Сталин-младший, спортклуб ВВС и проект ледового дворца спорта на Ленинградке
Открытие новой хоккейной арены ЦСКА на Ленинградском проспекте - «Ледового дворца «Красная Армия» - планируется в самом начале 2026 года. И пока мы все ждем видимых результатов* в строительстве очередного дворца спорта с искусственным льдом (версия 3.0) на бывшей территории Центрального аэродрома, можно вспомнить, о первом армейском дворце спорта на Ленинградке, проект которого оказался нереализованным.
* - «Непростые согласования с метрополитеном города Москвы и Мосводоканалом выбили проект из первоначального графика на полгода. Дело в том, что предполагаемая проектом глубина пролегания инженерной инфраструктуры нового ЛДС на грани допустимой, фундамент объекта по проекту примыкает к шахтам метро, резервуарам и резервным мощностям городской водопроводной сети» (блог «За пределами Ленинградки»)
Декабрь 2020 года. Визуализация новой арены ЦСКА (rosneft.ru)
Январь 2024 года. Схема ограждения территории строительной площадки Ледового дворца «Красная Армия» (skyscrapercity.com)
Ноябрь 2013 года. Фрагмент макета арены ЦСКА, которую планировали построить на искусственном острове Мневниковская пойма (или Тереховский остров), образованного Карамышевской излучиной Москвы-реки и судоходным каналом, на месте известной с середины XVII века бывшей деревни Терехово (макетная мастерская «Студия Модель»; maket.ru)
Инициатором постройки спортивного центра на территории Детского парка культуры и отдыха Ленинградского района в Чапаевской роще, удаленной от места, где находилась хоккейная арена ЦСКА всего километра на полтора, стал Сталин-младший, являвшийся командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа (ВВС МВО). У ВВС были команды по различным видам спорта, выступавшие среди сильнейших клубов страны, которые вели свою историю от команд московского Авиаучилища.
Оно было основано 29 апреля 1919 года как Аэросъемочно-фотограмметрическая школа Красного Воздушного флота и неоднократно переименовывалось. Довольно долго называлась (с 1 сентября 1925 года) Военной школой специальных служб ВВС РККА. В 1931 году она переехала на Петровско-Разумовскую аллею, в дом 12А*, в вероятно, построенное специально для нее здание. В том же году начальником Военной школы спецслужб ВВС становится Борис Яковлевич Машенджинов. По одним данным он возглавлял учебное заведение до конца 1940 года, пока в январе 1941 года его не сменил Виктор Эдуардович Василькевич, а по другим - возглавлял до 1936 года. Но именно при Машенджинове, в середине 1930-х годов, был заложен фундамент будущих спортивных побед летчиков. РевВоенСовет СССР** издает 10 января 1934 года приказ № 10, подписанный народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР Климентом Ефремовичем Ворошиловым, в котором говорится: «Основной задачей физкультурной работы в РККА на будущее ставлю решительное улучшение ее качества, при этом требую не только образцовой организации физической культуры, но и высоких технических результатов по всем видам спорта. <...> Основой организации массовой физкультуры должны быть команды по различным видам гимнастики и спорта в подразделениях и частях и сборные команды в гарнизонах (при ДКА) из лучших физкультурников». Перед войной училище (13 мая 1938 года школа переименована в Московское военное авиационно-техническое училище), в котором курсанты занимались хоккеем***, футболом, легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, велосипедом, коньками, лыжами, было заметно своими успехами. Так в 1939 году команда училища вышла в финал Кубка МВО по хоккею (проходил в Горьком), а в 1941 году команда училища стала чемпионом МВО по хоккею.
* - в 1948 году этот дом займет Научно-исследовательский институт авиационной медицины («Седьмой институт Министерства обороны СССР»), который занимался исследованиями во время первых полетов геофизических ракет и искусственных спутников Земли с животными на борту
** - Революционный военный совеет - высший коллегиальный орган управления и политического руководства Вооруженными силами страны
*** - имеется в виду одна из разновидностей европейского хоккея
1930-е годы. Москва. Петровско-Разумовская аллея. Здание Военной школы специальных служб ВВС РККА
На территории Военной школы специальных служб ВВС спортивной площадки не было, курсанты школы спортом занимались в подмосковном Тушино. Эта подмосковная деревня* в Красногорском районе с 1929 года была связана с авиацией. В тот год здесь открылась Центральная летно-техническая школа** Осоавиахима***, готовившая летчиков и техников по различным авиационным специальностям. В 1931 году Осоавиахим, принял решение о создании в Тушинo собственного**** аэродрома и Центрального аэроклуба СССР.
