Сотрясение ценой в локаут?
«Я не могу ответить на этот вопрос – мало знаю о сотрясениях мозга. Я ведь в своей карьере ни разу не играл в шлеме. И до сих пор не знаю, были ли у меня сотрясения мозга... «, - такое интервью дал недавно легендарный Фил Эспозито. Однако, вспоминая то умопомрачительное количество сотрясений мозга, которое регистрировалось в начале сезона в НХЛ, невольно задаешься вопросом, откуда столько?!
В начале текущего сезона регулярного чемпоната НХЛ было зафиксировано умопомрачительное количество сотрясений мозга. Количество травм этого рода превышало все мыслимые и немыслимые пределы. Многие не понимали, почему так происходит, неужели игроки стали играть настолько жестче или спортивная экипировка перестала выполнять свои функции? Стали звучать призывы жестче наказывать за нарушения правил и грязную силовую борьбу. И вроде бы к середине сезона ситуация успокоилась, сотрясений стало меньше, а дисквалификации реже. Но давайте все же порассуждаем на тему, откуда столько сотрясений?
В упомянутом в превью к данному тексту интервью Эспозито говорил, что не знает о том, были ли у него сотрясения мозга. Что это значит? Капитан Очевидность, подсказывает нам, что сотрясения могли быть, а могли не быть. То есть сам игрок не уверен в точности этого диагноза. И действительно, трудно заметить у себя сотрясение, если оно, конечно, не такой силы, что пол лезет на потолок, а завтрак - обратно в тарелку. Симптомы легкого сотрясения схожы с кучей других явлений, даже банальным переутомлением. И лишь профессиональный врач может установить точный диагноз хоккеисту. Но при этом врач может ошибиться или...
Заранее хочу извинитья перед всеми, о ком пойдет речь ниже. Никого не хочу обвинять в некомпетентности или лжи, но в рамках рассуждений на эту тему позволю себе такую наглость. Так вот, врач может ошибиться или поставить заведомо ложный диагноз. Если допустить такую возможность, то количество сотрясений может быть обусловлено именно этими неправильными диагнозами, когда любая травма головы трактуется как сотрясение мозга. В качестве примера приведу интервью защитника "Торонто Мэйпл Лифс", Джона-Майкла Лайлза: «Все хотят назвать это сотрясением, — отметил хоккеист в беседе с канадской прессой. — У меня не было чувства, что всё как в тумане или чего-то похожего. Было просто ощущение, что я не могу свободно двигать головой, и из-за этого мой обзор был ограничен. Мне всегда казалось, что тут дело в шее. Было даже такое ощущение, что из-за этой травмы кровоток к мозгу был затруднён, потому что шея была так сильно заблокирована».
Из данного интервью хочу особо выделить слова "все хотят назвать это сотрясением". Может быть, здесь кроется ключ такого количества травм? Но тогда возникает логичный вопрос - а кому это нужно? И зачем? Ответ на данный вопрос совсем не очевиден. Более того, даже если все-таки допустить, что ситуация с сотрясениями раздута намеренно, то никто и никогда не признается, что это так. Поэтому вооружимся Интернетом, логикой и фактами, чтобы попытаться ответить на этот вопрос.
В первую очередь, очевидно, что раз врачи дают заведомо неправильные диагнозы, то делают они это с подачи генеральных менеджеров клубов. Значит, генеральные менеджеры - первые и самые очевидные заинтересованные лица в этой истории. Многие могли бы остановиться уже здесь, списав все на попытки удержать игроков в команде. В качестве примера, возьмем ситуацию с защитником "Нэшвилл Предаторз" Ши Уэбером. Сперва он выбыл из строя с формулировкой "травма верхней части тела", а через пару дней клуб объявил о сотрясении мозга у своего капитана. Очень мудро, особенно если сотрясения никакого и не было. Ведь у Уэбера заканчивается годичный арбитражный контракт, а "Хищникам" очень хочется удержать Уэбера у себя. И теперь вы, как генеральный менеджер другого клуба НХЛ, имеете в одной руке возможность подписать одного из лучших защитников лиги как свободного агента на условные 7 миллинов в год, а в другой - Сидни Кросби, который стоит не меньше, но не играет уже год из-за рецидивов сотрясения мозга. Рискнете вы потратить такие деньги на игрока, который в любую секунду может оказаться в лазарете? Очень спорно. А "Нэшвилл" рискнет. Потому что сотрясения никакого не было, но никто об этом не знает, даже сам Уэбер.
