Художница из Казани сотрудничает с Дрейком, звездами НБА и «Ак Барсом»
Знакомьтесь, Алина Гибадуллина.
Новые джерси игроков «Ак Барса», выпущенные специально для татарского матча, наделали много шума. Пост с ними собрал почти три миллиона просмотров и нашёл отклик у клиентов по всему миру. Дизайном формы занималась Алина Гибадуллина – художница из Казани. Она не первый год сотрудничает с западными звёздами и делает картины на заказ.
Как Алина попала в мир НБА, как сотрудничала со звёздами хип-хопа и вышла на американский рынок – в интервью «БИЗНЕС Online».

«Многие спрашивали, почему сайт «Ак Барса» на русском языке»
– Алина, недавно вы с «Ак Барсом» создали новую форму в татарском стиле. Какие отзывы получили на неё?
– Было много всего прекрасного, притом не только из России, но и из-за границы. Я выложила пост в твиттере, где он собрал три миллиона просмотров и 100 тысяч лайков. После эта история появилась в российских спортивных СМИ. В отзывах кто-то хотел, чтобы игроки «Ак Барса» вышли в этой форме в плей-офф, другие просили, чтобы форма стала сувенирной. Честно, мне тоже этого бы хотелось, но ничего страшного в том, что игроки надели форму лишь однажды, нет. На аукционе все джерси успешно были проданы, чему я только рада.
– Часто в вашем твиттере посты набирают миллионы просмотров?
– Вроде как да. Надеюсь, что всё продолжится в том же духе. Я нашла ту аудиторию, которой нравится моя деятельность.
– Писали ли вам, где и как можно приобрести форму?
– Да, таких вопросов было очень много. Часто у меня спрашивали, почему сайт на русском языке и как его можно перевести на их родной. «Ак Барс», кстати, в некоторых постах написал на английском, что это лимитированная коллекция, которая предназначена для команды.

– Вы впервые сделали дизайн формы для спортивных команд?
– Да, форму я делала впервые. Все узоры нарисованы от руки, но после нужно было поработать над ней в фотошопе. Там я много всего делаю, поэтому было не так сложно.
«Однажды Дрейк репостнул мою картину к себе в сторис»
– Вы сделали форму для хоккейного клуба, хотя чаще работаете в баскетбольной тематике. С кем из игроков вы сотрудничали?
– Со звездой «Миннесоты» Энтони Эдвардсом, Джорданом Пулом из «Вашингтона», Джайленом Саггсом из «Орландо», с Тайризом Халибёртоном из «Индианы», с Фрэнком Джексоном, который играл в «Детройте», но сейчас уехал в Китай. Есть парочка баскетболистов из Евролиги, которые сейчас выступают в чемпионатах Италии и Турции. Даже из России есть несколько ребят, с кем знакома.
– Как произошла ваша коллаборация с Эдвардсом?
– В том году «Миннесота» играла с «Ютой». Эдвардс сделал сумасшедший данк, сразу же пошли разговоры, что это данк года. Спустя 12 часов по завершении матча я нарисовала этот данк и выложила его в соцсети. Вроде бы он всем понравился. Это моя фишка – нарисовать какой-то момент из игры в течение 24 часов. Моя картина получила большой охват, после чего ко мне обратились ребята из «Адидас», которые делают именные кроссовки для Эдвардса. Я им сказала, что готова отдать им картину, а они бы уже передали её Эдвардсу.

В 2024 году мне написали ребята из Culture Jam (проект звёзд НБА Пола Джорджа и Кавая Ленарда, главная цель которого объединить баскетбол с музыкой – прим. ред.) и сказали, что у них есть проект, к которому нужно сделать обложку. Я нарисовала, показала им, они ответили, что им понравилось. Так что здесь всё просто.
– «Адидас» и команда Энтони Эдвардса настроены на дальнейшее сотрудничество с вами?
– Надеюсь на это. У меня есть желание нарисовать на большом холсте все именные кроссовки Эдвардса, которые бы просто лежали в куче. Я согласовала этот момент с медиа «Адидас» – осталось только всё доделать.

