18 мин.

Борьба с кенийцами и эфиопками, 16 тысяч участников. Это самый красивый марафон страны 🏃‍♂️🏃‍♀️

Репортаж Анастасии Салимгареевой.

В эти выходные в Петербурге прошел, пожалуй, самый красивый забег страны. Слоты на него раскупили за полгода, а ближе к старту в чатах начался ажиотаж – люди искали любые возможности оказаться среди участников. С субботы на воскресенье 16 тысяч человек бежали по Петербургу и любовались видами города, где ночь длится всего несколько часов. В этом фишка забега, отсюда и его название – «Белые ночи».

Главная интрига: кто победит на марафонской дистанции? Накануне старта организаторы «Беговое сообщество» объявили, что за победу будут бороться два кенийских атлета – Сэмми Корир и Исаак Челюко с личными рекордами 2:08:05 и 2:09:25. Женщинам составили конкуренцию эфиопские спортсменки. Также всех не на шутку взволновал Ронзас Килимо – кенийский пейсмейкер, личный рекорд которого составляет 2:06:09. По условиям контракта он должен был вести лидеров и сойти на 30-м километре.

В российской элите – тоже сильные спортсмены. Алексей Реунков, победитель прошлогоднего марафона «Белые ночи», еще зимой лежал в онкологической клинике, но уже в мае вырвал победу у Дмитрия Неделина на Казанском марафоне. Из Португалии приехал Искандер Ядгаров – победитель Московского марафона в 2022 году и просто всеобщий любимец. О феномене популярности Искандера можно рассуждать долго, скажем лишь то, что в этом году атлет начал сезон за рубежом не очень успешно, но зато на Московском полумарафоне пришел вторым за 1:02:45, всего на шесть секунд отстав от Ринаса Ахмадеева. В этом весь Ядгаров – любит удивлять.

Вопросы, которые волновали лично меня: 

● Cмогут ли кенийцы пойти на рекорд трассы, который держится с 2003 года (2:11:46)?

● Будет ли рекорд России? Он с 2007-го принадлежит Алексею Соколову – 2:09:07.

● Насколько быстро наши спортсмены смогут бежать за африканцами?

Суббота. Стартуют на Дворцовой, участников так много, что старт растягивается на полчаса, на улицах толпы болельщиков

За неделю до старта в Петербург пришло знойное лето. Город накалился. Алексей Реунков в интервью за 5 дней до марафона признавался, что сложно предсказать результаты, так как на старте обещают 28 градусов. Но в пятницу петербуржцам пришла смс от системы предупреждения ЧС о «грозах, ливнях, усилении ветра 29 июня». Так и случилось, в субботу поднялся ветер до 17 м/c.

Мое знакомство с марафоном начинается с прогулки по стартовому городку. Как же красиво – старт на Дворцовой площади. Под ногами – брусчатка, но это не мешает участникам бегать из одного края стартового городка в другой. Людей постепенно становится все больше, а пройти все сложнее. Кто-то отдыхает и настраивается, кто-то разминается и делает динамическую растяжку, кто-то растягивается на фоам-роллах.

Знакомлюсь с Еленой: она приехала из Москвы, представляет беговой клуб «Длинные в Мещерском», бежит марафон и очень волнуется перед стартом.

Журналистов приглашают на пресс-подход: выступают директор забега Дмитрий Тарасов и вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. Борис бежит 10 км в рамках марафона в футболке «Команда Губернатора». Дмитрий делится деталями о забеге: зарегистрировано 19 тысяч участников, 80% из которых – приезжие, также в этом году впервые пройдет студенческая эстафета. Дмитрий рассказывает, что размещать финишный городок на Дворцовой площади больше невозможно, так как количество участников с каждым годом все растет, а площадь принять столько человек не может.

Именно поэтому в этом году зрителей и болельщиков не пускают в стартовый городок, пока оттуда не убегут все участники марафона и забега-спутника, который стартует на час раньше марафонской дистанции.

