9 мин.

Легенды и «туристы»: самые яркие легионеры в истории «Авангарда»

«Авангард» – в мучительных раздумьях насчет того, кем заполнить вакантные легионерские позиции. Многие спортивные издания сообщили, что одну из них займет двукратный обладатель Кубка Стэнли в составе «Чикаго» Крис Верстиг. Впрочем, официального подтверждения от клуба пока нет. 32-летний канадец провел в НХЛ 536 игр и набрал 308 (127+181) очков. И если трансфер состоится, то станет одним из мощнейших в скупое на события межсезонье КХЛ. Пока не все формальности урегулированы, вспомним, кто еще из звездных иностранцев творил историю «Авангарда».

Первый чешский десант

Первая попытка создать легионерскую диаспору в Омске пришлась на 2001 год. В ноябре, уже по ходу сезона, на берегах Иртыша высадились Мартин Прохазка и Павел Патера. Карьера в НХЛ у многолетних приятелей не сложилась совсем: оба провели в Северной Америке всего по 32 матча. Однако в родной Чехии они были одними из тех, кто олицетворял лучшее хоккейное поколение в истории страны. Вместе с национальной сборной Прохазка и Патера завоевали в течение шести лет четыре золота чемпионатов мира и победу на Олимпиаде в 98-м.

В «Авангарде» чехи присоединились к голкиперу Ярославу Камешу, с которым начинали путь в большом хоккее. Однако Камеш выступил за «ястребов» лишь в 11 играх регулярки и 2 матчах плей-офф, Прохазка провел 65 игр за два сезона, и только Патера стал в Омске по-настоящему своим. Но позже – в сезоне 2002/03.

Слева направо: Прохазка, Власак, Патера

К этому времени президент сибирского клуба Анатолий Бардин привез другого чеха –Томаша Власака. А еще через год свитер «Авангарда» примерил Ярослав Беднарж. Чехи, конечно, остались в тени легендарного сочетания СушинскийПрокопьевЗатонский. Впрочем, очевидно, что в любой другой команде иностранцы могли бы претендовать на роль ударного звена. Патера и Власак стабильно выбивали гроссмейстерские 40 очков за год. При этом они почти не играли в большинстве. Хуже дела со статистикой обстояли у Беднаржа. Однако именно буллит Ярослава в пятой игре финала с «Магниткой» принес «ястребам» чемпионство в 2004 году.

Индеец Маракл

После золотого года Патера и Власак покинули клуб, немногим дольше в Омске задержался Беднарж. Найти на «иностранном рынке» достойной замены «Авангарду» не удалось. Зато в Сибирь переехал канадец Норм Маракл – тот самый голкипер, в ворота которого Беднарж забивал свой исторический буллит.

Начало постчемпионского сезона складывалось для «Авангарда» тяжело. И хотя вратарь Максим Соколов оставался одним из немногих, кто держал марку, ему в пару приобрели сильного конкурента Маракла. Норм быстро вписался в команду, несмотря на экстравагантный образ: индейские корни, ирокез, острая рыжая бородка, десяток татуировок, лишний вес, ритуал петь песни и пританцовывать перед буллитами. Валерий Белоусов неожиданно быстро передал «первого номера» от Соколова к Мараклу, и к победе в Кубке Европейских чемпионов «ястребов» привел именно канадец.

Норм Маракл

Соколов невыгодного соседства не вытерпел и в поисках игровой практики переехал в СКА летом 2005-го. А для Маракла следующий год оказался неоднозначным. «Ястреб» чередовал феноменальные матчи с откровенно провальными. В один день он мог невероятно обращаться с клюшкой, выдавая дивные спасения. А в другой – заставлял омичей хвататься за сердце, пачками демонстрируя немотивированные выходы из ворот.

С такой неустойчивостью не смирился даже безгранично доверявший Норму Белоусов, и канадец покинул клуб. Впрочем, менее чем через год – за несколько недель до плей-офф-2007 по приглашению тренера вернулся в «Авангард», провел 12 матчей и снова уехал. Итог пребывания Маракла на берегах Иртыша – серебро и бронза.

68-й

Перед своим первопришествием в стан «ястребов» Маракл звонил агенту и уточнял, шутка ли, что в Омск приедет сам Ягр. Верилось и вправду с трудом. Начало локаута Ярдо провел в родном «Кладно», куда вернулся сейчас. Переговоры с «Авангардом» проходили непросто.

Но это произошло. В омском аэропорту Яромир приземлился 13 ноября 2004-го. Из первого дня чеха в России пресс-служба клуба сделала настоящее реалити-шоу. За каждым шагом Ягра следили, кажется, все телекамеры, которые только есть в Омске. Следили как за чем-то, что уже никогда не сможет повториться.

Когда Ягр чертил на российском льду такую красоту, действительно было ощущение, что с окончанием североамериканской забастовки он будет вспоминать о холодной Сибири лишь как о кратковременном приключении. Однако Ягру здесь понравилось. Отыграв за «Рейнджерс» еще три года и за 246 матчей набрав 290 очков, чех принял неординарное решение вернуться в «Авангард». Он стал лицом новой Континентальной лиги и три последующих сезона в красно-бело-черной майке отработал от звонка до звонка. Подробнее о достижениях суперчеха наш блог уже писал.

Операция «Преемники»

Вклад Ягра в «Авангард» было бы ошибочно измерять только в голах и результативных передачах. На время он стал гарантом для других легионеров, которые приезжали в «Авангард». Самые достойные в череде иностранцев, которые ехали в Омск после консультаций с Яромиром, – это, безусловно, Якуб Клепиш и Роман Червенка.