– Много ли в России ещё таких людей, кто сотрудничает с НБА? Наших игроков в лиге давно нет…
– Лично я никого не знаю. Хочется быть уникальной, но рано или поздно наши ребята будут в НБА. Знаю, что сейчас у нас много перспективных игроков в NCAA, которые в следующем году могут пробиться в НБА. Егор Дёмин на девятом месте в прогнозах на драфт, Влад Голдин тоже может быть выбранным на драфте
Плюс у меня есть знакомый, который работает с мировыми звёздами в музыкальной индустрии. Сам он то ли из Саратова, то ли из Воронежа, а после переехал в Париж. Однажды мы с ним пересеклись и начали говорить на английском. Потом оказалось, что он тоже из России, как и я сама. В таких случаях быстро понимаешь, что говоришь с нашим человеком: тебя выдаёт либо говор, либо имя, подозрительно похожее на наше.
Её картину запостил в сторис Дрейк
– Ещё у вас были коллаборации с известными западными исполнителями – Фарреллом Уильямсом, Дрейком и Tyler, the Creator…
– Не стала бы это называть коллаборациями, лучше сказать, что это были контакты с ними. Я нарисовала цепи Тайлера, он это заметил и показал своей команде. С Фарреллом примерно та же история: я нарисовала его украшения, которые он выставляет на сайт для продажи. Я нарисовала цепи, которые он однажды туда поместил, а он увидел это, репостнул к себе и тоже показал своим друзьям. Что касается Дрейка, то я делала картину для одного артиста с его лейбла, а он запостил её к себе в сторис. Поэтому, к сожалению, это не коллаборации, а просто внимание с их стороны.

– Как вы открыли для себя музыкальное направление?
– Музыка играет в моей жизни большую роль. В детстве я ходила в музыкальную школу – спасибо моим родителям, которые всегда меня куда-то водили и отдавали. Мне нравился альбома Fuck the World рэпера Брента Файаза. На обложке сам исполнитель просто сидит на белом фоне. Я срисовала её, что-то приделала степлером, что-то дорисовала карандашами, а после отсканировала и выложила. Он тоже это увидел и репостнул к себе. Для меня это было прямо вау, ведь я в тот момент училась в универе. Подумала, что могу ещё порисовать, потом начали писать другие ребята – так и началась моя проектная деятельность.
«Один из первых заказов был от Sqwoz Bab»
– Как начинался ваш путь художника и дизайнера?
– Всю жизнь меня окружал спорт, будь то плавание или баскетбол. Когда настал момент выбора университета, то мы поговорили с родителями и решили, что мне был бы интересен вариант с КГАСУ. Но, чтобы поступить в архитектурный, нужно пройти подготовительные курсы, иметь навыки художественного образования. Где-то в седьмых-восьмых классах я пошла в художественную школу, окончила её, затем прошла подготовительные курсы в КГАСУ и окончила университет. Когда училась на четвёртом-пятом курсах, то начала собирать своё портфолио. Я делала фан-арты для артистов, а после получала фидбек. Так у меня появились первые заказы, я даже сделала обложку на трек Sqwoz Bab (автор хита «Татарский богатырь» – прим. ред.) Я делала шаги в этом направлении и по завершении учёбы в университете полностью сосредоточилась на спортивной и музыкальной индустрии.

– Не страшно ли было идти в сферу дизайна и искусства? Мода быстротечна, плюс нет уверенности, что ваши работы могут кому-то понравиться.
– У меня всегда был план Б – архитектура. В университете я была увлечена этим, но так получилось, что сейчас занимаюсь немного другим. Благо нашла свою аудиторию. Рада, что оказалась в миксе искусства и спорта, плюс добавила туда музыку. Оказалось, что в мире не так много людей, который делает что-то подобное. У меня есть своё видение искусства, которого вроде бы у других людей нет. Надеюсь, что аудитории нравятся мои работы.
– С чего вы начинали?
– Были работы на бумажке, где я просто что-то нарисовала, например, маленькие непонятные фигурки. Иногда друзья что-то просили нарисовать, им тоже помогала. Бывало, что находила интересную картинку и просто её срисовывала. Сначала весь процесс шёл слишком долго: не понимала, как и что сделать и как это всё работает.
– Как вы изучали фотошоп и возможно ли быть дизайнером без знания этой программы?
– Фотошоп – это просто гениальная программа. Я изучила его сама, он мне нужен был ещё по учёбе в университете. Есть, кстати, курсы по дизайну длиною в три месяца. Мы в КГАСУ скептически к ним относились, потому что найти красивую картинку можно всегда. Но всегда нужно знать базу: как падает солнце, как отражаются лучи… Всё это изучается в институте. Поэтому моё мнение таково: если хочешь быть в искусстве, то профессиональное обучение очень желательно. Но при этом всему в наше время можно обучиться самому: есть интернет, видео и другие дизайнеры, которые могут помочь.
«На 90 процентов у меня зарубежная аудитория»
– Когда вы решили выставить на продажу первую картину?
– Как таковой продажи у меня никогда и не было. Всегда находились люди, которые хотели приобрести мои картины. Я всегда удивлялась в такие моменты, ведь картина лежала на полу, а тут её хотят купить.