На улице шумно, во время разговора нас оглушают басы со сцены, там уже собираются на старт десятки. Рядом с нами стоят бегуны, которые ждут очереди пообщаться с Тарасовым. Бегунья рядом признается, что «сфотографироваться с организатором перед стартом – к удаче и личнику».

В 21:00 стартует элита десятки: Ринас Ахмадеев, Максим Якушев, Анна Викулова, Елена Седова, Светлана Аплачкина. Следом за ними – более опытные любители, очередь растягивается до конца Дворцовой площади, а старт занимает двадцать минут. Это самая массовая дистанция забега «Белые ночи», более 10 тысяч участников.

Посмотреть всех не удается, десятка бежит молниеносно, хочется успеть на финиш победителей. Финишный городок – у памятника Медный всадник, идти до него 10 минут. Пробираюсь сквозь толпу болельщиков, которые стоят с дудками и плакатами в ожидании бегунов. Вдруг толпа возле Дворцового моста начинает гудеть – проносится Ринас Ахмадеев. Не удивлена, Ринас – уже несколько лет абсолютный лидер шоссейного бега на дистанциях 10 и 21,1 км. Ринас финишировал сольно с отрывом от Максима Якушева в 52 секунды, а вот Светлана Аплачкина и Анна Викулова практически всю дистанцию бежали вдвоем, но Светлана все же была быстрее на 12 секунд.

Заряжаюсь эмоциями финиша и иду смотреть старт главной гонки – марафона. Прохожу по Александровскому саду, время 21:43, тот самый «золотой час», свет мягко падает на кроны деревьев. Какие же красивые кадры на финише должны быть у «десяточников». По пути вижу хмурого бегуна, спрашиваю, как прошел его забег. Илья недоволен результатом, на Стрелке Васильевского острова мешал ветер и по личнику (личному рекорду) пробежать не получилось. Бегун очень хвалит организацию и «свободную перекрытую Дворцовую площадь как стартовый городок». Спрашиваю про планы. Илья собирается поддерживать бегунов на Смольной набережной, там болельщиков практически не будет.

На Дворцовой все в предвкушении: элитные спортсмены стоят у стартовой линии, журналисты и фотографы – перед аркой, болельщики тоже ждут. Все молчат, только ведущий представляет атлетов. Рассматриваю их внимательно. Кенийский спортсмен Сэмми Корир сосредоточенно смотрит вперед, Алексей Реунков молится, Искандер Ядгаров глубоко дышит. Поднимается ветер и становится совсем холодно. 22:00, старт, побежали. 

Ведущий запускает следующие кластеры. Марафонцев чуть больше пяти тысяч, но старт все равно растягивается почти на полчаса. Играет The Prodigy.

Отправляюсь на трассу, чтобы встретить спортсменов на дистанции. По пути включаю трансляцию марафона. Кенийцы сразу отрываются и бегут быстрее заявленного темпа. Кажется, идут на рекорд. В трансляции сообщают, что африканские атлеты выйдут из 2 часов 7 минут.

Эфиопки тоже вырываются вперед. Россиянки Людмила Лебедева, Луиза Дмитриева с пейсмейкерами, Алена Татаринова, Алина Прокопьева бегут «в пачке» – все вместе.

На 10-м километре Сэмми Корир вырывается вперед, вторая группа – Реунков, Ядгаров, Патраков, и Петров из Узбекистана – проигрывают 1,5 минуты. Второй кениец Исаак Челюко отстает, нашим ребятам удается его догнать, и на 47 минуте Челюко сходит с дистанции из-за проблем с ногой.

Иду к Троицкому мосту. Закатное солнце и тысячи бегунов – виды потрясающие. Бегут спортсмены-любители, разрывов в толпе пока что нет, все участники вместе. Кажется, что на Троицком самая мощная поддержка. Тут и плакаты, и музыка из колонок, и барабаны, и аккордеон, и болельщики, которые кричат незнакомым людям: «Ты сможешь!» Правда, некоторые лукавят, говоря, что «осталось совсем чуть-чуть» ­– Троицкий мост марафонцы пробегают на третьем и 22-м километре.

