Мутные евроокна
Никому не нужны?
Именно так зачастую характеризуют матчи ЕвроХоккейТура. Мерой надобности спортивного состязания являются, в первую очередь, два показателя – посещаемость стадиона и телерейтинги. И прежде, чем спешить с выводами, стоит всё-таки изучить эти показатели повнимательней.
По поводу посещаемости распространяться не буду – все присутствующие наверняка в курсе, что домашние матчи сборных в рамках Евротура обычно собирают аудиторию более 10 000 человек. Для хоккея в Европе очень хорошо. Отмечу забавное – матч «Кубка Первого канала» Чехия-Швеция собрал 3000 человек, на финнов со шведами смотрели 3750. Средняя посещаемость матчей ЦСКА составляет чуть менее 2000 человек. На матч ЦСКА-«Ак Барс» пришло 4200 человек (лучший результат в сезоне), на матч ЦСКА-Авангард 3172 человека, два матча со СКА собрали 5850 человек, то есть в среднем 2925 человек. Почему в таком случае матчи ЕвроТура предлагается отменить за ненадобностью, а аналогичных предложений по матчам ЦСКА не поступает – мне не совсем понятно.
Теперь о телерейтингах. С ними у «ЕвроТура» в России дела обстоят тоже как бы совсем неплохо. Матч «Кубка Карьяла» Россия-Швеция посмотрели 4% от тех, кто в тот момент сидел у телевизора (если кто не знает, это называется «доля»), и 1,1% от общего числа россиян с телевизором (эту величину и кличут «рейтингом»). Четвёртый результат на неделе, выше премьер-лиги и этапа «Формулы 1». Матч сj шведами в минувшую субботу занял восьмое место (в лидерах, конечно, потрясающее футбольное шоу Россия-Иран, следующие шесть строчек выбили биатлонисты) с похожим результатом (доля 4,6%).
Как смотрят КХЛ? Ну, 29 октября 2010 г. доля трансляции матча КХЛ составила 2%, рейтинг 0,5% (в тот день показывали два матча, «Салават Юлаев» – «Спартак» и ЦСКА-«Динамо», какой был популярней, не знаю, но есть подозрение, что второй). Примерно на уровне матча английской премьер-лиги на той же неделе (2,2%, 0,7%). Матч 25 ноября того же года замкнул недельную десятку – доля 1,5%, рейтинг 0,5% (опять два матча, и опять один их них «Динамо»-ЦСКА, так что подозрения подтверждаются). Может быть, в 2010 г. были и другие попадания в десятку, но я их не нашёл. В нынешнем году матчи чемпионата КХЛ пока ещё ни разу (!) не попали в топ «TNS Россия»!
Справедливости ради – матч всех звёзд КХЛ собрал внушительную аудиторию (доля 7,5%, рейтинг 1,8%). Тут вывеска более чем привлекательная для «среднего человека». Но матчи чемпионата КХЛ уступают играм «наших» с «ихними» любого формата! В недельных топах TNS можно эпохальную битву Россия-Беларусь в финале Универсиады (доля 3,3%, рейтинг 1,2%) и сражение СКА со сборной Канады за Кубок Шпенглера (доля 2,8%, рейтинг 0,7%).
Теперь попробуем угадать, какая же хоккейная телетрансляция стала хитом сезона? Правильно, финал «Кубка Первого канала» Россия-Финляндия, в воскресенье 19 декабря 2010 г. Доля 9%, рейтинг 2,5%. Единственная трансляция, которая опередила все шедшие на той же недели биатлоны (хотя и уступила первенство футбольной Лиге Европы), и превзошла по популярности даже финал молодёжного чемпионата мира (доля 7,2%, рейтинг 1,4%).