* - Тушино станет городом в 1938 году, а в 1960 войдет в состав Москвы
** - в мае 1933 года на ее базе была создана Высшая парашютная школа
*** - Осоавиахим (ОАХ) - Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР
**** - ранее использовалась территория Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе
1930-е годы. Тушино, Красногорский район, Московская область. Курсанты Военной школы специальных служб ВВС РККА играют в хоккей (photo.war.com)
Строительство Тушинского аэродрома велось с 1933 по 1935 годы. А напротив, через Волоколамское шоссе, был построен, и тоже в 1935 году, Центральный аэроклуб, которому сначала было присвоено имя комсомольского лидера А.В. Косарева (позже, в 1938 году, он получит имя В.П. Чкалова).
1935 год. Тушино. Волоколамское шоссе. Центральный аэроклуб имени А.В. Косарева (pastvu.com)
1938 год. Аэроклубы из справочника «Москва. Краткая адресно-справочная книга»
1936 год. Тушино. Волоколамское шоссе. Центральный аэроклуб имени А.В. Косарева (pastvu.com)
Рядом со зданием Центрального аэроклуба был разбит небольшой парк на территории, которого располагался стадион с футбольным полем и легкоатлетическими дорожками.
1936 год. Стадион Аэроклуба в разделе «Физкультура. Спорт. Туризм» справочника «Вся Москва. Адресно-справочная книга.1936 год»
1942 год. Тушино. В центре - стадион Аэроклуба (аэрофотосъемка Люфтваффе / retromap.ru)
1942 год. Тушинский аэродром имени В.П. Чкалова и город Тушино (аэрофотосъемка Люфтваффе / retromap.ru)
Конец 1950-х годов (?). Тушино. Волоколамское шоссе. Стадион ЦСК МО, Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова и Тушинский аэродром (pastvu.com)
Во время войны Московское Краснознаменное военное авиационное училище связи* эвакуировано в Сызрань. В 1943 году оно возвращено в Москву. В сезоне 1943/44 годов хоккейная команда училища включена в первую группу первенства города. Самым большим успехом хоккеистов «Авиаучилища» стал выход в финал Кубка СССР 1945 года, в котором авиаторы уступили ЦДКА со счетом 1:2.
Судя по газетам тех лет, соперников она принимала на катке в парке ЦДКА (площадь Коммуны) и двух ледовых полях стадиона «Динамо». Тушино, скорее всего, было только тренировочной базой.
В середине 1945 года команда (не только хоккейная, но и футбольная) стала представлять не училище, а все Военно-воздушные силы Красной Армии (ВВС КА). Само Авиаучилище в декабре 1947 будет передислоцировано в Тамбов, которое в октябре 1974 года будет преобразовано в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище (ТВВАИУ) имени Ф. Э. Дзержинского.
В сезоне 1945/46 годов хоккейная команда ВВС КА играла в первенстве Москвы среди сильнейших команд, но в клубном зачете**, как и ЦДКА, не участвовала - не было женских и детских команд. В следующем сезоне, 1946/47 годов, команда ВВС КА из-за этого снова не была допущена к играм первенства Москвы по хоккею и играла только на Кубок города. В результате ВВС на некоторое время переключается только на канадский хоккей.
Интересно, что в 1945 году старшим тренером футбольного ВВС, который играл в чемпионате СССР во втором по силе эшелоне советского футбола, был основоположник канадского хоккея в ЦСКА, играющий тренер ЦДКА по европейскому хоккею с сезона 1940/41 годов по сезон 1946/47 годов и капитан этой команды Павел Коротков. А в 1946 году тренировать летчиков стал Анатолий Тарасов, выведший их за один сезон в класс «А».
