Как Боб Хартли обыграл всех остальных
Позавчера завершился чемпионат Швейцарии по хоккею с шайбой. Турнир выиграла команда ZSC Lions. Самое время исполнить арию тёщи.
Причины поражений
EHC Biel начал плей-офф в беспроигрышной ситуации – термин «поражение» к этой команде по итогам серии с EV Zug применить было никак нельзя. Тренер команды, Кевин Шлапфер добился замечательного успеха в регулярном чемпионате. С посредственным составом он обошёл более богатый и звёздный HC Geneve-Servette в борьбе за место над «штрихом». Результат был добыт классически: отработанные «стандарты», дисциплинированная строгая оборона и очень сильный вратарь Рето Берра. В плей-офф команда Шлэпфера осталась лучшей по игре в большинстве (36,4%; 4 минуты и 15 секунд на гол), тем её успехи и ограничились.
Случившиеся с HC Lugano мы уже разбирали подробно. У банды из Тичино было всё, кроме молодости. Вопреки известной теории, в хоккее молодость можно купить за деньги – однако менеджмент команды не воспользовался уникальной возможностью.
Крушение HC Davos в четвертьфинале с ZSC (0:4) главный тренер швейцарской лиги Арно Дель Курто объяснил следующим образом. По ходу регулярного чемпионата команда сильно страдала из-за травм (и это действительно так), в то же время до предпоследнего, 49 тура, HCD сохранял шансы на первое место. Дель Курто решил бороться, а посему перегрузил уцелевших чехословацких лидеров (Шейна, Татичек, Сикора) – в частности, они нередко играли по 2 минуты в большинстве. Не давал он роздыха и вратарю Леонардо Дженони – за неимением сильного бэкапа, что вообще является бедой почти всех клубов NLA. В итоге команда подошла к плей-офф уставшей. В первой же игре всё пошло не так – Рето фон Аркс получил дурацкую травму (партнёр по команде, Бит Гербер, точным щелчком сломал ему палец), уставший Дженони пропустил дурацкий гол. Деморализованный и, возможно, утомлённый собственными успехами HCD попросту сдался.
С Kloten Flyers история случилась отчасти похожая. Травмированные лидеры то выздоравливали, то снова становились травмированными. К сражению с SCB вроде бы все поправились, но форму набрать не успели. Всё вышесказанное усугублялось отвратительной организацией – в клубе крупные финансовые проблемы, сейчас его чуть ли не с молотка собираются продавать. Так чемпионом не станешь.
О печалях и радостях EV Zug мы тоже успели побеседовать. Победитель New York Rangers и регулярного чемпионата (да, сейчас был каламбур) имел слишком мало резервов и пространства для отвлекающих манёвров в дуэли с ZSC Lions. По сути, эта команда ничем не отличается от середняков и аутсайдеров лиги: пара сильных легионеров, один неплохой швейцарец и… всё. Её небывало высокое место в турнирной таблице, и четыре подряд попадания во второй раунд плей-офф – результат удивительной работы тренера Дуга Шеддена и следствие того, что пара легионеров очень сильна, а неплохой швейцарец очень уж неплох. Но для чемпионского титула этого мало.
Наконец, HC Fribourg-Gotteron. Поражение этой команды в полуфинале против SCB стало, пожалуй, концептуальным. Потому как менеджмент клуба сознательно пошёл на построение асимметричного состава с очень сильным нападанием, очень сильным вратарём и посредственной защитной линией. Сэкономив на дорогих атакующих защитниках, HCFG получил сразу семерых топовых нападающих, но в итоге поимел крупные проблемы с началом атак в своей зоне. Против HC Lugano этот недостаток удалось компенсировать большим запасом сил, но в серии с SC Bern этот номер повторить не удалось. Ошибку в клубе, кажется, осознали - пошёл слух о возможном переходе в команду неплохо атакующего защитника Жоэля Квятковски. Контракт с "домоседом" Баринкой продлевать не стали.
Причины побед
Начнём с «медведей». Хотя я и не считаю, что итоговое поражение в финале было случайным, но всё же – они имели очень большие шансы на победу, и разбирать в первую очередь стоит причины того, как они эти шансы получили.
Первая – конечно, деньги. SC Bern имел сильнейший состав в лиге. Марианской глубины – в которую и затянуло сначала Kloten Flyers, потом HC Fribourg-Gotteron, а потом чуть было не затянуло и ZSC Lions.
Вот есть, например, в составе SCB Этьен Фруадво (Etienne Froidevaux – вдруг я неправильно транскрибировал). Скромный 22-летний парень, трудяга из четвёртого звена, который взял да и сделал третью игру финала (3:0): гол (1:0), передача (2:0), пара отличных «бобровских» виражей. Или вот Томас Дерунс – он начал плей-офф дублем в игре против Kloten Flyers (3:2). При том, что до этого не забивал 17 игр подряд, и едва ли тренер "лётчиков" Андерс Эльдебринк, когда объяснял своим игрокам, от кого следует ждать угрозы, особо выделил Дерунса. Ну а в четвёртой игре той же серии дубль сделал уже защитник Давид Жобин, норма которого – 1 гол за регулярный чемпионат.
Шекспировский масштаб вторых ролей не берётся с потолка. Это признак, помимо прочего, уверенности актёров в своих силах. А уверенность такая в первую очередь – дело рук тренера. Антти Тёрмянен доверял игрокам. Вот, посмотрите: третья игра ¼ финала. Самый молодой игрок SCB, 17-летний Кристоф Бэртши, выходит на лёд в большинстве (уже примечательно), теряет шайбу в собственной зоне и соперник открывает счёт. В итоге SCB проигрывает, 0:3.
