13 мин.

Черновики Симпсона. Четыре года сборной Швейцарии

На чемпионате мира по хоккею 2014 г. сборная Швейцарии заняла десятое место. Результат в целом соответствует нашим ожиданиям. Игра оказалась лучше, чем могла быть.

В первых трёх матчах выяснилось, что ключевыми проблемами этой сборной Швейцарии были сестрица неопытность да братец мандраж. Отсюда и катастрофа Леонардо Дженони (сильного вратаря, который пять лет назад выиграл конкуренцию в HC Davos у... Рето Берра), и лишние удаления в матче против США, и персональные ошибки в игре с Белоруссией. Результаты второй половины ЧМ показали – с безжалостной и глупой убедительностью – что даже у этого состава сумма мастерства достаточна для того, чтобы четвертьфинал всё-таки был задачей-минимум.

Минский ЧМ стал шестым и последним турниром сборной Швейцарии под командой Ш.Симпсона. Чуть больше четырёх лет прошло с тех пор, как канадец воглавил конфедератов. Сегодня мы попробуем подвести некоторые итоги его работы.

Введение

Ральф Крюгер – с этих двух слов необходимо начинать любой обстоятельный разговор о творчестве Шона Симпсона. Затем следует вспомнить ЧМ09. Именно тогда, перед домашним турниром, желание выиграть награды швейцарцы оформили официально, в виде лозунга «WE GO FOR A MEDAL» (Swiss Ice Hockey любит англоязычные слоганы). Очевидно, что в такой постановке задачи был отчасти виноват Симпсон, как раз выигравший Лигу Чемпионов с ZSC Lions. Поход Крюгера за драгоценностями завершился девятым местом. После этого стало ясно: в 2010 г. у сборной Швейцарии появится новый тренер.

Это решение SIH не было импульсивным. Недовольство Крюгером копилось несколько лет, первая масштабная кампания за его отставку была организована после московского ЧМ07, через два года недовольство достигло пика. Суть претензий можно сформулировать следующим образом:

– результат: всем надоело топтание между седьмым и девятым местами;

– игра: всем надоела оборонительная пахота;

– состав: всем надоели отчисления, отказы и война с HC Davos.

Новый тренер сборной должен был держать в уме этот перечень. Удивительно не это, удивительно то, как долго он должен был его держать. Интервью, данное Симпсоном не далее как 4 мая 2013 г., озаглавлено так: «Я не хочу быть Ральфом Крюгером». Nuff said.

Материалы и методы

Печку, от которой начиналась пляска, Шон Симпсон сложил осенью 2010 г. Тогда им были сформулированы основные принципы формирования сборной, которых он – с некоторыми оговорками – придерживался все эти годы. Принципы те суть следующие:

1) ни один игрок не будет играть за сборную более чем два раза по ходу сезона;

2) в декабре в сборную не будут вызывать игроков, принимающих участие в Кубке Шпенглера;

3) в ноябре, на Кубок Германии, будет ездить сборная U25;

4) игрок, не способный играть за сборную по состоянию здоровоья, должен получить справку у врача федерации.

Для начала отметим, что п.4 никого не взволновал – на медосмотр игроки, насколько я знаю, никогда не приезжали. Три других параграфа во многом определили всё, что случилось со сборной Швейцарии дальше. Они покажутся прогрессивными и правильными адептам теории «Канада не играет Евротур…», порадуют и просто продвинутых болельщиков. Привлекательными эти принципы казались раньше и мне, однако сейчас отношение к ним не столь однозначное.

Желание упростить отношения с клубами – основная причина выхода в свет «Программы Симпсона». И это желание было проявлением более общего (и более важного) принципа: «В сборной должны играть лучшие сейчас, без учёта прошлых заслуг, возраста и цвета глаз». Такой подход опять же кажется безусловно правильным… для безусловно топовой хоккейной державы. Швейцария таковой не является.

Швейцарцы не могут противостоять топовым сборным «в чистом поле» – то есть при прочих равных. Состав слабее. В такой ситуации дежурным козырем в рукаве долгое время была сыгранность. Симпсон, отказавшись от идеи наигрывания состава по ходу сезона, отказался и от шулерского трюка.

Прямо противоположная ситуация возникает в случае противостояния швейцарцев с командами второго эшелона. Превосходство в классе есть, но оно не подавляет. Здесь важно психологическое преимущество. Швейцарцы могли бы по ходу сезона заботливо культивировать комплекс неполноценности в норвежцах, датчанах и немцах… когда б собирали сильный состав. Симпсон, отказавшись от работы с сильнейшими по ходу сезона, отказался и от воспитательной работы с конкурентами.