* - такое переименование случилось 19 октября 1940 года; с 13 мая 1938 года школа стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем, а в связи с награждением орденом Красного Знамени (11 июня 1939 года) переименовано 30 декабря 1939 года в Московское Краснознаменное военное авиационно-техническое училище
** - каждый клуб для участия в первенстве Москвы должен был выставить десять командами: пять мужских, включая «команд старичков» (ветеранов), две женские, три детские - две мальчиков и одну девочек
25 февраля 1945 года. Москва. Малый стадион «Динамо». Кубок СССР. Финал. ЦДКА - «Авиаучилище» - 2:1 (2:1). «Опасный момент перед воротами ЦДКА». Крайний справа - полузащитник ЦДКА Анатолий Тарасов, который в 1946 году и первой половине 1947 года был старшим тренером футбольной команды ВВС КА (фотограф М. Михайлов / Библиотека Гарвардского университета)
На развитие спортивного клуба ВВС КА сильно повлияло одно кадровое назначение. В июле 1947 года в Москву из Германии в штаб Военно-воздушных сил Московского военного округа (ВВС МВО) на должность помощника по строевой части был переведен командир 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ) Василий Иосифович Сталин, а 17 января 1948 года он был назначен командующим ВВС МВО, главной задачей которого являлась учебно-боевой подготовка. Сначала Сталин-младший, считавший необходимым перевооружение ВВС реактивными самолетами, взялся за строительство новых аэродромов, освоение летным и техническим составами новых образцов авиационной техники и обеспечением быта подчиненных. Помимо этого, он добился выделения отдельного здания для штаба округа.
1938 год. Василий Сталин в форме курсанта авиаучилища (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (Музей Победы) / goskatalog.ru)
В ноябре 1945 года Московский аэропорт, размещавшийся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе*, а вместе с ним и большая часть авиарейсов, был переведен** во Внуково (кроме того, во второй половине 1940-х годов, регулярные почтово-пассажирские и грузопассажирские авиарейсы выполнялись также с аэродромов «Быково», «Остафьево» и «Жулебино»). С переносом аэропорта (основным занятием Центрального аэродрома теперь стали испытания образцов новых летательных аппаратов), свое значение утратил и его аэровокзал, открытый в ноябре 1931 года. В 1948 году его здание, стараниями Василия Сталина, передано под штаб*** ВВС МВО.
* - История аэродрома началась в 1910 году, когда «Общество воздухоплавания» обращается в штаб Московского военного округа с прошением о выделении на Ходынском поле земли под летное поле; о положительном решении было объявлено 17 июня 1910 года. Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 года. После революции приказом РевВоенСовета № 1903 от 21 сентября 1920 года здесь был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота республики. В 1922 году основан Центральный аэродром и в мае 1922 года начали выполняться первые в истории России регулярные международные почтово-пассажирские авиаперелеты по маршруту Москва-Кенигсберг, организованные советско-германским обществом «Дерулюфт» (в 1925 году рейс был увеличен до Берлина; первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва - Нижний Новгород открыты 15 июля 1923 года). В ноябре 1923 года Центральному аэродрому было присвоено имя Л.Д. Троцкого, а в 1927 году имя М.В. Фрунзе
** - 31 октября 1945 года подписан приказ руководителя Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР (ГУГВФ) Ф.А. Астахова о перенесении вылетов пассажирских рейсов в аэропорт «Внуково»
*** - позднее в этом здании размещался штаб Объединенных вооруженных сил Организации Варшавского Договора, а сейчас находится Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности
1931 год. Москва. Центральный аэропорт. Аэровокзал
1935 год. Москва. Центральный аэропорт. Аэровокзал
1940 год. Москва. Центральный аэропорт. Аэровокзал (вид с летного поля)
А чуть позже новый командующий, любивший физкультуру, уделил внимание и окружному спортивному клубу. В 1950 году было принято решение, что ВВС будет участвовать в клубном зачете первенств Москвы и по футболу, и по хоккею (результаты команд разных возрастов по европейскому и североамериканскому вариантам учитывались вместе). Для удовлетворения запросов, увеличившейся клубной структуры* (первые команды, участвовавшие в первенствах СССР, здесь не играли*), потребовалась реконструкция стадиона Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, которая завершилась летом 1951 года. Рядом с футбольным полем сделали площадку для хоккея с мячом и корт для хоккея с шайбой.
