3 мин.

Год без Гимаева

Есть люди, на примере которых вырастают целые поколения. Маренисты вырастают, глядя на картины Айвазовского; музыканты – слушая композиции Бетховена. А еще есть поколение людей, которое выросло на хоккейных комментариях Сергея Гимаева.

Удивительно, но именно он олицетворял российский хоккей. Он – комментатор, а не какой-то, пусть даже самый звездный, действующий игрок. Потому что хоккеисты начинали и заканчивали, теряли то скорость, то силу, меняли клубы, убеждения, могли провалиться, а он – нет. Он не заканчивал с хоккеем, заканчивая телевизионный эфир. Он не терял знаменитого гимаевского напора. И никогда не проваливался. Он всегда оставался в хоккее. Он всегда оставался хоккеем.

Он мог критиковать – хлестко, без жалости. Но всегда честно и по делу – так, что невозможно не прислушаться и невозможно не уважать. Он спорил, иногда заводился с пол-оборота, порой бушевал и раздражался. Но это не потому, что хотел кого-то обидеть, задеть, не потому, что встал не с той ноги. Он просто любил хоккей и всей душой хотел, чтобы хоккей становился лучше.

У каждого, кто знал Гимаева лично, найдется тысяча историй, которые показывают, каким он был в общении. И знаете, у меня тоже такая есть, хотя я и видел Гимаева вживую лишь однажды - в сентябре 2016-го в Сокольниках на матче «Спартака» и «Адмирала». Сергей Наильевич ту игру не комментировал – смотрел с трибуны. В первом перерыве он спустился в буфет – небольшой и не очень ухоженный закуток стадиона. Но там был телевизор, а в телевизоре был еще один хоккей. Вот так он отдыхал от хоккея – другим хоккеем.

А еще его буквально обступили болельщики. И вот, он такой могучий, со спиной, из-за которой ничего не видно, разговаривал с ними. Спорил с какими-то мужиками о какой-то команде, защищал какого-то игрока и уже тогда рассуждал о перспективах национальной сборной на Олимпийских Играх. Очень в нее верил.

Спустя полтора года россияне выиграли Олимпиаду. Веселились, кусали медали, получали награды, говорили о выполненных задачах. Но кое-чего в этом бурном потоке ликования не хватило. Искренне хотелось бы, чтобы кто-то эту свою победу посвятил Гимаеву. Он так болел за российский хоккей, что этого золота заслужил не меньше Гусева и уж точно не меньше Знарка

Кстати, любопытно, что бы сказал Наилич о чемпионате КХЛ сегодня. Думаю, не стал бы молчать. И вообще заметьте: игрой в одной калитку Кубок Гагарина стал уже без Гимаева, он квинтэссенции этого позора не застал. Последний полноценный сезон Гимаев-комментатор закончил в апреле 2016-го. Тогда СКА не было в финале, а провинциальная «Магнитка» «хлопнула» столичный ЦСКА в серии за Кубок. Сейчас нам всем очень не хватает в хоккее именно этого: интриги, справедливости и Гимаева.

Видеть то, что пишет о Сергее Наильевиче его, пожалуй, лучший партнер по комментаторскому цеху и «дружище» Роман Скворцов, – невозможно. Невозможно было смотреть, как коллеги Гимаева по «Матч ТВ» говорят о нем после смерти. Я боюсь представить, что они чувствовали. Ведь они общались с ним, работали на протяжении многих лет. А я – я только слушал его комментарии и все равно воспринимаю утрату как личную. А как иначе? Ведь его голос стал родным. Всякий раз, когда я включал хоккей, Гимаев приходил в мой дом: разъяснить нюансы игры, оценить действия хоккеистов и просто рассказать что-то об этой жизни.   

Он ушел, забрав эпоху, но оставив поколение. Поколение, которое всегда будет ждать в хоккейном эфире его голос.