3 мин.

«...и так будет еще долгие годы»

Выдержки из интервью председателя правления рижского "Динамо" Юриса Савицкиса вдохновили на очередной поиск информации о европейской хоккейной экономике.

Для начала я ознакомился с некоторыми данными по Финляндии. Я не Кузьмич, конечно, финский пока не усвоил - ну да гугл-переводчик творит чудеса)).

Вот тут общий обзор бюджетов финских клубов. Олигарх "Кэрпэт" имеет бюджет в 7,7 млн. евро, из которых 2,8 млн. евро идут на зарплату хоккеистам. Половина (7 из 14) клубов имеют платёжки менее 2 млн. евро.

Рядом подводятся финансовые итоги сезона 09/10 - по итогам которого лига в целом получила прибыль в 1 млн. евро при обороте в 80,6 млн. евро. При этом в сезоне 08/09 финская лига потеряла 3,5 млн. евро - ну, кризис он и в Финляндии кризис.

Наконец, есть раскладка по клубу "Калпа" - в сезоне 09/10 он получил прибыль 507 883,21 евро (точность данных впечатляет). При этом выручка клуба составила 6,4 млн. евро, в том числе:

продажи билетов - 2,1 млн. евро

спонсорские контракты - 2,5 млн. евро

другое (?) - 1,8 млн. евро.

После Финляндии переместился в любимую Швейцарию. Вспомнил плановую структуру доходной части бюджета швейцарского EV Zug на сезон 10/11. Всего 10 млн. франков - 5 млн. от продажи билетов, 2 млн. от спонсорских контрактов и 3 млн. от дочернего предприятия Gastro AG (клубные рестораны и т.п.).

То есть у "Калпы" выручка от билетов состаляет треть бюджета, у "Цуга" - уже половину. А что известно про европейское хоккейное чудо - SC Bern? Вот здесь пространное интервью CEO (Chief Executive Officier) клуба Марка Люти. Общая выручка от билетов в нынешнем (и прошлом) сезоне составляет порядка 25 млн. франков (в переводе на евро это 16-20 млн., курс гуляет) - матчи клуба в регулярном чемпионате посещает порядка 400 тыс. человек (чуть менее 16 000 человек в среднем на игре). Общая выручка около 45 млн. франков. Из 20 млн. франков сверх того, что поступает от продажи билетов, львиная доля приходится на "гастрономическую дочку" Sportgastro AG (пять ресторанов, клуб, "свадьбы, банкеты, похороны" и т.д.). Спонсорские контракты, со слов Люти, приносят "несколько миллионов". Прибыль предприятия невелика - всего 300 000 франков.

Платёжная ведомость Берна - 12,7 млн. франков (при нынешнем курсе 1 франк = 0,8 евро получается около 10 млн. евро). Самые высокооплачиваемые хоккеисты -  Кристиан Дюбе (500 000 франков в год) и Райан Гарднер (420 000 франков в год).

Всё это вызывает не самые радостные мысли. Возникает ощущение, что стратегия КХЛ - "Звёзды любой ценой" - глубоко порочна, ибо цена оказывается слишком высока. Проблема Риги очевидна - платёжная ведомость в 8 млн. евро слишком велика для клуба, собирающего чуть более 200 000 человек за сезон (точнее - собирающего 200 000 в Риге, для швейцарцев было бы нормально, но в Риге билеты существенно дешевле). При этом у менеджмента просто нет выбора - если "Трактор" гордо анонсирует бюджет в 60 млн. долларов (Марк Люти, купивший в 1998 г. увешанный долгами Берн за 1 млн. франков и добившийся 45 млн. оборота, нервно курит в сторонке), можно либо закрыть лавочку, либо искать щедрых спонсоров. При этом Ригу ещё прикрывает столь нелюбимый сторонниками "развития КХЛ" лимит на легионеров, позволяющий сравнительно спокойно строить команду из талантливых местных хоккеистов. Он же, кстати, будет помогать другим иностранным клубам (тому же "Льву"). В то же время приведённые выше цифры заставляют сильно усомниться в том, что при нынешнем уровне финансирования российских клубов расширение КХЛ на Запад будет сколько-нибудь масштабным и успешным.

В целом же превращение КХЛ в действительно коммерческую лигу в обозримом будущем совершенно невозможно - если ставка на звёзд (и сумасшедшие контракты) сохранится. Можно ли отказаться от этой ставки? Вопрос интересный. С одной стороны, на ней построен весь PR лиги. Но в итоге он сводится ко "вторые после NHL". "Вторые" - это очень слабо для рекламы. Ибо если ориентироваться на зарубежного зрителя, то его список приоритетов однозначно возглавит свой национальный чемпионат и сильнейшая лига (NHL), соответственно, интерес к КХЛ будет весьма скромным. Если же делать ставку на своего зрителя - то приоритет национального чемпионата всё равно остаётся, а привлекать эстетов звёздами бесполезно, ибо эстеты опять же будут следить за лигой, в которой звёзд больше, площадки уже и лёд белее. Вот и возникает вопрос - так ли уж необходимо "звёздное безумие" КХЛ? Сколько "звёзд" играет в Берне?