* - «В Тушино есть маленький домик. Вокруг огромная снежная равнина, а рядом небольшая ледяная площадка. Любой человек, хоть немного знакомый со спортом, сразу же определит в ней поле для игры в хоккей с шайбой. В этом домике живут хоккеисты ВВС. Здесь проводят они дни напряженного спортивного календаря» (журнал «Физкультура и спорт» № 2 за февраль 1951 года)
1966 год. Москва. Тушино. Стадион «Луч» (бывший стадион Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова и бывший стадион ЦСК МО) и Тушинский аэродром им. В.П. Чкалова (аэрофотосъемка / retromap.ru)
2024 год. Москва. Тушино. Стадион «Луч» (бывший стадион Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова и бывший стадион ЦСК МО)
1960-е годы. Москва. Тушино. Стадион «Луч» (бывший стадион Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова и бывший стадион ЦСК МО)
1963 год. Москва. Тушино. Стадион «Луч» (бывший стадион Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова и бывший стадион ЦСК МО)
Но не только футбольные и хоккейные команд входили в спортивное подразделение ВВС. Были и другие, в частности: конноспортивная, мотоциклетная, конькобежно-велосипедная, баскетбольная*, гимнастическая, ватерпольная, плавательная. Сам генерал-лейтенант с 1947 года возглавлял Всесоюзную секцию конного спорта. В 1949 году ему были присвоены звания судьи всесоюзной категории по конному спорту и судьи всесоюзной категории по авто-мото- и велосипедному спорту. Не для всех команд авиаторов находилось место в Тушино. Сталин-младший свои взоры снова обратил на Центральный аэродром. В результате ВВС получил несколько авиационных ангаров, которые переоборудовали в мото-велобазу, конный манеж и конюшню**. В еще одном (или на его месте) началось строительство 50-метрового зимнего плавательного бассейна.
* - баскетбольная команда ВВС МВО создана в декабре 1948 года; в марте 1949 года ее ряды пополнило пятеро ведущих баскетболистов команды ЦДКА, которую в сентябре 1949 года, нарушив регламент (ЦДКА, выиграв отборочные соревнования, должен был представлять РСФСР) не допустили до участия в первенстве Советского Союза; ЦДКА/ЦДСА несколько лет не принимал участие в первенствах СССР; в мае 1954 года баскетбольная команда ВВС МВО прекратила свое существование, а ее игроки переведены в ЦДСА
** - вероятно, что все ангары, находились неподалеку от штаба ВВС МВО; точно известно нахождение тех, которые переделали под мото-велобазу и бассейн
1942 год. Москва. Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе. Аэровокзал Центрального аэропорта - 1; самолетный ангар, построенный в 1935 году, переделанный под мото-велобазу - 2; самолетный ангар вместо, которого появится 50-метровый зимний плавательный бассейн - 3 (аэрофотосъемка Люфтваффе / retromap.ru)
1952 год. Фрагмент плана Москвы. Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе. Аэровокзал Центрального аэропорта - 1; самолетный ангар, построенный в 1935 году, переделанный под мото-велобазу - 2; самолетный ангар вместо, которого появится 50-метровый зимний плавательный бассейн - 3 (retromap.ru)
1952 год. Фрагмент плана Москвы. Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе (retromap.ru)
1966 год. Москва. Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе (аэрофотосъемка; retromap.ru)
Однако спортивное хозяйство ВВС не ограничилось стадион Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова в Тушино и ангарами Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе. Был еще третий адрес, расположенный недалеко от штаба ВВС МВО, рядом с гостиницей (Чапаевский переулок, 12), относящейся к Военно-воздушным силам*, в которой удобно было размещать собственных спортсменов и принимать приезжих. В том 1950 году Сталин-младший добился решения Моссовета о передаче части территории Детского парка культуры и отдыха Ленинградского района для строительства спортивного центра ВВС МВО.
ДПКиО Ленинградского района был открыт 6 июня 1936 года в Чапаевской (бывшей Малой Всехсвятской) роще. Парк занимал 12 гектаров соснового бора и был окружен деревянным забором длинной почти два километра. В нем имелся физкультурный городок с футбольными полями и двумя крокетными площадками, кроме этого были велодром, теннисный корт, две городошные площадки. До революции здесь находился парк загородного инвалидского дома участников русско-турецкой войны войны, который был устроен в конце XIX века в Малой Всехсвятской роще.
Во время войны часть парковой рощи вырубили при строительстве противотанковых укреплений, которые возводили неподалеку, на Ленинградском шоссе.