О чём говорят все эти проценты? Во-первых, о невысокой популярности хоккея как такового – ему далеко до футбола, биатлона и фигурного катания. Во-вторых, это как бэ намекает боссам КХЛ – превращение в «cash machine» надо начинать с рекламы хоккея как телеразвлечения. Ну и, в-третьих: борьба «наших» с «ненашими» сегодня остаётся лучшим вариантом такой рекламы.
Да, есть чемпионат мира – но, между прочим, на чемпионате мира Ковальчук и Овечкин рекламируют другую лигу. А вот «ЕвроХоккейТур» для КХЛ сегодня играет ту же роль, какую Олимпиада играет для НХЛ. Не было КХЛ – и Россия выступала на турнире неважно. Появилась КХЛ, играют в России Морозов, Зарипов, Мозякин, Радулов, Афиногенов – и мы выигрываем. Ровно та же самая схема, что и в случае «Олимпиада-НХЛ», только в меньшем масштабе. Соответствующем реальному положению КХЛ.
Что в итоге. Утверждение «ЕвроХоккейТур» никому не нужен» – мягко говоря, вызывает сомнения. Он очень даже нужен и интересен тем, кто не читает спортивные газеты, но поднимает стоимость минуты рекламного времени. То есть интересен он большинству.
Не нужен турнир продвинутому болельщику. Однако прослойка таких болельщиков невелика. И хоккей, на самом деле, существует не ради продвинутых – потому что на них бабла не поднимешь.
Не нужен ЕвроХоккейТур ведущим хоккеистам – тут комментировать не буду.
Наконец, не нужен он руководителям клубов. И вот это – действительно проблема, потому как руководители клубов есть серьёзная сила, и с ней ИИХФ и национальным федерациям придётся считаться. Хотелось бы произнести едкие слова по поводу того, что клубы КХЛ не зарабатывают, поэтому о «рекламе хоккея как продукта» им и думать не хочется. Так то оно так, но вот австрийская EBEL (красивое название, да?) игнорирует февральский международный перерыв. Немецкая DEL не останавливает игры в декабре. Немцы и австрийцы деньги считают. Так что проблема налицо. Как её можно решить?
Чемпионат Европы
Именно это словосочетание звучит в альтернативах чаще всего. Нередко предлагаются формулы турнира, ну и я не откажу себе в удовольствии пофантазировать.
Официально международные перерывы – это три недели, хотя реально для КХЛ, допустим, это обходится в 24 пустых дня. Давайте сократим это количество до 11 дней, умещённых в один перерыв. В такие сроки можно сравнительно спокойно провести турнир 8 команд. Две группы по 4 команды, два полуфинала, финал. Отбор команд по рейтингу ИИХФ – то есть сегодня в условном ЧЕ приняли бы участие сборные России, Швеции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Словакии, Германии и Беларуси. Зная (и одобряя) любовь Фазеля к «развивающимся нациям», можно предложить организовать систему дивизионов по аналогии с чемпионатом мира.
Для повышения посещаемости матчей можно взять неплохую идею вынесенных матчей у ЕвроТура. Вынести можно сразу 4 игры первого тура. Именно поэтому требуется перерыв в 11 дней – в четверг «недели 1» команды собираются, в пятницу те, кому повезло начинать дома, тренируются, остальные едут в гости. В субботу играются матчи, в воскресенье все команды съезжаются в страну проведения чемпионата. И там уже в ходе «недели 2»играют два оставшихся тура группового турнира и плей-офф. Соответственно, в понедельник «недели 3» игроки сборных разъезжаются по домам, что теоретически позволяет провести матчи внутреннего чемпионата уже на следующий день.
Сроки турнира – однозначно ноябрь. В декабре есть молодёжный ЧМ, в феврале – слишком близко национальные плей-офф, да и надвигающийся чемпионат мира накроет турнир своей тенью.