Клепиш, некогда 16 номер драфта НХЛ, стал «ястребом» в 24 года. Тогда он еще подумывал о возвращении в Америку, и первый сезон за «Авангард» выдал отличный: 18+17 в регулярке. Впрочем, запомнился он скорее по играм плей-офф. Чех стал главным творцом первой громкой сенсации в КХЛ. Омичи с 16-го места выбили победителей гладкого первенства «Салават Юлаев». А Клепиш почти в одиночку выиграл серию буллитов во втором матче и забросил фантастический победный гол в овертайме третьего.

Однако роль ключевого, незаменимого Клепиш в «Авангарде» так и не получил. Чего не скажешь о Романе Червенке. Омск взял его, чтобы заменить подсдувшегося Клепиша, и не прогадал. В первый год Роман в связке с Ягром наколотил 31 шайбу и добавил 30 передач. А в 2011-м, после ухода Ярдо, он был куда менее эффективен в регулярке (39 баллов за результативность и «-6»). Но так сверкал в плей-офф, что глаз было не оторвать – 21 очко в 20 матчах!

Тогда Роман с «Авангардом» дошел до финала Кубка Гагарина-2012 и зарубился с «Динамо», где выступал Клепиш. Чешские последователи Ягра на русской земле встретились. Правда, в разных амплуа. Червенка блистал, а Клепиш отсиживался в тени. Но динамовец Якуб забил золотую шайбу в седьмом поединке, а «ястреб» Роман остался без кубка.

Соботка

После финала Червенка ушел, «Авангард» безуспешно пытался найти ему альтернативу. Два года менеджмент справлялся плохо. Зато в сезон 2013/14 вошел с суперфорвардом. Владимир Соботка обещал стать новой звездой КХЛ. Все, кто хоть немного разбирается в хоккее, видели, насколько чех превосходил 99% хоккеистов лиги. Видел это, очевидно, и он сам. Наверное, потому все три года играл за Омск в полноги, без настроения и страсти. Владимир часто травмировался и предпочитал подолгу задерживаться на больничном. Однажды он даже уехал лечить спину заграницу, не посоветовавшись с руководством.

«Рама» за Карри

Одним из главных иностранных любимчиков у омских фэнов остается Карри Рамо. Серебряный сезон 2011/12 финн провел в качестве не вратаря, а волшебника. Впрочем, и до этого, и после он был совершенно прекрасен. Рамо имел хорошие шансы заиграть в НХЛ. Досадная травма – разрыв крестообразных связок – оборвала и североамериканские перспективы. Да и в КХЛ финн уже не выглядит, как прежде, суперконвейером по производству сейвов.

Проблемы со здоровьем не отпускают Карри и сейчас. На предсезонном турнире в Челябинске, вновь выступая с буквой «А» на груди в виде «ястреба», Рамо опять «сломался» и выбыл на шесть месяцев. Вернув Рамо в омскую «раму», «Авангард» сделал приятное болельщикам, но чисто в хоккейном плане непоправимо ошибся.

Ошибки

Ошибки с вратарями-легионерами – это вообще то, что очень присуще омским селекционерам всех времен. Отчего-то не шло в «Авангарде» даже у самых проверенных киперов. Вот несколько примеров помимо уже упомянутого Камеша.

Байрон Дафо. Канадец приехал в Омск, имея за плечами богатый опыт выступлений в НХЛ и знаменитую драку с коллегой по амплуа Колцигом. Контракт с «ястребами» он подписал в 2005-м, но за команду не сыграл ни разу. Единственный матч в Сибири Дафо провел за фарм-клуб «Авангарда», получил травму и через месяц уехал на родину.

Олаф Колциг (слева) и Байрон Дафо

Паули Якс. Швейцарский голкипер оказался полной противоположностью Дафо. Левый хват и почти пустое хоккейное резюме. В активе Якса перед переездом в «Авангард» значился лишь один неполный сезон в НХЛ. Как он оказался в Омске, понять довольно трудно. Еще труднее понять причины его ухода. Третьяк в швейцарца, конечно, не вселился, но свою работу он выполнял на совесть. В восьми матчах Якс пропустил не так уж и много – всего 16 шайб. 

Фрэд Брэтуйэт. Сразу после того, как Маракл во второй раз покинул «Авангард», его пост принял не менее экзотичный вратарь – Фрэд Брэтуэйт. Он сыграл больше сотни матчей в НХЛ и вместе с «Ак Барсом» завоевал золото Суперлиги на омском льду СКК Блинова. Однако в Омске не задержался – только 22 матча.

Фрэд Брэтуэйт

Джон Грэм. Обладатель Кубка Стэнли-2006 в составе «Каролины» никогда в своей карьере не был основным вратарем. Не случилось с ним этого и в «Авангарде». Грэм сразу решил сосредоточиться на подвигах за пределами льда и быстро познакомился со всеми омскими заведениями, где шумно, весело и наливают. До поры Бардин терпел похождения блудного американца, но когда тот угодил в вытрезвитель, не выдержал и отправил Джона домой.   

Теему Лассила. В Омске Лассилу невзлюбили еще до первой игры – когда тот взял совсем не вратарский 19-й номер, долгое время принадлежавший в «Авангарде» легенде клуба Антону Курьянову. Любопытно, что в детстве Лассилу и Рамо тренировал один наставник, а в Омске с Теему работал его соотечественник, финский тренер вратарей Пасси Нурминен. Но ничего Лассиле не помогло. 10 игр, лишь 2 победы и 34 пропущенные шайбы, целая уйма среди которых – невынужденные. А бонусом – недобрая память от омских болельщиков. Они даже не ленились изменять страничку Лассилы в «Википедии», придумывая ему нелестные прозвища. «Огромная дыра» было, пожалуй, самым мягким и банальным из всех.