* - во время Великой Отечественной войны в трехэтажной гостинице, построенной в 1936 году, размещались летчики, служившие на Центральном аэродроме на Ходынке
1919 год. Вид с итальянского аэроплана Ansaldo А-300, выполнявшего демонстрационный тур по странам Европы, на Ходынское поле, Всехсвятские рощи, Петроградское шоссе, Петровский путевой дворец и часть Петровского парка (ru.bidspirit.com)
1952 год. Фрагмент плана Москвы. Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района в Чапаевском переулке, строительная площадка спортивного центра ВВС МВО, штаб ВВС МВО - 1, гостиница ВВС МВО - 2 (retromap.ru)
«По Ленинградскому шоссе, на участке между Чапаевским переулком и проектируемым проездом, начато строительство нового стадиона. Этот стадион будет представлять собой комплекс сооружений, состоящий из главного корпуса, открытого спортивного поля с трибунами на 6 тысяч мест и велосипедным треком, спортивных площадок и ряда подсобных помещений.
Главный корпус располагается в глубине парка. Это будет большое здание объемом в 205 000 м³. В центральной части здания размещается спортивное поле размером 30×60 м, окаймленное трибунами на 9 тысяч мест. Зимой на этом поле будут проводиться соревнования по теннису, волейболу, боксу и другим видам спорта, летом - спортивные игры в хоккей, для чего все поле будет покрыто искусственным льдом. Конструкция строительной части ледяного поля состоит из железобетонного лотка, в толще которого расположены металлические трубы общим протяжением в 25 тысяч метров. По этим трубам при помощи сжатого воздуха будет подаваться аммиачный рассол для замораживания воды. Помимо спортивного поля, в этом здании будут размещены: спортивно-тренировочная группа помещений в составе большого зала размером в 37×7 м, залов для бокса, борьбы и тяжелой атлетики размером в 8×16 м каждый; кинозал на 550 мест с эстрадой, фойе и обслуживающими помещениями; библиотека с книгохранилищем на 50 тысяч томов и читальным залом площадью в 116 м²; аудитория и кабинеты для научно-спортивной и политико-просветительной работы, фойе, буфеты, гардероб и подсобные помещения.
Вся территория стадиона будет ограждена металлической решеткой. Входы на стадион запроектированы со стороны Ленинградского шоссе, Чапаевского переулка, нового проезда и проектируемой параллельно Ленинградскому шоссе новой магистрали.
Проект стадиона разработан архитектором М.М. Дзиско и инженером-конструктором И.Т. Кузьминым. В настоящее время на строительной площадке ведется монтаж металлического каркаса* главного корпуса, проект которого разработан коллективом треста «Проектстальконструкция» (журнал «Городское хозяйство Москвы» № 12 за декабрь 1950 года).
* - есть мнение, что «под каркас здания решено было использовать привезенный из Германии демонтированный огромный ангар, его смонтировали, но не смогли найти подъемных кранов для установки на место и в результате стройка была заморожена»
* - «Ангар из Кёнигсберга. А если точней, то из парка Südpark. А если ещё точней, то это был не совсем ангар, это был спортивный комплекс Ostpreußenhalle. С 1939 года этот комплекс функционировал именно как ледовый дворец с вместимостью трибун порядка 6 000 зрителей. И вывезен был Ostpreußenhalle целиком, в первую очередь вместе с морозильными установками. Остался лишь фундамент, площадка которого использовалась в разных целях местными жителями вплоть до 90-х годов» (спасибо Max Bochkov за уточнение)
1950 год. Спортивный центр ВВС МВО с искусственным льдом. Проект внешнего вида (журнал «Городское хозяйство Москвы» № 12 за декабрь 1950 года)
1950 год. Спортивный центр ВВС МВО с искусственным льдом. Проект внутреннего вида зала на 9 000 мест (журнал «Городское хозяйство Москвы» № 12 за декабрь 1950 года)
Далее «монтажа металлического каркаса главного корпуса» стройка в Чапаевском переулке продвинутся не успела. Есть мнение, что не смогли найти подъемных кранов для установки его на место. А в июле 1952 года с должности командующего был снят Василий Сталин. Строительство спортивного центра, как и плавательного бассейна остановилось*. В это время в военном ведомстве преобладала точка зрения, что нужно развивать массовую физическую культуру в воинских частях, а не создавать при армии штатные команды для участия в чемпионатах СССР.