Думаю, те же швейцарцы, немцы и белорусы такую схему воспримут на «ура». В этих странах мечтают о медалях международных турниров, но мечты эти никак не сбываются – и, по правде сказать, вряд ли будут сбываться часто в будущем, если речь идёт о чемпионатах мира и тем более Олимпийских играх. «Поймать» фаворита в рамках чемпионата Европы этим командам будет много легче – хотя бы потому, что они не так сильно зависят от НХЛ.
В смысле «рекламы игры» такой турнир будет полезней «ЕвроХоккейТура» и в передовых странах. Ибо сообщение о том, что «сегодня наши хоккеисты поборются за титул Чемпионов Европы» наверняка подтянет к голубым экранам аудиторию куда как большую, чем реклама «Кубка Первого канала».
Кажется – и федерациям профит, и клубам меньше геморроя, и народ счастлив. Да вот есть проблема, причём довольно серьёзная. Чемпионат Европы будет конкурировать с чемпионатом мира в смысле приезда в страну проведения болельщиков из других стран. Никто не будет дважды в год брать отпуск ради хоккея – не разрешат ему либо начальник, либо жена. Придётся выбирать, и выбран будет почти наверняка ЧМ. А это, в свою очередь, делает потенциальный чемпионат Европы менее интересным для страны проведения. Проблема очень серьёзная и едва ли решаемая.
Лига Чемпионов
Теоретически у Фазеля есть второй вариант – куда как более радикальный. Сейчас он с пустой лейко бродит по засохшему огородику Champions Hockey League и выглядит, мягко говоря, жалко. Предложение провести турнир в обмен на полный отказ от сборных переменок может сильно изменить ситуацию.
Телерейтинги Лиги Чемпионов должны быть высоки (формат «мы против них» гарантирует это) – в сравнении с телерейтингами внутренних чемпионатов. При этом рекламироваться будет не просто хоккей (что имеет место в случае матчей сборных), а вполне конкретное изделие производства КХЛ, Elitserien и т.д. В NHL не считают зазорным проводить матчи в Европе, и сыграть, скажем, не только со СКА, но и с Eisbären Berlin – всё ради тех же телерейтингов, а так же «кликов» и «просмотров», каковые в перспективе могут стать главным фетишом бухгалтеров. КХЛ пытается на европейский хоккейный рынок буквально вломиться, вышибив дверь денежным сапогом – но постоянные провалы таких попыток должны бы навести на мысль о поиске обходных путей. Лига Чемпионов выглядит возможным вариантом.
Проблема тут ровно одна – деньги. Очевидно, что подобное решение ну никак не порадует национальные федерации. От этих организаций принято требовать развития детского хоккея, проведения тренерских семинаров и тому подобного. При этом так же принято рекомендовать им не соваться в дела клубов. Но ведь федерация должна откуда-то брать деньги на детский хоккей, на зарплату тренерам молодёжки или на проведение матчей женской сборной. Наконец, если вы хотите, чтобы тренер национальной сборной не работал в клубе – задайтесь вопросом, каким образом федерация обеспечит ему зарплату даже не такого же, а более высокого уровня (ибо нервы тренеру сборной будет трепать вся страна)? Единственный прибыльный проект любой федерации – национальная сборная. Думаю, именно это обстоятельство объясняет тот факт, что канадцы исправно посещают Кубок Шпенглера, а на Кубке Германии играют в очередь с американцами. Так вот, если возникает предложение радикально сократить количество матчей сборных – необходимо таки придумать, как при этом компенсировать финансовые потери федерации.
То есть вариант проведения Лиги Чемпионов вместо перерывов для сборных требует выделения части прибыли национальным федерациям. В то же время необходимо обеспечить денежный интерес клубов. И сама ИИХФ явно не захочет проводить турнир себе в убыток. То есть Лига Чемпионов должна принести много денег. Уверенности в том, что это произойдёт – как минимум, произойдёт в первых сезонах – нет. Пока такой уверенности нет, руководству того же «Авангарда» перспектива 3-6 перелётов на другой конец Европы покажется страшной, а идеи рекламы клуба как бренда вздорными. Клубы КХЛ настолько круты, что думать о продажах продукта (телетрансляций, символики, сайта) в какой-нибудь Норвегии им недосуг. Пусть об этом в Америке думают.
