Молодость Крюгера
Выступление сборной Швейцарии на уфимском слёте юных хоккеистов многими было расценено как успех и даже своего рода сенсация. Было бы преступлением с нашей стороны пройти мимо такого события. Посему, с опозданием, вызванным уважительными праздничными причинами, останавливаемся и первым делом вспоминаем результаты игр.
Групповой этап
Швейцария-Латвия 7:2
Швейцария-Швеция 2:3Б
Швейцария-Финляндия 4:5Б
Швейцария-Чехия 3:4ОТ
Четвертьфинал
Швейцария-Россия 3:4Б
Матч за 5 место
Швейцария-Чехия 3:4
В итоге команда Шона Симпсона заняла шестое место. Лучше, чем год назад (восьмое место), однако совсем не рекорд (в 2011 швейцарцы были пятыми, в 2010 - четвёртыми). Тем не менее, пять упорных матчей с представителями титульных хоккейных наций дали повод для положительных оценок. Для того, чтобы выяснить, как и почему сборная Швейцарии ухитрилась четырежды дотянуть до овертайма, надо первым дело рассмотреть
Кадровый вопрос
Для оценки потенциала молодёжных команд сначала, как правило, выясняют, из каких лиг прибыли игроки. Надо сказать, что и сам главный тренер швейцарцев в итоговом интервью для сайта ИИХФ говорил на эту тему, так что подход получил высокую оценку специалистов. Мы свели в табличку соответствующие сведения:
Для чистоты картины в табличку не включён третий вратарь сборной, Робин Куонен, играющий в Elite Junior A, но не игравший на МЧМ.
Все представители NLB на самом деле - птенцы не раз воспетого нами цюрихского гнезда, играющие в фарме ZSC, GC Küsnacht Lions. Так что швейцарский пердив не является питомником талантов, как могло бы показаться. Так же может сложиться впечатление, что молодёжный чемпионат Швейцарии работает вхолостую, что тоже не совсем верно - все без исключения игроки сборной успели поиграть в Elite Junior A, однако сделали это в возрасте 15-17 лет.
Год назад главного тренера швейцарской молодёжки, Мануэле Селио (в этом году он был помощником Симпсона) критиковали за то, что он набирал команду бессистемно - дескать, брал всех, кто ярок, без учёта распределения ролей. Насколько это верно, я сказать не берусь, но совершенно точно можно сказать, что Симпсон исповедовал ролевой подход. В составе команды явно были пианисты и грузчики, были две "играющие" пятёрки, были energie и checking line.
Одной из очевидных проблем были, как ни странно, главные звёзды команды. А точнее, недостаток у них роста и веса - если Таннер Ричард (182 см, 84 кг) имеет приличные данные, то остальные надежды Швейцарии (Андригетто, Бертаджиа, Берчи, Марчини) находятся где-то между "некрупный" (соответственно, Андригетто) и попросту "мелкий" (соответственно, Марчини). Их и должны были прикрывать парни из NLB - такие как Майк Кюнцле (195 см, 93 кг) или Мартин Несс (191 см, 95 кг). Заметим, что ни тот, ни другой в свои девятнадцать не играли ни на ЮЧМ, ни на МЧМ - их приглашение во многом результат того самого ролевого подхода.
Другой проблемой сборной Швейцарии были защитники. В этой команде не было ни нового Штрайта, ни второго Безины, ни очередного Йоси - то есть не было защитников, которых можно назвать атакующими, тех, кто отлично стреляет от синей и умеет запускать быструю контратаку длинным пасом. Эту проблему Шон Симпсон решил, включив
Системный подход
За неимением разыгрывающих главный тренер Швейцарии избрал тактику очень простую. В своей зоне швейцарцы старались действовать предельно внимательно. Если соперник владел шайбой, то в борьбу у борта шёл один, максимум два игрока, остальные стерегли пятак. Когда и если борьба оканчивалась успешно, то где бы ни была одержана победа - швейцарец просто пытался выбросить шайбу по борту. Почти без "но" и совсем без "если", (надо заметить, что редкие попытки изобразить диагональ чуть менее чем всегда заканчивались перехватами и опасными атаками). Конечно, если соперник своевременно ориентировался и защитники плотно держали синюю линюю - швейцарцы оказывались надолго заперты в своей зоне.
Когда швейцарцам доводилось владеть шайбой в своей зоне, а соперник не оказывал давления - то, после раскатки, седовал короткий пас ближайшему игроку и начиналось преодоление средней зоны. Преодоление это опять же было очень простым и почти идеально вертикальным. Опять же почти всегда по борту, опять же короткий пас вперёд - и не более того. Именно в средней зоне, пожалуй, сильнее всего был заметен дефицит таланта. Проблемы были и с пасом, и с приёмом, и с ведением - иногда казалось, что швейцарцы просто бегут за шайбой, которая волей случая движется в направлении чужих ворот. Тем не менее, временами этот бег заканчивался успехом.