Идея все того же «принципа лучших» владела Симпсоном и непосредственно перед крупными турнирами. В 2011 г. он решил не приглашать в сборную Мартина Гербера: «Мартин провёл сложный сезон в Северной Америке, и после беседы мы пришли к обоюдному решению». Не скажу, что Тобиас Штефан провалил турнир (93,7% отбитых бросков), но он нездорово сыграл в ключевой игре с Норвегией (2:3). Между тем, Мартин Гербер играл за сборную Симпсона дважды, на ЧМ10 и ЧМ13. То есть на двух удачных турнирах. Игры в Сочи Гербер пропустил вроде как из-за травмы, полученной 23 декабря 2013 г. в игре за сборную (против норвежцев). «Вроде как» потому, что Мартин вышел на лёд сразу после Олимпиады, сказал несколько слов по поводу того, что его не позвали в Сочи, и, став одним из лучших вратарей NLA, дотащив свою команду до финала плей-офф, не поехал на минский ЧМ прощаться с Симпсоном.

Не сыграл в Минске и Горан Безина, так же отказавшийся разделить принципы национального тренера. В феврале, после того, как из олимпийского состава выбыл травмированный Филиппе Фуррер, Симпсон пригласил Безину на сбор в Сочи, но не гарантировал тому места в составе. Хорват на это не согласился. Перед ЧМ14 тема Безины даже не поднималась. Он, конечно, не Марк Штрайт, но точно сильнее и опытнее Тима Рамхольта.

Были у Симпсона и другие персональные истории – случай с Битом Гербером, ради которого на ЧМ11 не взяли Янника Вебера и который спустя полгода отказался играть за сборную, незаметное исчезновение с радара Луки Сбиса, провалившего ЧМ12, и пр.

Ещё одной проблемой сборной Швейцарии в 2010-2014 гг. стали травмы. Агрессивный стиль Симпсона, по-видимому, требовал от игроков чрезмерных усилий. Так или иначе, потери команда несла и во время апрельской подготовки к ЧМ (в разные годы на этой стадии выбывали Роман Вик, Кевин Роми, Жюльен Воклер, Жюльен Шпрунгер, Андрей Быков), и непосредственно по ходу турнира (в число выбывших из игры попадали всё тот же Роми, Матиас Зегер, Симон Мозер, Даниэль Рубин, Свен Бэрчи).

Нельзя не отметить и потери, не связанные со сборной: пропущенный Марком Штрайтом сезон 10/11, травму Дамьена Бруннера в полуфинале плей-офф NLA того же сезона,  проблемы со здоровьем у Йонас Хилерра (всё в том же 10/11) и Романо Лемма, и, наконец, трагедию Кевина Лётшера. Через несколько дней после дубля в последнем матче ЧМ11 этот талантливый форвард, вполне претендовавший на то, чтобы составить конкуренцию Бруннеру, стал жертвой ДТП: долгая и мучительная реабилитация не привела к успеху, нынешней зимой Лётшер отказался от попыток вернуться в профессиональный хоккей.

Наконец, на комплектовании команды негативно, как ни странно, сказались явные успехи швейцарцев в деле подготовки хоккеистов высокой квалификации. На период работы Симпсона приходится и бомбардирский успех Бруннера (при поддержке Шпурнгера), и три первых раунда драфта NHL (Нино Нидеррайтер, Свен Бэрчи, Мирко Мюллер). Качество игроков всё выше – растёт заокеанская колония-поселения. Первая из любимых нами табличек показывает – число швейцарских игроков в NHL росло быстрее, чем число игроков NHL в швейцарской сборной, потому мы и начали абзац с «негативно».

Таблица 1. Число швейцарских хоккеистов, сыгравших хотя бы один матч в НХЛ, по сезонам

88

* – Марк Штрайт пропустил весь сезон из-за травмы

Между первой и второй будет лишь один абзац. Отметим, что в рамках программы Симпсона за сезон через сборную проходило порядка 60 человек, или каждый пятый швейцарец NLA. Столько же игроков Симпсон в итоге свозил на ЧМ и ОИ. Ответ на вопрос «Много это или мало?» – в табл. 2, 3.

Таблица 2. Игроки, принявшие участие в официальных матчах за сборную с ЧМ10 по ЧМ14

888

Таблица 3. Распределение игроков по числу турниров, в которых они приняли участие

игроки_турниры

Данные в приведённых выше табличках анализировать не так просто, потому что они отчасти являются следствием, а отчасти – причиной. Тем не менее, близкое совпадение в парах Латвия-Норвегия (усл. «середняк») и Финляндия-Чехия (усл. «топ») позволяют сделать вывод о том, что некие общие закономерности всё-таки имеются.

