Хоккейные звезды Ташкента (с «узбекским» акцентом)
«Хумо» дебютировал в чемпионате ВХЛ. Большой хоккей, спустя тридцать один год, вернулся в «сияющую звездно-восточную столицу дружбы и тепла». Ташкент в отличие от Целинограда (он же Акмолинск, Астана, а теперь и Нур-Султан), в котором до «Барыса» хоккея по существу не было, имеет за спиной семнадцать сезонов в первой и второй лигах чемпионата СССР. Здесь есть хоккеисты, претендующие на звание местных легенд и локальных звезд. Правда, немного беспокоит история, случившаяся с творческим наследием Макса Захаровича Пенсона (1893 – 1959), известного советского фотографа, фотокорреспондента ташкентской газеты «Правда Востока» и всесоюзного информационного агентства ТАСС (его снимки я размещал в этом блоге). Зять Пенсона в 1998 году рассказал газете The New York Times, опубликовавшей большой материал о фотографе, что «Правительство Узбекистана не заинтересовано в том, чтобы продвигать его, потому что он не был узбеком». Надеюсь, что такие времена в прошлом. К тому же мастерство спортсменов определяется не национальностью.
1986/87. «Ижсталь» (Устинов) - «Бинокор» (Ташкент). В воротах И. Каримов (№ 25)
Место «узбекистанского Третьяка», «вратаря республики» отдам Ильмиру Талгатовичу Каримову (родился 25 мая 1959 года). Не из-за того, что родился в Ташкенте и занимался там в местной ДЮСШ по хоккею при ЦЗС «Юбилейный». У его достойного конкурента - Владимира Риба - семь сезонов в воротах «Бинокора», но за команды высшей лиги он не играл. Ильмир Каримов в сезоне 1983/84 годов в 23 матчах чемпионата страны в высшей лиге защищал ворота новосибирской «Сибири». Свои первые матчи за «Бинокор» Ильмир Каримов, тогда еще третий голкипер ташкентцев, сыграл в сезоне 1976-77 годов. А основным вратарем команды стал в сезоне 1979/80 годов - 42 игры. Его напарник Рашит Гуляев сыграл тогда 28 матчей, а Виктор Рыбка в пяти встречах выходил на лед. В общей сложности Ильмир Каримов больше десяти лет был стражем ворот «Бинокора». После расформирования команды играл за «Буран» (Воронеж), «Ижсталь» (Ижевск) и «Прогресс» (Глазов).
Ильмир Каримов
Главной ташкентской звездой среди защитников назову Анатолия Дмитриевича Крамского (родился 18 февраля 1958 года). По большей части из-за того, что значительная часть его карьеры прошла в команде высшей лиги. В рижском «Динамо» он провел четыре полных сезона (1980/81 – 1983/84) и еще девять матчей сыграл в сезоне 1984/85 годов. Но не могу не учитывать и то обстоятельство, что он воспитанник узбекистанского хоккея, хотя и не уроженец этих мест. В феврале 1977 года старший тренер «Бинокора» Виктор Иванович Столяров в беседе с корреспондентом «Советского спорта» Геннадием Ларчиковым, напечатанной в еженедельнике «Футбол-Хоккей» (№ 9 за 1977 год) говорил: «Стоило появиться у нас в команде воспитаннику ташкентской ДЮСШ способному восемнадцатилетнему Крамскому, как за ним тут же приехали из Риги. И уговорили - уехал он. Спрашиваю у Тихонова: «Зачем тебе нужен этот игрок? Ведь ясно, что он еще не готов для высшей лиги». Но я так и не переубедил старшего тренера рижского «Динамо» — забрал он у нас Крамского и передал в команду второй лиги «Латвияс Берзс». Скажите, был ли смысл в таком приглашении. Думаю, не было.» После непродолжительной отлучки в латвийскую столицу Анатолий вернулся домой в следующем сезоне и отыграв три года за родную команду снова уехал в Ригу. Заключительный отрезок игровой карьеры, включившийся в себя два сезона, опять провел в Ташкенте.
