7 мин.

КХЛ не нужно увеличивать потолок. Сейчас это нелепо даже обсуждать

Опять считаем чужие деньги.

КХЛ долго шла к жесткому потолку зарплат – за него выводили звезд, всячески смягчали, отодвигали, – но вот пришла. Все, с сезона-2020/21 – жесткий потолок, 900 млн рублей.

И ведь как вовремя: пандемия, карантин, обвал нефти, сокращения зарплат. Клубы закрываются – временно или насовсем, кто сейчас знает? И это мы можем только догадываться о реальных последствиях. Но только дурак не понимает, что мир изменится кардинально. Как можно в такой ситуации вообще думать о каком-то повышении расходов?

Но совет директоров КХЛ начал онлайн-голосование о повышении потолка до 1,3 млрд (закончиться должно 30 апреля). И совсем нет уверенности, что оно не пройдет. Хотя я очень надеюсь, что не пройдет, и для этого вроде бы достаточно много причин.

Банально: за повышение потолка очень мало клубов. Собственно, в публичном поле их два – ЦСКА и, внезапно, «Динамо». Все остальные бойцы за повышение очень далеки от управления клубами – Александр Кожевников (эксперт), Алексей Макеев (игрок без контракта), Камил Гаджиев (менеджер без клуба, руководит бойцовским промоушеном), Юрий Новиков, Анатолий Емелин, Андрей Зюзин (все – тренеры без клуба).

ЦСКА понятно – Игорь Есмантович изначально был против жесткого потолка, а сейчас против того, чтобы он был таким маленьким (по его мнению). «Когда принималось решение поставить такую цифру, 900 млн рублей были 30 млн долларов, а сейчас это 15 млн долларов», – говорил Есмантович год назад.

Сегодня 900 млн рублей – это меньше 12 млн долларов. С другой стороны, год назад нефть стоила 60 долларов, а сейчас – 20. Но даже при таком обвале для «Роснефти» разница между 900 млн и 1,3 млрд, очевидно, несущественна – она только дивидендов за 2019 год собирается выплатить (в то время, когда большинство компаний переносят или вообще отказываются) на 354 млрд. Так что у ЦСКА тут мнение вряд ли изменилось – потолок надо повышать.

А вот «Динамо», у которого никогда не было самого большого бюджета и самых больших контрактов, удивило (Евгений Кровопусков, генеральный директор: «Мы считаем, чтобы держать ребят и платить им достойную заработную плату, 900 – это мало»). Но, видимо, там что-то изменилось в лучшую сторону, потому что сегодня самый дорогой игрок КХЛ именно в «Динамо» (Шипачев, 120 млн). Шесть других прошлогодних 120+ либо уезжают (Шалунов, Умарк), либо пойдут на серьезное понижение (Мозякин, Зарипов, Доус, Антипин). И еще Яшкин с новым контрактом на 95 млн – железно в топ-10.

Из клубов, которые теоретически могли бы потянуть потолок в 1,3 млрд, точно неизвестна позиция СКА и «Ак Барса». Даже если допустить, что они за повышение (а это очень сильное допущение, потому что главный босс СКА и КХЛ Геннадий Тимченко вообще-то идеолог жесткого потолка), все равно набирается только четыре клуба. Другой вопрос, что решение-то будут принимать не руководители клубов, а совет директоров КХЛ, и там расклад несколько сложнее. Здесь нет инсайдов, только открытая информация и логика.

Кто и почему под вопросом:

• Роман Ротенберг, с одной стороны, в СКА, и вроде как должен быть против повышения, с другой – в ФХР, а она жестко за (удерживать молодых, возвращать из НХЛ, скоро Олимпиада, ну вы в курсе).

• Александр Медведев, с одной стороны, должен поддерживать официальную позицию КХЛ, которую озвучивает Алексей Морозов («Считаем, что 900 млн рублей – достаточная сумма»), с другой, мы же помним, что он всегда мечтал биться с НХЛ.

• «Йокерит» – не олигарх, но он существует в еврозоне, а рубль сильно упал. Только поэтому Яри Курри под вопросом.

• Батехин и Король представляют спонсоров лиги и по идее тоже должны поддерживать ее официальную позицию, но опять же – тут могут быть варианты.

Но даже если прибавить всех, кто под вопросом, на сторону «за» – у противников повышения в нашей схеме голосов больше.