Положение Швейцарии – промежуточное.  По некоторым позициям конфедераты близки к «середнячкам», по другим – к «топам». При этом сравнение с данными двухлетней давности показывает, что изменялась кадровая структура их сборной именно в направлении ведущих команд. Всё меньше «жесткое ядро» (в данном случае – игроки, посетившие 5-6 турниров), всё больше тех, кто сыграл за сборную 1-2 раза. Всё меньше сыгранности и международного опыта, всё больше ставка на голый талант. Посмотрим, чем это обернулось.

Результаты

Чего же в итоге добился Шон Симпсон? Вот чего:

ЧМ10: 5 место

ЧМ11: 9 место

ЧМ12: 11 место

ЧМ13: 2 место

ОИ14: 9 место

ЧМ14: 10 место

Результаты – единственный пункт, по которому Симпсону удалось стать полноценным не-Крюгером. При Ральфе не было ни финала ЧМ, ни стабильного «1 раз в плей-офф – 2 раза мимо».

О месте, которое сегодня занимает сборная Швейцарии в мировом раскладе, мы говорили после Олимпиады. Сегодня для подтверждения теории «основной вратарь напротив» мы предложим ещё таблиц. Сначала – результаты состязания швейцарцев с тринадцатью ведущими мировыми сборными в итоговой классификации крупных турниров. Смотрим.

Таблица 4. Результаты противостояния сборной Швейцарии с командами ближнего круга

команды_итоги

РК – результаты состязания в общей классификации («Швейцария выше»: «Швейцария ниже»), РМ – итоговая разница мест в общей классификации

Сказанное двумя месяцами ранее в этой таблице видно отчётливо. Есть единичные неудачи в состязании с командами из второй половины таблицы, есть единичные успехи в борьбе против монстров с горы, в целом же швейцарцы близки к сборным США и Словакии по показателю «итоговая разница мест в классификации».

Особенно интересна общность судьбы с последней командой: у словаков на том же самом временном промежутке точно так же был финал ЧМ и четыре пролёта мимо четвертьфинала. Принимая во внимание радикальное отличие происходящего в словацком хоккее от процессов, идущих в хоккее швейцарском, можно уверенно сказать: результаты этих команд определяются не только внутренними причинами, но и общим изменением характера крупных турниров. К этой мысли мы вернёмся чуть позже, а пока рассмотрим результаты очного противостояния сборной Швейцарии с теми же командами.

Таблица 5. Результаты официальных матче сборной Швейцарии в играх против тринадцати ведущих мировых сборных (3...0 – игры, в которых было набрано соответствующие число очков)

игры

Табличка удивительная. Единственная команда, с которой швейцарцы сыграли больше одного раза и при этом не потеряли очков – Чехия. Баланс матчей против Словакии, Норвегии, Германии и Франции (8 очков в 8 матчах) намного хуже баланса игр против Канады и США (12 очков в тех же 8 играх).  

Такое несоответствие можно было бы объяснить тем, что швейцарцы, используя игру от обороны против лидеров, не очень хорошо играют «первым номером» против соперников попроще. Однако это не так. Во-первых, результаты матчей с «лифтёрами» говорят о том, что поиграть в чужой зоне швейцарцы любят: 4 победы с общим счётом 21:4 (ЧМ10 Италия 3:0, ЧМ12 Казахстан 5:1, ЧМ13 Словения 7:1, ЧМ14 Казахстан 6:2). Во-вторых, в первой половине своего пути (ЧМ10-ЧМ12) Симпсон не использовал пассивные схемы в матчах против топовых команд, швейцарцы играли одинаково активно и против чехов, и против французов. В-третьих, на ЧМ13, когда многое из откатного наследия Крюгера было снова востребовано, результаты игр против «середняков» в первый и последний раз не вызывали сомнений (Норвегия 3:1, Дания 4:1, Белоруссия 4:1).

Отбросив невозможное, получим очевидное. Игры против норвежцев и латвийцев даются крестоносцам тяжело по психологическим причинам. Швейцарцы не всегда могут собраться, не считают такие матчи вызовом. Возвращаясь к ЧМ13, заметим: тогда в составе  было много молодых игроков,  с контрактными проблемами, мечтой об NHL и флаконом чистого энтузиазма. Результат – в предыдущем абзаце.