– Есть ли люди, работами которых вы вдохновлялись?
– Они есть, и я подписана на них в соцсетях. Они примерно моего возраста, но начинали раньше меня. Их стиль мне очень понравился, хоть он и немного далёк от моего. Есть художник Брайант Джиллс, у которого стиль основан на скетчах. Да, он кажется очень простым, но если присмотреться, то там всё проработано. Нравится художник Сай Твомбли, у которого самые простые рисунки карандашами, но они так динамично выглядят. Когда училась в КГАСУ, то обращала внимание на классических художников. Один из наиболее важных аспектов их картин – анатомия, то есть цвета кожи, колористика. Очень нравился Клод Мане, у которого очень лёгкая палитра, но картины при этом выглядят очень глубоко.
– Где вы публикуете большую часть своих картин?
– На 90 процентов моя аудитория зарубежная, поэтому использую инстаграм*, твиттер или тик-ток.
– У вас есть страничка на сайте Inprnt.
– Да, это американский сайт, которому я отсылаю свои картины в хорошем качестве, а они отправляют покупателям принты и постеры. После мы делим процент с дохода. Дело в том, что отправлять картины из России очень дорого, из Штатов – гораздо дешевле. Мне очень хотелось бы высылать покупателям именно свои постеры, но пока что есть, то есть. У меня есть парочка клиентов из России, я связываюсь с ними напрямую, и мы договариваемся о доставке.
– С какой периодичностью вы выпускаете новые картины?
– Сейчас я больше работаю над проектами, а чисто для себя раз в месяц стараюсь что-нибудь сделать. Суммарно два-три раза в месяц я что-то выпускаю.
– Где вы черпаете сюжеты для картин?
– Здесь важен вопрос «О чём картина?» Если это баскетбол, то это постоянный просмотр соцсетей, плюс у меня есть много книг об этой игре, а также журналы. Сейчас я работаю над серией картин об украшениях в хип-хоп культуре и поп-культуре. Есть книга IceCold, в которой рассказывается об истории этой культуры и её влиянии на ювелирные изделия. Когда я рисую те же самые бриллианты, то всегда обращаю внимание, как и где преломляется свет. Многие этого не замечают, но это выглядит очень красиво.
– Сколько в среднем нужно времени для создания одной картины?
– Минимум уходит 100 часов. Все те картины, которые опубликованы у меня в инстаграме*, на них у меня уходило 100–150 часов. Вообще всё зависит от размера холста и степени детализации.

«Если будешь уникальным, будет большой спрос и высокая прибыль»
– Сколько в наше время может зарабатывать хороший дизайнер?
– Точно сказать не могу, но у меня много знакомых дизайнеров, которые работают в России. У них хороший доход, от 70 тысяч рублей в месяц. Однако тут нужно добавить, что всё зависит от твоего видения. Нельзя делать ровно так, как скажут, или по какому-то шаблону. Нужно иметь свой стиль и только тогда появится свой зритель. Если ты будешь уникальным, то у тебя будет большой спрос и высокая прибыль.
– Если работать не на российский рынок, а на европейский или американский, то прибыль будет разниться?
– Конечно. Курс рубля достаточно низок, поэтому за рубежом можно заработать больше.
– Сколько в среднем стоит заказать у вас проект?
– Это секрет, ведь всё зависит от детализации, от задумки, когда и кого там надо нарисовать, сколько часов на это уйдёт.
– Как проходят переговоры между вами и вашим заказчиком?
– Бывают разные клиенты. Если что-то связано с музыкой, то бывали запросы по типу, как ты чувствуешь, так и рисуй. Чаще всего связываются со мной и говорят, что в целом хотят и как они это видят. Я быстро делаю несколько набросков, отсылаю на одобрение и спрашиваю, что можно добавить.
– Вы сказали, что быстро выучили английский язык. Можете дать несколько советов, как это сделать.
– Первое – это изучение языка через музыку. То есть важно не просто слушать, а находить тексты песен и читать их. Второе – это фильмы и книги. Есть много сериалов, которые просты для понимания. Плюс ты будешь знать, как произносить слова, что тоже очень важно. Тот же американский сленг можно выучить по сериалам. Я смотрела «Офис», в котором очень простые слова, поэтому рекомендую. Вообще английский – очень простой язык. Даже не знаю, почему у нашего населения есть проблемы с тем, чтобы выучить его.
– Можно ли выйти на европейский или американский рынок без знания языка?
– Мне кажется, что нет. На европейском и американском рынках люди очень любят использовать сленг, поэтому ты просто не поймёшь, что они говорят. Переводчик тебе переведёт по первому значению слова, хотя использовано было третье-четвёртое. Поэтому знать язык – это очень важно.