И важно, что часть из них открытые, однозначные и жесткие.

«Мы строго против. Однозначно против. <…> Для чего повышать потолок зарплат? Чтобы поднять зарплаты хоккеистам? Это, извините меня, пир во время чумы. Когда спад в экономике, когда многие экономически успешные футбольные лиги прямо говорят о снижении зарплат, мы будем их повышать? <…> С потолком будет веселее и интереснее. Дополнительные шансы для молодежи. Все в равных условиях. И даже если мы говорим об Олимпиаде – время есть, и мы вполне успеем кадры подготовить», – мощнее всех выступил вице-президент «Магнитки» Сергей Ласьков (отсюда и предположение, что Рашников проголосует против повышения).

Что важно – это говорит человек, недавно подписавший очень среднего нападающего «Адмирала» Владимира Бутузова (25 лет, 10 очков в прошлом сезоне) на 25 млн. И еще Мозякина надо уговорить на трехкратное понижение (60 млн вместо 180). То есть у него не то чтобы просто все с потолком в 900 млн.

Александр Крылов из «Авангарда» – сам в совете директоров: «Нельзя действовать в интересах нескольких команд из-за того, что они не могут разместить под этот потолок своих дорогостоящих игроков пятых-шестых звеньев».

То есть ЦСКА, «Динамо» плюс еще максимум два клуба – вот вроде бы и все, кому нужен рост потолка, по крайней мере, из тех, кто представлен в совете директоров. Причем ЦСКА он нужен, чтобы просто сохранить уже подписанные контракты, а «Динамо» еще пару топов свободно разместит под потолком (только их ведь еще найти где-то надо – рынок готовых звезд пустой).

Слабое место этой теории – Геннадий Тимченко. Да, он идеолог жесткого потолка, но размер для него может быть не принципиальным. Тем более, он говорил, что 900 млн – это предложение клубов. И если клубы сейчас хотят изменить сумму, но не принцип, Тимченко может их и поддержать. Тогда расклад изменится, потому что вслед за Тимченко иначе проголосуют еще 4-5 человек.

Это возможно. Но очень не хотелось бы.

Потому что игроки все равно будут уезжать. Уже вроде бы все поняли, что едут они не за деньгами. Вот свежий пример – вратарь Василий Демченко готов играть в фарме «Монреаля» за 70 тысяч долларов, даже если это будет второй фарм – в ECHL. А не хватит денег, не проблема: «Я в России заработал». Эти канадские 70 тысяч долларов в пересчете на зарплату в КХЛ – чуть больше 3 млн рублей в год. Понимаете? Они едут туда не то что не зарабатывать, а даже и тратить готовы, потому что заработали здесь. Так зачем эта демагогия? НХЛ и АХЛ – не резиновые. Сколько туда приедут, столько оттуда и уедут.

Потому что нет другого пути к лиге равных возможностей, даже относительно равных, чем снижение расходов.

Потому что зарабатывать клубы и так-то толком не научились, а в условиях кризиса, который наверняка будет страшнее, чем в 2014-м, это еще сложнее (зато, может быть, хотя бы вынужденно кто-то будет пытаться).

Потому что для лиги равных возможностей нужно сокращать разницу между полом и потолком, а не увеличивать. А она даже сейчас слишком большая (пол – 270 млн, разница – 630 млн). «Адмирал» уже снялся. «Нефтехимик» – небогатый, но и не самый бедный клуб КХЛ – из-за сокращения финансирования вынужден ужимать и платежную ведомость, которая в прошлом сезоне была немногим больше нынешнего пола (что-то около 350 млн). «Башнефть» срезает деньги «Салавату Юлаеву». Очень вероятны проблемы у «Торпедо» и «Северстали». Под вопросом иностранные клубы (откроют ли к осени границы?).

И никто не знает, что еще будет завтра. Ну куда повышать?

Два главных оппозиционера армейским супербогачам. «Динамо» и «Магнитка» – в плей-офф чемпионов

Первый суперклуб Быкова против Билялетдинова на пике. Продолжаем плей-офф чемпионов

Около 20 русских игроков КХЛ могут уехать в Америку. Это не катастрофа – ЦСКА пострадает, остальные не очень

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид; globallookpress.com/Maksim Konstantinov