* - строительство зимнего бассейна в бывшем авиационном ангаре на Ленинградском шоссе признано незаконным из-за отсутствия согласования с Военным министерством
1953 год. Москва. Чапаевский переулок. На заднем плане каркас спортивного центра ВВС МВО (pastvu.com)
1953 год. Москва. Чапаевский переулок. Строительная площадка спортивного центра ВВС МВО. На заднем плане гостиница ВВС МВО (ныне гостиница «Сокол»); pastvu.com
15 марта 1953 года создается единое Министерство обороны, а министром становится маршал Николай Александрович Булганин, который ранее успел побыть «мэром» Москвы (в 1931-37 годах - председатель исполкома Моссовета), несколько лет возглавлял Госбанк (с октября 1938 года по май 1945 года, с перерывами), был министром Вооруженных сил СССР (март 1947 - март 1949) и короткий период «премьер-министром» РСФСР (с июля 1937 года по сентябрь 1938 года). Но курс на экономию и массовую военную физическую культуру продолжился.
В мае-июне 1953 года от участия в первенстве СССР по футболу отстранен ряд коллективов, представлявших армию, авиацию и флот, хотя все они успели провести в турнире по несколько встреч. В классе «А» исключены из розыгрыша команды ВВС МВО и МВО, вернувшаяся в Москву из Калинина (ныне Тверь), в которой играли семь бывших футболистов расформированного сезоном ранее ЦДСА, а в классе «Б» - команды тбилисского Дома офицеров, ташкентского Дома офицеров, киевского Дома офицеров, Военно-Морских сил (Москва) и Краснознаменного Балтийского флота (Таллин). С учетом ЦДСА, снятого с турнира в августе 1952 года, менее чем за год «красный свет» зажегся перед восьмью футбольными командами мастеров, связанными с военными.
В хоккее с мячом ситуация была похожая. Сезон 1952/53 годов стал последним на всесоюзной арене для команд КВИФК (Краснознаменный военный институт физической культуры) из Ленинграда, КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) из Таллина, ДО (Дом офицеров) из Риги.
28 апреля 1953 года за антисоветскую пропаганду (то ли за «как вы можете править государством, если вы не смогли организовать похороны отца», то ли за «отца отравили») был арестован Василий Сталин.
Все это привело к тому, что спортивный клуб ВВС МВО был расформирован и объединен с ЦДСА. 30 сентября 1953 года Министр обороны СССР маршал Н.А. Булганин подписал приказ о физической подготовке и массовой спортивной работе в Советской Армии и Военно-Морских Силах. На его основании деятельность в области культуры и физкультуры были разделены (в профсоюзных домах культуры это произошло значительно раньше - в рамках спортивной реформы, начатой в ноябре 1930 года). Отдел физической культуры и спорта был выведен из штатного расписания ЦДСА* имени М.В. Фрунзе, как следствие спортсмены и тренеры должны были постепенно покинуть парк на площади Коммуны. А куда они должны были переместится? В том числе и на объекты, которые занимал расформированный спортклуб ВВС.
В итоге осень 1953 года стала временем создания нового военного спортивного учреждения - Центрального спортивного клуба Министерства обороны (ЦСК МО), созданного на базе отдела физической культуры и спорта ЦДСА имени М.В. Фрунзе, которое получило в свое распоряжение спортивные объекты ЦДСА** (стадион в парке «Сокольники», лыжную станцию на площади Сокольнической заставы, гребную станцию на Ленинских горах) и ВВС МВО (стадион в тушинском парке МВО и объекты на Ленинградском шоссе), а также конюшни и конный манеж на Комсомольском проспекте.
Руководства ЦСК МО сначала находилось на площади Коммуны, а в 1954 году переехало в административный корпус на Ленинградском шоссе, где разместились методический кабинет, библиотека, отделы и службы клуба.