В другой ситуации плей-офф для юниора мог бы закончиться. Тёрмянен оставил Бэртши в составе. Он по-прежнему играл в тройке с Плюссом и Рютеманном, он по-прежнему получал время в большинстве. В последнем матче серии с HCFG Бэртши вышел на лёд в тот момент, когда соперник заменил вратаря шестым полевым игроком. Бэртши забил в пустые ворота, сделав счёт 3:0.
Важно так же «знать свой манёвр». И здесь у SCB тоже всё было в порядке. Поставленная позиционная атака, построенная на дальних бросках. Отлично разученные всеми атаки с ходу – очень интересные, кстати, «североамериканские», когда владеющий шайбой смещается в центр для броска, а его партнёры едут на пятак, мешать и добивать. Понятные и умелые стандарты, конечно, так же имели место.
В общем, было у SCB всё здорово. За исключением того, что лидеры клуба были так же немолоды, как и в HC Lugano. До поры до времени это компенсировалось молодостью «второго эшелона», но под занавес финальной серии компенсироваться перестало. На последних минутах седьмого матча в первой тройке SC Bern, рядом с Байроном Ричи, играли 22-летний Паскаль Бергер и 20-летний Жоэль Вермин. Но им не хватало опыта и порождённого опытом хладнокровия, чтобы решить дело в свою пользу. А опытным – Дюмону, Плюссу, Рютеманну – не хватало сил. Во второй половине третьего периода (похожая картина была и в шестом матче серии) SCB никак не мог перебраться в чужую зону, более быстрые соперники накрывали чужие атаки – и разворачивали атаки собственные. Именно это и привело к победному голу за 2,5 секунды до конца основного времени седьмого матча.
Вот, собственно, мы и добрались до ZSC. «Львы» реализовали преимущество в возрасте и, следовательно, в выносливости, которое мы отметили в превью. А точнее – Боб Хартли умело распорядился теми игроками, которые у него были. Именно в этом он превзошёл и Арно Дель Курто, и Дуга Шеддена, и Антти Тёрмянена. В принципе, состав ZSC вполне позволял играть в тотальный хоккей. Но Хартли этого не делал, он свёл риск к минимуму. Хорошо ли это для зрителя, или плохо, вопрос. Однако в первых двух раундах эта тактика принесла победы со счётом 4:0. На старте серии финальной работать она перестала.
Это было ожидаемо. SCB не имел проблем с травмами, как HCD (хотя по ходу финала проблема и возникла – две игры пропустил Жан-Пьер Дюмон), не было у него дефицита атакующих защитников, как у EVZ. Посему «медведи» могли давить защиту соперника гораздо эффективнее. ZSC дрогнул. Не сломался же он в первую очередь благодаря Хартли. Который превзошёл Тёрмянена в умении управлять командой по ходу матча, и в умении менять игру команды по ходу серии.
Защитники ZSC не забивали на протяжении первых 12 матчей плей-офф. А в трёх заключительных играх финала они забили 3 гола. Сначала Маттиас Зегер забил в овертайме пятого матча (2:1), потом он же сделал счёт 3:0 в шестой игре (6:3), а потом Стив Маккарти решил судьбу всей серии (хотя официальный протокол считает автором победного гола Андреса Амбюля). Его же щелчки приводили к забитым шайбам и в первой (2:4), и во второй (2:1) играх. Хартли перестроил действия команды, дав защитникам больше атакующей воли. И это сработало, хотя поначалу оборачивалось пропущенными после контратак голами – тем, чего и в помине не было на первых двух этапах плей-офф.
Ещё одним эффективным приёмом в исполнении Хартли была игровая аритмия. Поначалу казалось, что его план на игру угадывается легко – «включение» прессинга можно было ожидать на старте второго периода, и к этому можно было бы подготовиться. Однако по ходу финала Хартли стал смещать периоды активности во времени. Ему удалось запутать игроков SCB и Тёрмянена, благодаря чему классический приём сработал в шестой игре. А вот в игре седьмой ZSC наиболее активно заиграл в середине третьего периода. Когда сил у соперника уже почти не осталось.
Не менее удивительна и эффективность нападающих. Если вы смотрели обзор матча и видели голы ZSC – вы видели все опасные моменты у ворот их соперника. Удивительная собранность и хладнокровие. Как Хартли этого добился, мы не знаем – но то, что добился именно он, доказано тем, что три года подряд ZSC с тем же, примерно, составом, не мог пройти даже первого раунда плей-офф.
Приглашение Хартли стало верным решением руководства ZSC. Верным было и терпение, с которым руководство переносило мучения в регулярном чемпионате. Однако так или иначе – в нынешнем плей-офф Хартли удалось использовать фактор неожиданности. Он не был знаком другим тренерам, он здорово запудрил им мозги в регулярном чемпионате. Теперь его знают гораздо лучше. И если совершенно неопытному Тёрмянену не хватило совсем чуть-чуть, чтобы обыграть обладателя Кубка Стэнли, что же будет в следующем году? Если Хартли не вернётся в NHL летом (о чём много писали швейцарские газеты), то охота на «львов» станет главной интригой следующего чемпионата Швейцарии по хоккею с шайбой.
Ну а пока:
Фото: Reuters/Pascal Lauener
Газпрома на них нет!