Где профессиональный спорт похож на традиционный бизнес и ритейл?
= = = = =
Рекомендуемое чтение:
КРАХ ПОНЯТИЯ "БРЕНД". Роль KPI, IPO, PLM, СТМ, скидок и цены переключения в смерти брендов.
= = = = =
Интересное послесловие сложилось к вот этой статье про крах понятия "бренд" в переложении на индустрию профессионального спорта. По пунктам:
1.
Профспорт как часть индустрии развлечений - это не только жестокая внутриотраслевая конкуренция между клубами и спортсменами, но и жесточайшая конкуренция со смежными видами развлечений (киберспорт, танцы, блоггинг-тиктокинг и т.д.). Которая не только снижает средние доходы спортсменов в массе видов спорта и лиг, но и существенное сужает количественный приток нового "мяса" в спорт.
Там где входная воронка узкая (российские футбол, хоккей и теннис - где недостаточно мест для профразвития спортсмена с детства) - там эффекта пока нет. Но там где воронка широкая (бокс или хоккей в Канаде) - возникает проблема борьбы за выбор ребенком именно твоего вида спорта. Расширение воронки в том числе означает перехват "клиента" на ранних этапах или усиление охвата при "продвижении" и "продажах". Например, возврат к советской практике "селекции во дворах и школах", а не просто ждать, когда ребенка приведут в секцию родители.
2.
Продающие моменты в профспорте для спортсмена / клуба / лиги фактически состоят из трех компонентов = ДРАМА + МАСТЕРСТВО + ТВОРИМЫЕ ФАН, ДИЧЬ И БАРДАК. Которые пересекаются с другой формулой "Доход = Профессионализм х Известность".
Если какой-то компонент проседает - его надо избыточно компенсировать другим. Грубо говоря, одно мастерство никому не интересны. Или интересны явно не в том объеме, чтобы иметь желаемый доход.
Пример в РФ: ХК "Витязь" начала 2010-х, который явный недостаток мастерства избыточно компенсировал драмой и бардаком на льду.
Пример 2: КХЛ последних сезонов, в которой попросту нет значимых событий и суперзвезд. Как следствие, за ней непонятно (в глобальном смысле) зачем следить.
3.
При этом профессиональная спортивная лига фактически выступает в ролях дистрибьютора с собственной розницей - с правилами, характерными для такого сочетания. То есть фильтрацией брендов на входе, бонусами и штрафными санкциями, постоплатой, а также опцией задвинуть тот или иной бренд подальше или вообще убрать с полок.
Пример: всё тот же ХК "Витязь" с почти принудительной сменой владельца и "сменой концепции" в середине 2010-х.
4.
В роли крупного сетевого ритейла выступает ТВ и стриминговые платформы, которые являются конечными "держателями полки". Правила тоже похожи на ритейл - нет нужных продаж (телерейтинга) - прощай лучшие фейсинги (прайм-споты), прощай выкладка (показ как таковой), прощай нормальные условия поставок (обеспечение показа, комментария, цена показа).
Пример в РФ: масса видов спорта, которые игнорирует головной МАТЧ ТВ.
Пример 2: КХЛ, плей-офф которой, МАТЧ ТВ в случае пересечения с футболом или биатлоном ставит крайне неохотно и чуть ли не по звонку.
Пример 3: ЧР по регби и тематическая программа по регби, выход которых в эфир фактически дотируется производителем продукта.
5.
Причина потери интереса к многим видам спорта и лигам (в первую очередь, в РФ) заключается в часто возникающем прямом конфликте между формулой "Драма + Мастерство + Фан, Дичь и Бардак" и персональными KPI менеджеров спортивных лиг.
Которые выражаются не только в деньгах, но и в формулах "как бы чего не вышло" и "не хочу работать по выходным" (например, экстренное собрание дисциплинарного комитета). Для выполнения своих KPI менеджеры вводят дополнительные ограничения и санкции для команд и игроков, чтобы снизить вероятность появления настоящей драмы и бардака ("ушла ненависть из хоккея"), но игроки и команды не могут компенсировать просадку интереса к играм мастерством.
Точто так же в бизнесе выполнение краткосрочных KPI топ-менеджеров часто влечёт за собой крах организации целиком.
6.
Уход в краткосрочную политическую повестку (ЛГБТ+, BLM, SJW, "китайский вопрос" и т.д.) способно существенно подкосить продажи и бизнес в любой сфере деятельности.
Телерейтинги НБА как живой пример. Впрочем, там накладывается на это смена формата игры на стояние 4-х человек у периметра с нивелированием функции защиты как таковой (т.е. снижение уровня реальной драмы).
* * * * *
Итого: спорт в плане функционала оказывается не настолько уникальным, чтобы сильно отличаться от традиционного бизнеса. Что означает, что если внимательно смотреть по сторонам, то можно найти массу похожих вещей, которые можно использовать для получения выгоды.