Но эта система имеет кучу недостатков. Во-первых, это работает только с игроками, у которых контракты подходят к концу, а среди тех, кто страдал от сотрясений были и те, кому играть еще очень долго. Во-вторых, даже такая афера не гарантирует того, что игрок останется в клубе. Покуда в Лиге есть Гарет Сноу, он может подписать Уэбера на 10 миллионов, даже если тот лежит на больничной койке с переломами обеих ног и травмой глаза. Очевидно, что выгода сотрясений не в этом. Тогда нужно определить, а кому еще было бы выгодно такое количество сотрясений? Давайте вернемся к началу текста. Точнее, к словам "стали звучать призывы жестче наказывать за нарушения правил и грязную силовую борьбу". что-то знакомое, правда? Еще бы. Количество дисквалификаций за грубую игру в этом сезоне превышает так же все пределы. Мистер Шэнахэн очень хорошо отрабатывает свой хлеб, дисквалифицируя всех без разбору. Даже Саша Овечкин дважды привлекался к рассмотрению эпизодов в дисциплинарном комитете и даже был дисквалифицирован накануне Звездного Уикенда на три игры.
Казалось бы, все правильно. Грубая игра порождает грубый ответ со стороны дисциплинарных сил лиги. Но в данной истории далеко не очевидно, что причина, а что следствие... Так, например, дисквалификации за грубую игру (даже не за травмы, а за грубую игру) начались еще во время предсезонных матчей. Не совсем понятно, почему, ведь, если бы такие меры стали реакцией на количество травм, то для принятия таких мер должно было бы пройти некоторое время. Но нет, Шэнахэн начал размахивать своим карательным молотом, как только хоккеисты вышли на лед. Некоторые хоккеисты из-за дисквалификаций даже были вынуждены пропустить старт регулярного чемпионата. Ситуация стала до того абсурдной, что даже в авторитетных канадских журналах стали проскакивать карикатуры, наподобие этой:
А потом "вдруг" посыпались сотрясения. Что это? Провидение оракулов Лиги? Сомнительно. Скорее, Лига в лице этих сотрясений нашла адекватную причину поведения своего дисциплинарного комитета. Тогда возникает другой вопорс - зачем нужны эти дисквалификации? Что, кровожадные все стали?
И вот тут начинается самое интересное. За этими сотрясениями и дисквалификациями мало кто обращал внимания на тот факт, что помимо дисквалификации игрок получает также солидный штраф, который расчитывается в процентах от его годовой зарплаты. Более того, случаи просто штрафов не менее редки, чем случаи дисквалификаций (правда штрафы там много меньше). Обычно, в конце новости указывается, что все средства будут переведены в некий Фонд помощи игрокам (Player′s Emergency Assistance Fund). Несколько минут поиска по североамериканским сайтам и мы находим, что данный фонд подотчетен NHLPA (Ассоциация игроков, нечто вроде профсоюза хоккеистов). Смысл его существования заключается в помощи бывшим НХЛ-овцам при попадании их в тяжелые жизненные ситуации (тяжелая болезнь, потеря имущества в результате стихийных бедствий, банальная бедность и т.п.). Довольно размытое определение, т.к. в итоге сама Ассоциация решает кому и сколько платить. И, учитывая, что случаев скандала с нехваткой денежных средств фонда не наблюдалось, то этот фонд успешно функционировал и при прежних поступлениях. Что же теперь будет делать фонд с такими экстра-доходами?