«Каждый день прохожу мимо картины с Кобе и думаю, что ни за что бы её не отдала»
– Большая часть ваших картин посвящена баскетболу. Почему?
– Я сама баскетболистка. Помню, как училась в школе и у нас были соревнования. Мой рост всегда составлял 162 см, но за одно лето я очень быстро выросла, как это часто бывает у мальчиков. Наш преподаватель сказал мне, чтобы я попробовала сыграть в баскетбол. Так получилось, что я попадала трёхочковые броски с процентом 90. Первый год я была на замене, потому что в старте были ребята из выпускных классов. После начала чаще выходить и играть.
Когда поступила в универ, тоже попала в команду. Они видели, что я хорошо попадаю из-под кольца, ведь мне позволяет рост. На первом курсе я играла в баскетбол в универе, но после нужно было выбирать между спортом и учёбой. Я сосредоточилась на университетской деятельности, с чем не прогадала.
– Кто ваш любимый баскетболист?
– Конечно же, Кобе Брайант. Из нынешних – Энтони Эдвардс, чья игра очень схожа с игрой Майкла Джордана, который в топ-3 моих любимых баскетболистов. Эдвардс – это прямо вау: как он играет, как он разговаривает с командой – всё это одновременно и смешно, и профессионально.
– Ваша любимая картина, посвящённая баскетбольной тематике?
– С Кобе Брайантом, где он сидит с кубком после победы в финале. Эта фотография с большой историей, но люди часто не знают её. Каждый день я прохожу мимо картины с Кобе, смотрю на неё и думаю, что ни за что никому бы её не отдала.

– Можно ли написать вторую такую же и отдать?
– Конечно, но тоже важен вопрос денег. Есть несколько картин, которые я хотела бы перерисовать, чтобы посмотреть, как изменилась моя рука, как улучшился навык. Она настолько детализирована, что посидеть над ней точно нужно будет. Плюс эту картину я написала два-три года назад, то есть довольно давно.
«Есть много идей, как разнообразить форму УНИКСа»
– Ходите ли вы на матчи УНИКСа?
– Конечно. Если я в Казани, то 100 процентов.
– Есть ли любимый баскетболист из УНИКСа?
– Из нынешнего состава – Маркос Найт. Это просто легенда, ведь что он творит на площадке… Желаю ему крепкого здоровья, ведь если не он, то не знаю кто.
– Как вам игра Димитриевича, который провёл в УНИКСе два сезона?
– Он очень хорош. У Нено очень большой потенциал, рада, что он ушёл в клуб Евролиги. Жаль, что УНИКС не нашёл ему замену, ведь это скажется в плей-офф. Мне очень нравилась игра Димитриевича в УНИКСе: всё плавно и красиво, все атаки строились вокруг него. Сейчас место Димитриевича занимают сразу несколько игроков, поэтому УНИКСу тяжеловато.
– Как вам игровая форма УНИКСа?
– У меня есть огромное количество идей, как разнообразить форму УНИКСа. Их настолько много, что боюсь упустить каждую из них. Ярко-зелёный цвет, камуфляж, силуэт Казани, номера – из всего этого можно сделать такую конфетку. Белая форма УНИКСа слишком белая, а ярко-зелёная режет глаз. Лично мне очень хотелось бы поработать с УНИКСом.

– У какой команды сейчас самая красивая форма?
– Бесспорно, это «Ак Барс» (смеётся). Если мы берём баскетбол, то очень красивая форма у «Бешикташа»: красно-чёрного цвета, минималистичная и с полосками. Она выглядит очень детально и красиво. В НБА красивая ретро-форма у «Мемфиса»: бирюзовые цвета на белом.
* – принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