* - за «старым» ЦДСА оставался только массовый спорт среди офицеров, генералов и их семей; чуть позже на ЦДСА были возложены функции по развитию в Вооруженных Силах шахмат и шашек, а также туристско-экскурсионная работа (к отделу туризма и экскурсий ЦДСА отойдут турбазы в Кудепсте, Терсколе, Красной Поляне)
** - спортивная инфраструктура на площади Коммуны не отошла к ЦСК МО, хотя еще несколько лет служила московским армейцам
5 февраля 1955 года. Тушино. Стадион ЦДСА/ЦСК МО. Первенство Москвы по хоккею с мячом. ЦСК МО - «Химик» (анонс из газеты «Советский спорт № 16 от 5 февраля 1955 года)
Май 1955 года. Тушино. Стадион ЦДСА/ЦСК МО. Первенство СССР среди дублирующих составов. ЦДСА - «Динамо» (Тбилиси) - 1:1 (газета «Советский спорт № 62 от 21 мая 1955 года)
21 августа 1955 года. Тушино. Стадион ЦДСА/ЦСК МО. Футбол. Первенство Москвы. ЦДСА - ГПЗ-1 (анонс из газеты «Советский спорт № 101 от 20 августа 1955 года)
23 октября 1955 года. Тушино. Стадион ЦСК МО. Ручной мяч. Кубок Москвы (анонс из газеты «Советский спорт № 128 от 22 октября 1955 года)
Стадион в тушинском парке МВО менее десяти лет будет принадлежать московским армейцам. В начале 1960-х годов, после того как были построены стадион в Березовой роще и дворец спорта на Ленинградском шоссе (рядом с двумя бывшими авиационными ангарами), он был передан Конструкторскому бюро «Вымпел» имени И.И. Торопова и получил называние «Луч».
1972 год. Москва. Чапаевский переулок. Парк культуры и отдыха Ленинградского района, заброшенная строительная площадка спортивного центра ВВС МВО и гостиница МВО (аэрофотосъемка / retromap.ru)
Недострой в Чапаевском переулке, где должен был появиться комфортабельный спорткомплекс (в том числе дворец с искусственным льдом), не перешел к ЦСК МО. Вскоре после расформирования ВВС МВО на фундаменте спортивного центра планировалось возвести по проекту архитектора Каро Алабяна Дворец культуры «Сокол». Но после выхода 4 ноября 1955 года постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от этой идеи отказались. В 1980-х годах на месте руин спортивного дворца началось строительство дома культуры Московского машиностроительного завода «Знамя труда» (ММЗ «Знамя труда»), которое тоже не было закончено. Его остов был снесен в 2001 году, когда на этом месте началось строительство высотного жилого комплекса «Триумф-Палас».
А вот территория, покрытая бетоном, где когда-то размещались службы технического обеспечения Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе, стала местом сборки переформатированного ЦДКА, превращенного, стараниями Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, использовавшего в том в числе и идеи Сталина-младшего, из городской немногочисленной локальной организации в спортивный клуб глобального масштаба.
Февраль 1955 года. Москва. Ленинградский проспект. ЦСК МО. Зимний плавательный бассейн вместо самолетного ангара (журнал «Физкультура и спорт» № 5 за март 1955 года)
Строительство Зимнего плавательного бассейна, ставшего первым столичным бассейном олимпийского стандарта и вмешавшего 2 000 зрителей, было завершено в конце 1954 года.
1973 год. Москва. Ленинградский проспект. Гимнастический зал ЦСКА, ранее бывший мото-велобазой ВВС МВО и самолетным ангаром (pastvu.com)
Самолетный ангар, построенный в 1935 году и переоборудованный Василием Сталиным в мото-велобазу ВВС МВО, в 1958 году стал гимнастическим залом.
А осенью 1961 года рядом с бассейном и гимнастическим залом была воплощена его мечта о дворце спорта на Ленинградке* с искусственным льдом для хоккеистов. Первый хоккейный матч в нем состоялся 17 сентября 1961 года, в котором хозяева уступили землякам-динамовцам со счетом 4:7. А вот первая игра в рамках чемпионата СССР осталась за московскими армейцами - 4 ноября 1961 годы были обыграны (4:2) калининские одноклубники.
* - раньше, в октябре 1955 года, открылся крытый каток с искусственным льдом на Стадионе Юных пионеров, но его площадь составляла всего 600 м²
17 сентября 1961 года. Москва. Дворец спорта ЦСКА. Товарищеский матч. ЦСКА - «Динамо» (Москва) - 4:7 (газета «Вечерняя Москва» № 221 от 18 сентября 1961 года)
15 октября 1961 года. Москва. Дворец спорта ЦСКА. Открытие (газета «Вечерняя Москва» № 245 от 16 октября1961 года)
1973 год. Москва. Ленинградский проспект. Дворец спорта ЦСКА (версия 1.0); pastvu.com
В 1991 году на том же самом месте был построен еще один дворец. Но это другая история, которая непосредственно к Василию Сталину не имеет никакого отношения. Однако без него, вряд ли бы, мы сейчас ждали третью версию хоккейного сооружения на Ленинградском проспекте для армейских хоккеистов.