Наконец, в чужой зоне всё тоже было без изысков. Если игрок персекал синюю линию с шайбой, то он почти сразу бросал - а один из его партнёров спешил на добивание. Если шайба оказывалась за воротами, то один или - много реже - два игрока шли в борьбу к лицевому борту, третий нападающий шёл на пятачок, а вот защитники в атаке почти не участвовали. Иногда только прикрывали синюю линию и, получив шайбу, отправляли её по борту в угол. При потере шайбы прессинга почти не было - соперника тревожил один, два игрока. Остальные организовано отходили в среднюю зону.
Как ни странно, всё это приносило результат. За счёт дисциплины и внимательности швейцарцы с успехом ломали игру насыщенным талантами командам Швеции, Финляндии, России. Ну а сами добивались успеха либо за счёт таланта своих ведущих нападающих, которые были нацелены на перехват в средней зоне и быструю контратаку (все вы видели голы Берчи и Андригетто сборной России), либо в большинстве. В последнем случае Симпсону опять же пришлось решать проблему дефицита защитников - в первой бригаде большинства играл только один представитель этой профессии, Дин Кукан (он же, кстати, был единственным, кто всё-таки временами исполнял роль пакмувера). Роль основных стрелков брали на себя невысокие Берчи, Марчини, Бертаджиа, а на пятачке работали здоровяки Кюнцле и Дарио Симион. Тем не менее, главный, четвертьфинальный гол - 3:3 за две минуты до конца игры с чехами, - был забит после щелчка от синей линии защитника, Самюэля Герра. Но забит он был головой всё того же Симиона.
Вопросы педагогики
Таким вот образом швейцарцы и добрались до шестого места, опередив сборную Финляндии, что стало и сенсацией, и успехом. Успехом, который в огромной степени следует считать успехом Шона Симпсона. Канадец показал, что он не является догматиком и строит тактику своей команды с учётом имеющихся ресурсов и силы соперника. Простота и оборонительная философия швейцарской игры, безусловно, заставили вспомнить времена Ральфа Крюгера - хотя некоторые нюансы существенно отличались (в первую очередь - тот самый дефицит качественных защитников и, соответственно, отсутствие быстрых контратак после длинных передач).
В какой степени этот успех говорит о прогрессе швейцарцев в деле подготовки хоккеистов? Не то чтобы в большой. С одной стороны, было забито достаточно много голов (заметим в скобках, что перед нами ещё одна иллюстрация того факта, что статистика слабо характеризует тактику), причём многие из них были забиты за счёт мастерства нападающих - без пятёрки талантов тактика Симпсона не сработала бы (в конце концов, так пытаются играть и датчане с немцами, да не выходит).
С другой стороны, недостаток мастерства в сочетании с традиционной для молодёжных команд психической неустойчивостью привели к тому, что швейцарцам не удалось добиться большего. Дважды - в играх с финской и нашей командами - они успускали победу менее чем за две минуты до конца игры. Не раз и не два они пропускали быстрые контратаки, несмотря на все описанные выше ухищрения. Очень много сил они теряли потому, что плохо играли на вбрасываниях - что, в сочетании с оборонительной тактикой, позволяло сопернику гораздо чаще владеть шайбой.
Наконец, не сработало как минимум одно кадровое решение Симпсона. Ян Нойеншвандер, один из представителей Elite Junior A, оказался слаб в роли центра чекинг-лайн. Итоговые "-5", худший результат в команде, а Симсон критикует молодёжный чемпионат Швейцарии за низкий уровень. Сдерживающее звено не забивало - чего от него и не требовалось - но при этом пропускало, что зачастую и решало исход матчей.
Впрочем, это всё нюансы, а хотелось бы сделать некий более общий вывод. Модный взгляд на МЧМ как на главный ежегодный турнир сборных нам чужд. Турнир это всё-таки молодёжный, а значит, в известной степени обучающий. Чему могли научиться швейцарцы? В этой команде они, безусловно, здорово расширили свой тактический кругозор. Скорее всего, получили ценные советы Симпсона относительно дальнейшего совершенствования своей игры. В конце концов, они сами, после августовских сборов, просили Симпсона принять поста тренера на МЧМ - это говорит о многом.
В то же время швейцарцы проиграли пять матчей подряд. Более того, пять раз подряд они были очень близки к победе, и получается, что почти весь турнир стал для них разочарованием. Что едва ли может пройти бесследно для молодых игроков. Кто его знает, быть может, лихое поражение 4:11 в игре с финнами, попадание в утешительный раунд и пара побед над словаками и немцами были бы полезней. Вся психология, как сказал классик, о двух концах, и дать однозначный ответ в таком случае невозможно.