Снова открываю трансляцию. Лидирует Сэмми Корир, но его темп постепенно падает. Кажется, что знаменитый петербургский ветер все же повлиял на атлета. Становится понятно, что рекорд трассы вряд ли получится, ожидаемое время финиша уже 2:10. С разницей в 2 минуты от Корира бегут Реунков, Ядгаров, Петров и Ормангали. Зато Дмитриева, Татаринова, Лебедева, Прокопьева догоняют эфиопку и дальше по-прежнему бегут все вместе.

Я наконец перехожу через мост на Петроградский остров, к Каменноостровскому проспекту. Здесь на пересечении улиц царит фестивальная атмосфера. Сотни болельщиков, скандирующих «Давааай!» Привлекает внимание мальчик, который стоит на трассе и ждет, когда дадут «пятюню». Когда бегуны хлопали ему по руке, он расплывался в улыбке.

На Выборгской набережной заняты обе полосы: одни бегут к Авроре, другие – обратно, в сторону Петропавловки. На этом отрезке очень тесно, зрители стоят вплотную к атлетам. Болельщики Анжелика и Станислав говорят в толпу: «Хочется вас всех подвинуть, бегунам мало места». Ребята рассказывают, что приехали специально поболеть, но на следующий год обязательно подготовятся и тоже побегут.

Разглядываю участников: на футболках написаны названия клубов и города. Москва, Саратов, Уфа, Новокузнецк, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Псков, Великий Новгород. Многие – в прошлогодних футболках забега – значит, так понравилось, что решили повторить. Среди петербургских бегунов точно сложно найти человека, который бы пропустил этот старт.

Иду дальше к Петропавловской крепости, здесь 21-й километр дистанции. Спрашиваю толпу болельщиков: бежала ли элита обратно? Девушка отвечает: «Какая элита? Здесь есть элита? Мы за бабушек и дедушек тут болеем, они бегут, и мы все ревем».

Тут очень неожиданно проносится кениец. Бежит так быстро, что я не успеваю его сфотографировать. Спустя несколько минут – Реунков, Ядгаров, Петров и Ормангали. Перед ними мотоциклы и куча велосипедов.

23:10, до финиша час, надо возвращаться. Иду обратно, делаю комплимент самой громкоголосой болельщице, которую заприметила, еще пока шла сюда. Осипшим голосом она отвечает, что старается.

В трансляции вижу, что Ядгарова и Реункова догоняет Алексей Патраков. Интересно, новая заявка на тройку призеров. С 35-го километра Ядгаров отстает. За ним бежит Олег Григорьев, который чуть позже его обгоняет. Тут становится ясно, что в первую тройку Искандер не попадет. Комментатор высказывает мнение, что съемки перед стартом в рамках рекламных контрактов и партнерские обязательства добавили спортсмену «нагрузку на нервную систему». 

Воскресенье. Остается только один кениец, Реунков держится до конца, вместо Ядгарова в тройке призеров – неожиданный герой

В финишном городке волнительно: все смотрят трансляцию. На дистанции в это время идет борьба за 2 место между Реунковым и Патраковым. Наконец на Дворцовой набережной появляется кениец Сэмми Корир, он бежит уверенно и разрывает ленту. Его время – 2:15:33. Рекорда не получилось, но спортсмен доволен, улыбается и складывает руки в молитве.

Вторым прибегает Реунков. Финиш дался Алексею тяжело, он еле стоит на ногах и отходит в сторону. Позже Алексей поделится, что «соперники действительно были серьезные, а ветер очень сильно повлиял на результаты».

Настоящим открытием марафона стал Алексей Патраков – спортсмен финишировал третьим. На 15-м километре Алексей упал – стопа попала в яму в асфальте. Спортсмен переживал, что травма серьезная, и он не сможет закончить дистанцию. В итоге отделался ушибом колена и плеча.

Другой лидер элиты – Ядгаров – прибежал шестым. Точнее финиш он пересек пешком. 

С начала дистанции Искандер с Реунковым бежали вместе и каждые 5 минут сменялись, но после 30-го километра Ядгаров понял, что больше бежать в связке не может. Искандер потом написал, что на 35-м километре «словил мощнейшую стену», какой у него еще не было, но благодаря поддержке болельщиков смог добраться до финиша.

