Хоккейно-футбольный телесрач как копия программ «покупай российское» для ритейла
= = = = =
Рекомендуемое чтение:
КРАХ ПОНЯТИЯ "БРЕНД". Роль KPI, IPO, PLM, СТМ, скидок и цены переключения в смерти брендов.
Где профессиональный спорт похож на традиционный бизнес и ритейл?
= = = = =
Что интересно, но постоянный российский телесрач формата "ПЕРВЫЙ КАНАЛ НЕ ХОЧЕТ ПОКАЗЫВАТЬ СБОРНУЮ" или "МАТЧ ТВ НЕ ХОЧЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ХОККЕЙ" со звонками прямо на телефон Канделаки, а также с жалобами в АП и лично Путину один в один напоминает происходившее (и, вероятно, происходящее) в российском ритейле.
Вот злые сетевики не брали еще в 2005-м каком-нибудь на полки непонятные локальные FMCG-food марки без УТП, без внятной упаковки, без стандартов качества на производстве и выстроенной логистики, без желания тратить деньги на продвижение хотя бы в рамках региона и без желания прогибаться под Х5, "Дикси", "Ашан" и "Магнит" в условиях поставок и in-store-promo. Что делают местные производители молока, йогуртов и колбасы? Правильно, пишут слезные письма мэрам и губернаторам о том, что "ЗЛЫЕ КОРПОРАЦИИ ПРИТЕСНЯЮТ КРОВИНОЧЕК!". То есть отечественных производителей. И не дают людям "покупать российское"!
После чего мэры и губернаторы, конечно же, принимали меры. Особенно, если молочно-колбасные заводы принадлежали (внезапно!) их детям, женам или родственникам. Условный "Ашан" начинали гнобить проверками до момента "полного понимания" либо сооружали региональную программу "покупаем отечественное". В рамках которой весь ритейл должен был отводить 15 / 20 / 30% под местную продукцию. Насильно впихивая нужные молоко-кефир-колбасы на полки, несмотря на сопротивление условных "Ашана" и "Пятерочки". После чего те уже звонили в АП-шечку, и иногда местным прилетало по голове за самодеятельность и "потребительский псевдопатриотизм".
Чем это отличается от вечного срача вокруг показа футбола-хоккея-баскетбола на общедоступном ТВ? Ничем. Одни не хотят работать над продуктом и подстраиваться под держателей полок. А те, в свою очередь, не готовы пускать на полки то, что по их мнению нормально не продать или не получить с этого иной коммерческой выгоды. После чего и те и другие начинают публичные разборки и непублично звонить "куда надо" с требованиями "покарать и разобраться".
Отметим, что злую шутку с той же Континентальной Хоккейной Лигой сыграло наличие своей "розницы" (КХЛ-ТВ). Успокоившись, что свой показ в любом случае есть, эффективные менеджеры упустили саму суть продукта. И если условный "Мясницкий ряд" с открытием собственной розницы, чтобы уйти хоть частично от диктата сетей, не менял потребительские качества своих колбас (и для себя и для сетей они одинаково стабильны), то наша хоккейная лига попросту забила на то, что из её медийной составляющей пропали значимые события и агрессивный пиар. Вместо драматичных событий, коих хватало на заре становления КХЛ, стали продавать унылище под соусом "как бы чего не вышло". Продукт стал невкусным, зато безопасным, обезжиренным и гипоаллергенным для потребителя, а продвижение лиги свернулось к локальным новостям. "Эффективный менеджмент" mode on.
После чего внезапно обнаружилось, что головной ритейл (даже МАТЧ-ТВ) не готов это продавать. А ставит в эфир какой-нибудь ногомяч или боевики с Сигалом и Ван Даммом.
Потому что они хоть как-то, но "продают". А российский хоккей в его нынешней форме - нет. Ну а дальше остаётся только писать письма Путину.