1986/87. Ильмир Каримов (в центре) и Анатолий Крамской (справа)
«Вне конкурса» нужно вспомнить заслуженного мастера спорта, чемпиона мира и Европы 1975 года, двукратного обладателя Кубка СССР (1972 и 1976) защитника Александра Филиппова. Причина проста - Александр Николаевич Филиппов родился в Ташкенте 10 февраля 1951 года. И пусть только это связывает его с Узбекистаном, но не упомянуть чемпиона мира я не мог. В хоккей он начал играть в детской команде «Родина» (Химки) при заводе «Энергомаш», завершил хоккейное образование в школе московского «Локомотива», в его составе дебютировал в чемпионате страны, а большую часть карьеры играл за московское «Динамо».
1972/73. Александр Филиппов игрок московского «Динамо» (фото Дмитрий Донской / РИА «Новости»)
В примы среди форвардов определю Рината Бекбулатовича Баймухаметова (родился 28 марта 1953 года в Кургане). По нескольким причинам сразу. И потому, что одно время был главной ударной силой «Бинокора» (сезон 75/76 – 47 шайб; сезон 76/77 – 28 шайб; сезон 77/78 – 44 шайбы, у Геннадия Капкайкина – 45), и потому что несколько сезонов играл в высшей лиге за «Спартак» (Москва) и «Салават Юлаев» (Уфа) и наконец потому, что его фамилия ласкает слух тюркоязычным жителям Узбекистана.
1977/78. Ринат Баймухаметов. Пожалуй, именно такой свитер, в котором был достигнут наивысший успех, маркетологи «Хумо» должны запустить в продажу. Ну, может быть слово «БИНОКОР» заменить на «ТАШКЕНТ».
1983 год. Ринат Баймухаметов на новом тренировочном катке
Определенный маркетинговый актив для «Хумо» содержится и в фигуре бывшего нападающего Шукура Каримова. Шукур Хамидуллаевич, как и его однофамилец и ровесник родился в Ташкенте, и тоже выпускник местной ДЮСШ. О нем упомянул в своей книге «Машина с евреями» музыкант Петр Подгородецкий: «Мы отправились в Ташкент, где работали во дворце спорта во время новогодних каникул местной хоккейной команды «Бинокор». Раньше эта команда называлась «Спартак». В 1971 году ее создали с тем, чтобы приобщить узбеков к хоккею. Приобщили лишь одного, Шукура Каримова, который, правда, был на три четверти татарином». Ш. Каримов никогда не играл в высшей лиге. Наоборот – его из первой лиги отправляли во вторую. Летом 1983 года старший тренер Василий Васильевич Бастерс отпустил его в барнаульский «Мотор», который испытывал в то время трудности с комплектованием состава. Правда, в том же сезоне Шукур сыграл и за «Бинокор». Статистику он имеет более чем скромную. Сейчас бы его определили, как ролевика. По штрафному времени точно не тафгай (и не было их в советском хоккее), да и на чекера не сильно похож. Словом, не звезда, но легенду из него сделать можно. Да, наверное, и нужно – все-таки действующий генеральный секретарь Федерации хоккея Узбекистана, к тому же тоже играл за «Бинокора» в самом последнем сезоне.
Кроме хоккеистов хочется вспомнить еще одного человека, которым может гордиться хоккейный Ташкент. Все семнадцать «спартаковско»-«бинокоровских» лет рядом с командой был Амон Султанович Мусаев. Ее начальник, который решал множество административных дел. Иногда он числился тренером, но это не меняло сути его деятельности. Вся жизнь А.С. Мусаева связана со спортом. В молодости выступал за футбольную команду ташкентского «Спартак», предшественницу «Пахтакора», закончил Ташкентский институт физкультуры, стал судьей республиканской категории по футболу. После работал старшим тренером отдела футбола-хоккея Спорткомитета Узбекской ССР. Ну, а затем был хоккей.
1973 год. А.С. Мусаев
По материалам сайтов currenttime.tv, dynamo.msk.ru, ice-hockey-stat.com, mashina-vremeni.com, visualrian.ru и других.