2018 год. Москва. Ленинградский проспект. Спортивный комплекс ЦСКА. Плавательный бассейн, гимнастический зал, ледовый дворец спорта ЦСКА (версия 2.0). Фото Евгения Чеснокова
P.S.
Таким был «Остпройсенхалле» / Ostpreußenhalle, каркас которого собирались использовать при строительстве спортивного центра ВВС МВО можно увидеть на этих фотоснимках (спасибо Max Bochkov): https://pastvu.com/p/1412446, https://pastvu.com/p/400644, https://pastvu.com/p/985869, https://pastvu.com/p/1412448, https://vk.com/wall-172721239_26949, https://vk.com/gosarhivkaliningrad?w=wall-172721239_23492
Но возьму на себя смелость, немного дополнить Ваш текст. Вы упомянули, что первые международные перелёты из Москвы осуществлялись в город Кёнигсберг (а если конкретно, кстати, то в аэропорт Königsberg-Devau), так вот Кёнигсберг может присутствовать в тексте ещё раз. Вы цитируете: "Под каркас здания решено было использовать привезенный из Германии демонтированный огромный ангар...". Так вот, этот ангар был как раз из Кёнигсберга. А если точней, то из парка Südpark. А если ещё точней, то это был не совсем ангар, это был спортивный комплекс Ostprossenhalle. С 1939 года этот комплекс функционировал именно как ледовый дворец с вместимостью трибун порядка 6000 зрителей. И вывезен был Ostprossenhalle целиком, в первую очередь вместе с морозильными установками. Остался лишь фундамент, площадка которого использовалась в разных целях местными жителями вплоть до 90-х годов.
"В 1938г. в парке им. Хорста Веселя в Кёнигсберге (ныне парк «Южный») по проекту архитектора К.Фрика и дипломированного инженера Х.Бара было построено общественное здание «Остпройсен-Халле» (Ostpreußen-Halle; другое название – KdF-Festhalle). Деревянное строение с габаритами 100х50 метров и неведомой нам (но весьма приличной) высотой предназначалось для проведения массовых мероприятий: съездов, слётов, конференций, пропагандистских, праздничных и спортивных мероприятий. Зал был рассчитан на 6000 посадочных мест (стулья), в комплектации столы+стулья – на 3000 посадочных мест. Здание имело и кухню, оснащенную электрооборудованием. В зимнее время в здании оборудовался каток с искусственным льдом, где тренировались фигуристы и хоккеисты, а также проводились соревнования по указанным видам спорта. Здание сгорело в 1945г. После войны от него оставался цоколь. На снимке, датированном маем 1967г. и присланном нами Борисом КРЫЛОВЫМ, как раз виднеется данный цоколь с какой-то постройкой, огороженный забором. К слову, в конце 1970-х - начале 80-х там был аттракцион "Сталкивающиеся автомобили"..."
А потом вышел сюда https://vk.com/wall-172721239_26949
Еще раз спасибо за такую ценную информацию!
На других форумах, вижу, пишут инфу более историчную:
"Спорт всегда играл большую роль в жизни парка. Перед берлинской Олимпиадой 1936 года всю Германию охватил спортивный бум. Строились спортивные сооружения, в том числе и в этом парке. Раньше в нем было небольшое чистое озеро с купальным помещением на берегу, в котором сейчас размещается администрация. К озеру примыкали дорожки для занятий водными видами спорта. В середине тридцатых годов озеро было существенно увеличено и приобрело современные очертания. Главным событием тех лет стало открытие в парке концертно-спортивного комплекса «Восточная Пруссия» (Остпроссенхалле) на шесть тысяч зрителей.
В литературе практически нет сведений о главной особенности дворца — морозильных агрегатах, позволявших превращать арену в каток. Дело в том, что как ледовый дворец «Восточная Пруссия» стала работать только в 1939 году, примерно тогда же вышел последний справочник по городу, куда новейшая информация не успела попасть. Есть противоречивые сведения о состоянии этого сооружения на момент окончания войны. Известно только, что его морозильные агрегаты были увезены в Москву для создания там первого катка с искусственным льдом. Говорят, что к разрушению этого дворца причастны «соколы» Василия Сталина. Оставшийся фундамент в различные годы использовали под танцплощадку, размещение аттракционов и, наконец, под открытую концертную площадку..."