Выводы

Комментируя итоги своей работы после ЧМ14,  Симпсон выдал хлёсткую фразу: «Я лучше один раз сыграю в финале, чем шесть раз попаду в восьмёрку». И, для убедительности, добавил: «Я не хочу быть середняком».

На первый взгляд, в этих словах много бравады и плохо скрытого разочарования. Попадание в финал отнюдь не противоречит попаданию в четвертьфинал – как бы даже наоборот.  Чем чаще играешь в плей-офф – тем выше шансы там выиграть. Теоретически. Однако эта теория опровергнута практикой Ральфа Крюгера. Под его началом швейцарцы сыграли с десяток игр на вылет, и проиграли все свои четвертьфиналы – единственная победа в плей-офф, да и то непростая, случилась в 1/8 ОИ10 (Белоруссия 3:2Б).

Между тем, Швейцария представляет собой команду, которая «в хороший день может обыграть любого соперника».  Чем сильнее тасуешь состав, чем больше игроков пробуешь – тем выше вероятность не прохлопать этот «хороший день». Так что рискнём предположить, что в конечном итоге методы Симпсона действительно давали хорошие шансы на крупный успех, какового, по мнению Симпсона, от него и ждали (сказано это было, кстати, в самый трудный момент, после провала на ЧМ12).

И те же самые методы Симпсона, безусловно, вели к ряду крупных неудач. Чемпионат мира меняется – не так быстро, как хотелось бы, но в целом именно так, как того желает Фазель. За время работы Симпсона со сборной Швейцарии в восьмёрке лучших побывали 15 команд – в эпоху Крюгера такого не было. И, опять же, если Крюгера обычно останавливали фавориты, то Симпсон постоянно спотыкался на середнячках. В 2010 г. проиграли в четвертьфинале немцам, в 2011 г. – в группе норвежцам, в 2012 г. – в группе французам, в 2014 г. – в 1/8 латвийцам (на ОИ) и в группе белорусам (на ЧМ).

Каждый раз – середняк. И каждый раз – новый середняк. Мы уже неоднократно отмечали: по кадровому потенциалу, по количеству да качеству игроков швейцарцы безусловно превосходят выше перечисленных. Но – только каждого в отдельности. На турнирах же им противостоит коллективный середняк, этакий немецко-норвежский Голем. И здесь уже ситуация меняется, потому что суммарный кадровый потенциал сборных второго эшелона потенциальней потенциала швейцарского. В итоге сборная Швейцарии становится командой, которая «может проиграть в плохой день кому угодно». И, опять же, чем сильнее тасуется колода, чем активнее идёт поиск состава, тем выше вероятность того, что матч придётся на плохой день.

Заключение

Осталось разобраться с «наследием Симпсона», с решёнными и нерешёнными проблемами, с тем, что будет передано новому тренеру. К сожалению, швейцарцы так и не успели до конца разобраться со стилем игры. Последний вариант команды Симпсона больше напоминал кавалерию трёхлетней давности, а не крепко сбитый серебряный образец. Отсутствие определённости в деле выбора игровой модели – ещё одна причина колебаний швейцарского результата, и решение этого вопроса видится нам задачей номер один для не-Симпсона.

В то же время серебро ЧМ, безусловно, было важным делом. Даже двумя важными делами. Во-первых, оно поспособствовало изменению отношения клубов к сборной. Национальная команда в наши дни – к сожалению, наверное – не столько самоценное явление, сколько рекламная тумба, на которой размещают объявления игроки, клубы и лиги.  Успехи швейцарской сборной могут принести дополнительный доход NLA – прошлой весной клубные боссы об это говорили прямо, подчёркивая, впрочем, что реальному увеличению поступлений могут способствовать только регулярные успехи. Таким образом, преемник Симпсона будет чуть более уверенно работать с лигой.

Во-вторых, то же серебро поможет решить ещё одну принципиальную проблему швейцарского хоккея – проблему мотивации. Дело в том, что до сих пор подавляющее большинство швейцарцев зарабатывает деньги дома. А величина контракта в NLA никак не увязана с играми за сборную. С другой стороны, до недавнего времени игра за сборную Швейцарии не сулила и серьёзной спортивной славы. Под занавес карьеры Крюгера, и на старте карьеры Симпсона игра за национальную команды была для швейцарца рутиной. В мае 2013 г. ситуация изменилась. Теперь национальному тренеру будет несколько проще зажигать сердца, глаза и прочие части тела игроков.  Прощаемся с Симпсоном. Ждём огонька.

P.S. Пользуясь немного запоздалым случаем, передаю большое спасибо Роману Скворцову за исполненную мечту.