Ядгаров добавляет, что его не покидают мысли, что марафон – не его дистанция: «Под марафон требуется закрытый психотип личности, когда эмоции копятся внутри и не расходуются накануне старта. Увы, но я так не могу. Я не меланхолик, мне нужно делиться эмоциями, я люблю спонтанность, хаос и быстрые решения».

Искандер подтверждает догадку комментатора о загруженности перед стартом: «Я был сильно расфокусирован делами и событиями накануне старта. Пока я могу зарабатывать на рекламе больше, чем с победы на марафоне, мне будет сложно полностью абстрагироваться от партнеров. Более того, мне это нравится и я кайфую от работы с интересными партнерами. Для меня это часть выступления».

Наши атлеты пока не могут поддержать время, навязанное кенийцами

Днем в воскресенье, уже после финиша, организаторы старта поговорили с атлетами о том, что произошло на дистанции.

Победитель Сэмми Корир рассказал, что пейсмейкер увлекся и бежал слишком быстро: «Я доволен тем, как прошел этот марафон, но было очень много ветра. Я бежал на рекорд марафона, но ветер действительно был чудовищным. Первые пять километров мы пробежали достаточно быстро, и я просил пейсмейкера сбавить. Ронзас не реагировал на мои слова. Он постоянно думал о рекорде трассы. С третьего по пятый километр Ронзас бежал в темпе 2:58 мин/км, и это был бег на 2:06–2:07. Я много раз говорил, что Ронзас бежит быстрее графика, но он никак не реагировал на мои просьбы. Ну а затем, после 30-го километра начался очень сильный ветер, я бы оценил его на 10 из 10-ти. Это был самый сильный ветер за всю мою карьеру».

При этом результат, на который должен был вести пейсмейкер – неизвестен. О нем обычно договариваются на брифинге элиты перед стартом. За несколько дней до старта директор забега Дмитрий Тарасов предполагал, что время будет около 2:10:00. Рекорд трассы – 2:11:46, его установил Николай Керимов в 2003 году.

Ветер повлиял не только на победителя. Спортсмены-любители посчитали, что сильнее всего он был на Смольной и Воскресенской набережной, после 35-го километра. Этот отрезок – «мертвая петля», километры смерти. Здесь нет поддержки, кроме редких болельщиков-бегунов, которые целенаправленно поехали поддержать атлетов в самом сложном месте – после разворота на 30-м километре бегунам пришлось против ветра возвращаться к финишу.

У всех участников запала вторая половина дистанции, положительный сплит – от 1,5 до 10 минут. Если год назад Алексей Реунков финишировал за 2:13:35, в этом – за 2:17:11. Повлиять мог как ветер, так и слишком быстрое начало, заданное кенийцами.

При этом у Сэмми Корира, который пробежал за карьеру 15 марафонов и победил в пяти из них, и явно умеет разложиться по дистанции, разница составила 5 минут. Возможно частично на результат повлияло то, что он бежал со слишком большим отрывом от преследователей – зачем гнаться за рекордом, если ты и так уже первый? Особенно после того, как пейсмейкер сошел раньше 30-го километра.

Это причина, на которую часто ссылались наши атлеты, оправдываясь, что не ставят рекорд России: мог быть быстрее, да только никто не готов поддержать. Проще пробежать медленнее, но гарантированно попасть в призы и заработать, чем поставить все на рекорд и, если что-то пойдет не так, не дожать и сойти. Пока нет группы и конкуренции, у спортсменов нет интереса бежать очень быстро.

Подстегнуть спортсменов могут деньги – для этого придумали специальную серию стартов, «Лигу марафонов БРИКС», в которую вошли Казанский, Московский марафон и «Белые ночи». Для финишеров этих трех марафонов есть дополнительные призовые: бонус за результат быстрее 2:12 для мужчин и 2:28 для женщин – 250 тысяч рублей, за рекорд трассы – 150 тысяч. А спортсмен, победивший на двух марафонах лиги, получит дополнительный 1 миллион рублей.