Олимпиада
Отмена международных перерывов влечёт за собой ещё одну проблему, связанную с Олимпиадой. И здесь я говорю не о самом турнире (хотя без февральского окна в «неолимпийские» годы составление календаря в год Олимпиады вызовет дополнительные трудности). Я говорю о квалификационных турнирах. Эти турниры проводятся в предолимпийский сезон, и проводятся они во время тех самых международных перерывов. В отборе к Олимпиаде-2010 участвовали Латвия (играли в феврале) и Казахстан (играли в ноябре и феврале). То есть это напрямую касалось бы КХЛ – в случае отказа от международных перерывов. Кроме того, в том же турнире участвовала Украина, которую в КХЛ вроде как хотят видеть. На Олимпиаду в Турине через квалификацию пробивалась (и не пробилась) ещё и Беларусь. Конечно, разгрузить календарь «Барыса» и двух «Динамо» в случае чего можно. Я просто хочу обратить внимание на многообразие тех проблем, которые не видны из России, но о которых вынужден помнить негодяй Фазель.
Неизбежные перемены
Изменить ситуацию к лучшему не так просто. В то же время давление на ИИХФ со стороны клубов нарастает. Про EBEL (какое же всё-таки красивое название) и DEL сказано выше, так тут ещё иски от швейцарских, шведских и чешских клубов с требованием компенсации за отмену Лиги Чемпионов 2009/2010, явное нежелание тех же клубов всерьёз воспринимать попытки реанимации турнира в сезоне 2011/2012, многочисленные «травмы» играющих в КХЛ чехов и словаков, заявление организаторов European Trophy о желании проводить финальную часть турнира во время ноябрьского перерыва… В общем, перемены в ближайшее время очень даже возможны. Как бы не закончилось всё это переделкой кулька в рогожку.
P.S. Все данные о телерейтингах взяты с сайта компании "TNS Россия"
Сборная России на КПК собирает аудиторию в Москве в лучшем случаи как в Омске и Ярике на матч регулярного первенства КХЛ, при этом население городов не сравнима. и ладно матчи с участиее сборной России, а сколько людей посмотрели матч Финляндия Чехия в рамках КПК?
он лучший по жонглированию цифрами)
Это образное выражение
>а сколько людей посмотрели матч Финляндия Чехия в рамках КПК?
Немало, ибо играли не у нас. А два других чужих матча - цифры приведены выше. Народу больше, чем на матчах ЦСКА.
>Сборная России на КПК собирает аудиторию в Москве в лучшем случаи как в Омске и Ярике на матч регулярного первенства КХЛ
В Омске и Ярике по 12 000 собирают?
>при этом население городов не сравнима.
При этом развитость сферы развлечений тоже ну никак не сравнима.
Ну та приведена средняя посещаемость 10 тыс, в Омск и Ярик тоже в сезоне по 10 и 9 тыс собирают, а некоторые евроклубы и того больше.
Ну так в тексте написано - почему я сравнил.
И не сказал бы, что не надо сравнивать - именно в том и штука, что 3000 зрителей приходят на чужой матч в МОСКВЕ, где есть абсолютно ВСЁ для развлечений - от зоопарка до планетария))
А меня лично против ЕХТ не надо агитировать - я его не смотрю. Но факты (посещаемость и рейтинги) говорят о том, что средний человек охотней смотрит ЕХТ, а не КХЛ.
Сталкер, заканчивай а))))
Вам 10 тычяч не выбить никогда.
в каком стадионе больше народу?
в каком стадионе больше народу?
А тут и представлять не надо - такая ситуация моделируется телетрансляцией. Рейтинги приведены. Финал Универсиады круче лучших матчей регулярки КХЛ...