Деютубизация российского спорта. Что потеряют российские клубы, если власти страны отключат видеохостинг
Жесткая информационная политика, взятая на вооружение российскими властями, отражается в том числе и на спортивных клубах.
Первая жертва уже есть
4 марта Роскомнадзор заблокировал на территории России Facebook, а через день – Twitter. В ведомстве заявили, что приняли соответствующее решение в качестве ответной меры: формально Facebook отключили за «26 случаев дискриминации российских СМИ и информационных ресурсов», а Twitter – из-за распространения, якобы, недостоверной информации о вооруженном конфликте в Украине. 14 марта Роскомнадзор завершил блокировку Instagram с целью «обеспечить психологическое здоровье граждан».
Слухи о блокировке в России другой западной платформы – YouTube – в Роскомнадзоре опровергают. Но площадка сама вводит ограничения для российских пользователей. YouTube отключил для российских блогеров все функции монетизации – от продажи стикеров до возможности спонсорства.
Большинство российских клубов были представлены практически во всех доступных на территории России соцсетях. Первый спортивный пострадавший на российском информационном поле пал ещё 3 марта. Тогда YouTube закрыл аккаунт футбольного ЦСКА. Причиной стали санкции, введенные Министерством финансов США в отношении госкорпорации ВЭБ – владельца «армейцев».
В тот же день ЦСКА выпустил сообщение, в котором предупредил о возможных проблемах с доступом в Instagram. В этой связи клуб призвал болельщиков следить за обновлениями на других ресурсах: «ВКонтакте», Telegram, «Одноклассники», «Яндекс. Дзен», TikTok. Кроме того, красно-синие оповестили, что продолжат записывать видео, а распространять их будут на Rutube.
Миграция с одного видеохостинга на другой не повлияла на контент столичного клуба. На момент выхода текста в профиле ЦСКА на Rutube опубликовано 50 видео: несколько интервью, презентация новичка, послематчевые эмоции футболистов – аналогичные ролики москвичи размещали ранее и на YouTube. В марте на аккаунт столичного клуба в Rutube было подписано менее 2 000 человек, сейчас аудитория канала составляет чуть более 3 200 человек.
«Авангард» готовится к «любым сценариям»
Большинство российских профессиональных клубов продолжают вести аккаунты в заблокированных сетях – сервисы по-прежнему доступны читателям, использующим VPN. Однако нарастающая вокруг будущего соцсетей неопределенность меняет планы спортивных организаций.
«Клуб должен быть готов к любым сценариям и поэтому завел Rutube-канал, – рассказал Олег Малицкий, начальник управления по связям с общественностью «Авангарда». – Мы выкладываем контент на всех площадках и продолжим это делать, будем пытаться найти какие-то новые формы и способы донести наш контент до болельщиков. Потенциал развития есть у площадок с аудиторией. Если у людей не будет возможности потреблять контент на какой-то площадке, они уйдут на доступные. Возможно, это будет «ВКонтакте», где мы уже наблюдаем рост регистраций и просмотров. Возможно, это будет Rutube. И тогда мы будем предлагать болельщиками наш контент и там».
«Авангард» – один из самых заметных спортивных игроков в российском сегменте YouTube. В позапрошлом сезоне омичи первыми в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) позволили заглянуть за кулисы раздевалки – стали публиковать видео, как хоккеисты отмечают победные матчи.
Тогда же «ястребы» по аналогии с широко известным YT-шоу на канале «Чикен Карри» сделали проект под названием «Лига хоккейных шуток»: игроки команды обменивались колкостями в адрес друг друга; тот, кто чаще смеялся – проигрывал.
В «Авангарде» экспериментируют и над другими форматами: например, у ведущей клубного телевидения есть постоянная рубрика «Женские вопросы». Другие видео появляются ситуативно: нападающий команды Павел Дедунов месяц назад спарринговался на ледозаливочных машинах с российским экс-пилотом «Формулы-1» Даниилом Квятом, а затем вместе с другими одноклубниками и знатоком Ровшаном Аскеровым сыграл в клубную версию «Что? Где? Когда?».
Кроме того, омичи регулярно выпускают превью к знаковым матчам. Как правило, видео стилизованы под определенную эпоху или отсылают к каким-либо фильмам. Матч звезд «Авангарда» в олимпийскую паузу клуб анонсировал роликом, в котором Боб Хартли предстал в роли Арнольда Шварценеггера из ленты «Красная жара». Показательный матч состоялся на Красной площади, где проходила часть съемок американской картины.
Пожалуй, главный конкурент «Авангарда» в YouTube среди клубов КХЛ – его соперник по первому раунду. «Ак Барс» не отказался от коротких будничных форматов, но, очевидно, сосредоточил основные силы на работе над крупным жанром.
С сентября в Казани снимают настоящий сериал. Его главный герой – капитан команды Данис Зарипов. Летом 40-летний нападающий объявил, что нынешний сезон станет последним в его профессиональной карьере. Тогда клуб предложил ветерану сняться в подобии The Last Dance – документалки Netflix о баскетболисте Майкле Джордане.
Зарипов настоял на том, чтобы сериал рассказывал не только о нем, но и о всей команде. Тем не менее Данис остался центральным персонажем истории. Новые выпуски проекта выходят раз в две недели. Первый эпизод собрал чуть больше 110 000 просмотров, последующие остановились ниже этой планки.
На «Зенит» подписаны 0,5 млн человек. Но за каналом они не следят
Среди футбольных клубов наибольшую аудиторию в YouTube имеют «Зенит» и «Спартак». При этом сами видео, опубликованные на странице петербуржцев, особой популярностью не пользуются. За последний месяц ни один из роликов не собрал более 26 000 просмотров.
Самые популярные российские клубы в YouTube по количеству подписчиков
«Золотой век» «зенитовского» YT-канала пришелся на середину десятых годов: пять самых вирусных видео в истории аккаунта были сняты до 2017 г. Любопытно, что четыре из них так или иначе связаны с бразильским экс-нападающим клуба Халком. Теперь основа контента «Зенита» в YouTube – флеш-интервью с действующими футболистами и пресс-конференции главного тренера Сергея Семака.
«Спартак», несмотря на меньшее количество фолловеров, набирает чуть большее количество просмотров. Контент клуба на видеохостинге более разнообразен. Красно-белые публикуют видеоотчеты не только с матчей, но и тренировок; выкладывают аудиотрансляции игр; после каждого тура делают ролики под рубрикой «За кадром». Кроме того, москвичи стараются красочно преподносить изменения в клубе – как кадровые (представление новичков), так и стилистические (презентация нового логотипа).
Основная масса российских клубов – как футбольных, так и хоккейных – едва ли заметит отключение от YouTube, если оно произойдет. Почти у всех организаций количество подписчиков на видеохостинге не превышает 20 000 человек, а число просмотров под видео – меньше даже этой суммы.