Как «Йокерит» проел 2,7 млрд рублей за четыре года
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о финансовом положении финского участника КХЛ, а также пытается найти объяснение большим убыткам.
Фото: jokerit.com
УБЫТОК ЗА ТРИ ГОДА – ОКОЛО 50 МЛН ЕВРО
Главное финское деловое издание kauppalehti.fi опубликовало результаты финансовой деятельности «Йокерита». По итогам четырех сезонов, что клуб играет в КХЛ, у него накопилось 47,7 млн евро убытка. Как отмечает издание, в первый год владельцы команды инвестировали 10,1 млн евро, что стало причиной финансового убытка в дебютный розыгрыш лиги. В последние три сезона убыточная операция финансировалась за счет займов. Таким образом, клубу удалось покрыть 36,5 млн евро долга. Источники финансирования скрываются, однако как отмечают финны, всё указывает на то, что это «компенсация со стороны руководства КХЛ». Эксперты сайта предполагают, что лига рассчитывает в будущем вернуть накопившийся долг.
Однако в КХЛ опровергли, что организация выдавала какие-либо займы финскому клубу. «Лига не предоставляла «Йокериту» займов. Отмеченный в отчёте убыток связан с особенностями финансового учета клуба», – говорится в официальной ответе пресс-службы КХЛ. Вероятно, через форму займа описан иностранный капитал, который регулярно закрывает пробелы в бюджете «Йокерита», ведь займ может быть беспроцентным и долг всегда можно реструктуризировать. Кто именно дал эти деньги в материале не указывает, но отметим, что 49% акций клуба принадлежат семейству Ротенбергов.
Потери Jokerit Hockey Club Ltd. за прошлый сезон составили 14,9 млн евро. Клубу незначительно удалось сократить потери по сравнению с сезоном 2015/16, когда убыток составил 15,5 млн. Председатель правления «Йокерита» Харри Харкимо в феврале предполагал, что недостаток у клуба составит менее 10 млн. Всего же на реализации абонементов и билетов заработал 7,7 млн евро. Планировалось существенно большая сумма, но команда вылетела из Кубка Гагарина в первом раунде, проиграв серию ЦСКА (0 - 4).
Суммарная выручка, включающая спонсорские соглашения, в прошлом сезоне составила 10,2 млн евро. По этому показателю команда стала лучшей в Финляндии, вот только с точки зрения чистых продаж (без спонсорских) лучшие клубы внутреннего чемпионата страны «Кярпят» и «Хельсингфорс» обошли участника КХЛ. Первые заработали по итогам сезона 10 млн евро, а непримиримые соперники из Хельсинки – 9,8. При этом, согласно финскому порталу, абсолютно все хоккейные клубы в стране убыточны, но не настолько, как «Йокерит».
Фото: jokerit.com
В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНОГО ФИНАНСОВОГО КОЛЛАПСА?
Руководитель клуба Харкимо в качестве главного недочета отмечает в том, что в лиге нет многомиллионного телевизионного контракта. По итогам прошлого сезона, КХЛ выплатила «Йокериту» чуть более 18 млн рублей (265 тыс евро).
Для сравнения, наибольшая выплата в чемпионате Финляндии в прошлом сезоне была в три раза больше – 970 тыс евро. Ее получил клуб «КалПА».
– У нас нет денег от реализации телевизионных прав, – сообщил Харкимо. – Полное возмещение, которое приходит нам из КХЛ, признается потерей бюджета, хотя оно включает в себя все телевизионные контракты и собственные рекламные соглашения и обязательства лиги.
«За три года финский клуб получил от КХЛ 35,7 млн рублей от распределения доходов от продажи ТВ прав. По итогам сезона 2016/17 клуб получил от КХЛ 18 млн и находится на четвёртом месте среди всех клубов КХЛ по количеству распределённых доходов, а по итогам сезона 2014/15 и 2015/16 – на третьем. Столь высокая позиция объясняется тем, что за последние три сезона «Йокерит» входит в тройку самых посещаемых клубов лиги и имеет стабильно высокий ТВ-спрос», – объясняют в КХЛ.
Фото: jokerit.com
Специфика российского рынка телевидения сказывается на иностранных клубах. В России сложно продать ТВ-права на хоккей за большие деньги. К примеру, «Ак Барс» в этом году и вовсе сам выкупил права у КХЛ и оплатил работу техники, чтобы повысить качество домашних трансляций. Плюс сказывается и курс рубля, те же 18 млн рублей летом 2014 года были 450 тыс евро, а сейчас всего 265 тыс.
Финский чемпионат подписал новое телевизионное соглашение стоимостью 23 млн евро. Так что выплаты клубам от реализации телевизионных прав в Финляндии еще несколько увеличится. У шведов тоже дела идут неплохо, клубы чемпионата Швеции, по предварительным прогнозам, заработают по 5 млн евро каждый от нового телевизионного соглашения.
КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ?
Как отмечают финские экономисты, в свете таких финансовых отчетов, управление компанией кажется невозможным. За последние десять лет расходы на персонал в клубе составили 12,1 млн евро. Чтобы организация могла покрыть все свои операционные расходы, ее оборот должен превышать 21 млн евро. Лучший же заработок у «джокеров» в эру КХЛ был отмечен в дебютный сезон и составил 12,2 млн евро.
Для такой выручки как минимум необходимо, что на каждом матче клуба был аншлаг. Сейчас средняя посещаемость «Йокерита» 9857 зрителей, при этом стоимость билетов варьируется от 12 до 40 евро. Для сравнения, на матчах ХИФКа самые дешевые билеты стоят 21 евро, самые дорогие – 49 евро. Но арены обеих команд не идут ни в какое сравнение: «Йокерит» играет на высокотехнологичной «Хартвалл Арене», в то время как соседний ХИФК на старом «Хельсинки Айс Холл».
Фото: jokerit.com
К сожалению, для клуба намечается тенденция снижения зрительского интереса в городе. Если в первый сезон в КХЛ «Йокерит» установил собственный рекорд посещаемости, то нынешние показатели остаются на уровне лучших сезонов чемпионата Финляндии. Первый год в лиге получился таким популярным во многом из-за двух факторов: инаугурационный сезон и структура календаря три года назад была такой, что клубы не играли каждый с каждым. Предпочтение отдавалось местным принципиальным соперникам, и именно в тот год вся лига в целом показала наилучшие показатели количества зрителей.
В этом сезоне посещаемость «Йокерита» может вернуться на позиции двухлетней давности во многом за счет проведения матча на открытом воздухе 2 декабря. Из-за существенного ослабления конкурентов, руководство команды планирует добраться до самых высоких стадий Кубка Гагарина. Кроме того, в свете постоянного увеличения количества выплат по итогам сезона в КХЛ и исключения двух клубов, «Йокериту» лига выделит большую сумму, нежели в прошлом году.
КХЛ также старается идти навстречу клубам, если у них появляется возможность привлечения спонсоров. Последние три года количество блокируемых товарных категорий снизилось с 9 до 2. Клубы практически без ограничения могут привлекать рекламодателей по всем товарным категориям. Также могут совместно с КХЛ продавать невостребованные рекламные места друг друга своим партнерам.
Вывод из отчетов «Йокерита» по сути один: клуб из столицы Финляндии – российский, такой же нерыночный, убыточный и финансируется по схожим схемам, но просто играет в другой стране. По-другому, выступать в КХЛ невозможно.
А так тратся по 10 лямов и более и быть прибыльным в еврохоккее видно почти невозможно. Может и есть условный Берн, кто может позволить себе что-то подобное, но это единичные примеры.