Здесь уместно вспомнить, какой нынче год на календаре. Правильно, 2012-й. И для НХЛ он примечателен в первую очередь не предсказываемым концом света, а тем, что истекает коллективное соглашение между Лигой и Ассоциацией. Переговоры о новом соглашении внешне идут очень вяло. А в случае, если соглашение не будет достигнуто, нас с вами ждет очередной локаут. Так в чем же камень преткновения, из-за которого нет согласия? В чем Лига и Ассоциация не могут договориться? Журналист журнала "The Hockey News" Кен Кэмпбелл в своей статье "Умные деньги" (The Hockey News, vol.65, №8, 07.11.2011) приводит такой факт, что одним из основных требований Лиги и Генеральных менеджеров клубов к Ассоциации является снижение всех текущих выплат по контрактам игроков на 25%. Идея понятная, система контрактов в НХЛ подразумевает квалификационные контракты, когда выплаты по новому превышают выплаты по старому, вследствие чего совокупные выплаты всем игрокам Лиги постоянно растут как на дрожжах. Иногда необходим перезапуск контрактов, иначе клубы не будут укладываться в потолок зарплат, а тафгай из четвертого звена будет получать 3 миллиона в год. Но данное снижение выплат не выгодно Ассоциации. В первую очередь потому что она живет за счет взносов игроков, которые отчисляют часть своей зарплаты за членство в профсоюзе. То есть те же 25% отчислений Ассоциация не увидит. Выгодно? Конечно, нет. Соглашаться на такие условия просто так? конечно, нет. Результат? Локаут. Выгоден ли локаут Лиге? Конечно, нет. Из-за отсутствия чемпионата Лига потеряет на спонсорах и телеправах больше, чем заплатит игрокам. Значит, нужно договариваться.
И тут на помощь приходит лазейка, соединяющая Лигу с Ассоциацией. Фонд помощи игрокам. Подотчетный Лиге дисциплинарный комитет способен направлять деньги в подотчетный Ассоциации фонд. Причем не дополнительные деньги, а деньги, которые клуб так и так заплатит игроку (штрафы налагаются на игрока, а не на клуб, поэтому все штрафы игрок выплачивает из свой зарплаты). Больше дисквалификаций - больше денег в Фонде. А так как Фонд прекрасно справлялся со своими обязанности при своих прежних размерах, то дополнительные деньги не будут востребованы по назначению Фонда. То есть, Ассоциация сможет брать "беспроцентный кредит" у самой себя и пользоваться вновь прибывшими деньгами по своему усмотрению. Получается эдакая компенсация за предстоящее сокращение выплат игрокам. Ассоциация соглашается на сокращение, но не теряет практически ничего. Гениальная схема. Если все так и есть на самом деле, я просто аплодирую воротилам из Северной Америки.
Но здесь мы опять возвращаемся к тому, что даже если все так и есть на самом деле, никто не признается, что такое существует. Более того, даже если учесть, что такая схема реально работает, то это не избавляет нас от локаута. Просто этой схемой Лига избавляет себя от одной, пусть и достаточно важной проблемы. Но есть и другое требование Лиги, на которое Ассоциация пока еще не согласна. Изменение конфигурации Лиги на четыре конференции (две по 8 команд и две по 7 команд). И успеют ли Лига и Ассоциация договориться по этому вопросу к октябрю - большой вопрос. Но это уже совсем другая история.
P.S. Данные рассуждения не отрицают факта наличия настоящих сотрясений в Лиге, а автор не сторонник теории всеобщего заговора
скорее они просто перестраховываюцца, и все более-менее подходящее, они называют сотрясением. Чтобы потом дать игроку вылечицца.
Или само по-себе сложно диагностировать сотряс, вот и увеличеное время больничного дает шанс вылечицца при любом случае.
ну надеюсь вы меня поняли.
а вообще, как раньше - значит играли с сотрясениями. только реальные удары, как у Флери и остальных оставляли лечицца. Но тогда у других уже были бы проблемы (кто закончил со спортом)
чесно сказать, думаю проблема с коленами - более серьезная
нам выгоден локаут - много игроков может осесть играть тут. все таки условия поменялись с 2004 года...
вот интересно, наши воротилы следят за хитростями в НХЛ, чтобы стать такой же сильной лигой?
или им хватает винтеля с нефтью?
ЗЫ. черт, «Умные деньги» - просто гениальная придумка!! да, нашим еще рости и рости.
а в первую очередь, надо поставить КХЛ на бизнесс модель - этоуменьшит много проблем, которые пока не решаюцца т.к. толстомордым руководителям все равно (посещаемость, трансляции, дворцы, жратва и развлечения в аренах)