым швом. Не просто цифры и какой-то шрифт, а именно того времени. Крой не современный, а тот самый, старый. И так далее, вплоть до дизайна вратарских клюшек и щитков. Можно попробовать договориться со спонсорами и даже лигой, чтобы не было рекламы на форме — всегда можно предложить что-то взамен, верно? И диджея зарядить на подбор соответствующего звукового ряда, и диктора — на то, чтобы он говорил той самой интонацией и тем самым языком („товарищи“, „приветствуем спортсменов — участников соревнования“ и пр.). Чёрт, да даже игроков можно попросить отрастить усы и бакенбарды, если ретро-комплект — из 70–80-х :-) Как раз мелочи такого рода и решают всё.
Если ничего из этого нет, и нет ни желания, ни денег, ни скиллов — просто назовите свой комплект „альтернативным“, так просто честнее. Как перед зрителями, так и перед собой.
Вот и мне этого не понять. Почему, например, Сибирь, Амур, да и многие другие клубы, могут делать качественные свитера с вышивкой, а Авангард до сих пор играет в крашеном мешке. Я каждый год жду, что ну вот, ну в этом году должны одуматься и сделать, но нет. Каждый год одно и тоже. Мне уже даже кажется, что я не доживу до того момента, когда Авангард перестанет играть в крашеном мешке.
А ещё кто-то из Трактора говорил, что ЛУЧ может поставить запасную майку в течение недели, а Рибок так сделать быстро не сможет :))) Вопрос тогда такой, а почему ЛУЧ лажает? Я думаю Трактор им просто скинул эскиз, а ЛУЧ просто формально подошёл к цветам и сочетаниям... И я не удивлюсь, если у ЛУЧа просто не было ниток той же расцветки или качества :)))
http://hctraktor.org/pics/fotos/968/47976thumbnail3.jpg
http://hctraktor.org/pics/fotos/968/48042thumbnail3.jpg
Кстати, фотка с презентации ничего даже, очень колоритные и знаковые персонажи в нынешнем Тракторе.
Миша, не думаешь написать статью о нынешних поставшиках формы (сроки, качество, цены)? Все еще не могу понять как клубы не отказываются от Луча, насколько цена формы должна превышать RBKвские, чтобы терпеть все ляпы? Единственным плюсом может быть срок поставки, но что-то подсказывает что разница и здесь относительно небольшая.
P.S.: если у лиги появился достойный дизайнер может пора клубам делать выговоры за такие бездарности? Собирать ответственных из клубов... делать какие-то семинары.
«Локомотиву» очень повезло, что в Ярославле есть производство способное шить форму. На свитера Рибока они в любое время нанесут все что угодно. В плане логистики это удобно.
По второму вопросу. Лига это еще то бюрократическое болото. Это не значит, что прошлый дизайнер не видел все эти косяки, он просто не умел рисовать.
Когда-то я слышал, что лига собиралась назначить человека, который отсматривал бы всякие косяки, особенно с рекламой, которых полно в лиге, но дальше разговоров дело не пошло.
Нужно двигать регламент, чтобы было правовое поле. Конечно, было бы правильно подписать договор с Рибоком, но не факт, что Рибок будет отличаться от той халтуры, что делает «Росспорт».