Вторая составляющая потенциального рекорда – сильные иностранцы, которые могут вытянуть наших, и пейсмейкеры на заданный результат.

В марафоне «Белые ночи» кенийцы уже участвовали. В 2013 году Петер Квалиа победил с результатом 2:14:30, в 2014 году Соломон Барнгетуни тоже финишировал первым за 2:16:12. До этого в 2011 и 2012 годах выигрывали марокканские атлеты с результатами 2:14:12 и 2:13:37.

В 2015-м ВФЛА отстранили от членства в World Athletics, и с тех пор на российских забегах не было такой конкуренции и зрелищности. Восстановили федерацию лишь в 2023 году. Первых иностранцев привез Омский марафон в августе 2023-го – двое кенийских атлетов заняли первое и третье места, кенийка – третье место. Следующим стартом с иностранными атлетами стал Казанский марафон в мае 2024-го – там кенийские спортсмены не смогли финишировать – сошли.

Кенийцы не так уж хороши на российских трассах

Тем интереснее произошедшее у женщин: наши на опыте «съели» эфиопок. Личные рекорды девушек изначально были близки: Луиза Дмитриева – 2:28, эфиопки Джемила Вортеса и Тигист Тадесе – 2:37:41 и 2:28:06.

Обычно Луиза Дмитриева бежит всю дистанцию одна – другие не готовы работать и вести. Но в этот раз спортсменки наконец-то бежали пачкой – возможно, потому что Луиза неважно себя чувствовала. В телеграм-канале она написала: «Из-за состояния здоровья бежалось нелегко на протяжении всей дистанции, считала каждый шаг». Тем не менее Луиза держалась до конца, а три пейсмейкера вели плотную пачку почти до 33-го километра, после чего разделились на несколько групп.

А вот якутская легкоатлетка Алена Татаринова, которая вернулась в бег после десятилетнего перерыва, с прошлого года улучшала личные рекорды и с каждым разом финишировала все ближе к пьедесталу. В Казани она была второй, а в Питере выглядела свежее, чем все остальные. За пару километров до финиша Татаринова сделала рывок, обогнала Дмитриеву и финишировала с результатом 2:32:46. Луиза отстала на 40 секунд и стала второй – 2:33:26.

Эфиопка Джемила Вортеса считалась явной конкуренткой Луизы, ее личный рекорд – 2:28:01. Но финишировала она пятой – за 2:37:41. «Я приехала сюда, чтобы победить. Думала перед гонкой, что выиграю. Самое сложное в этом марафоне – сильный ветер, я не могла прибавить. Мне не хватало сил, чтобы бороться с ветром. Я чувствовала себя слабой после 21-го километра. На 12-м километре у меня начал болеть правый бок, пришлось немного снизить темп. Боль то отпускала, то снова возвращалась», – рассказала Вортеса после финиша.

Наши спортсменки оказались гораздо привычнее к погоде, трассе, ветровым условиям. Вторая эфиопка Тигист Тадесе (личный рекорд 2:28:06) сошла из-за отравления. «Джемила купила в Эфиопии домашний рисовый хлеб, немного сладкий. И после того, как Тигист съела этот хлеб, ее самочувствие резко испортилось. Ее тошнило, она теряла много воды, и у нее была диарея. Несмотря на состояние здоровья, Тигист решила попробовать бежать в надежде на то, что ей станет лучше», – рассказал пейсмейкер женщин.

Третий результат среди женщин – Алина Прокопьева, 2:35:26. Она уже соревновалась с кенийками Моникой Черуто и Сарой Джероп на Омском марафоне, где спортсмены бежали в жару при +27 градусах. На второй половине дистанции в Омске Алина оторвалась от конкуренток и финишировала первой за 2:35:42, Моника Черуто пыталась ее догнать, но отставала все больше и закончила третьей за 2:43:29. Комментаторы «Бегового сообщества» в трансляции «Белых ночей» подчеркивали, что после этого Алина говорила: не надо бояться кениек.

Неважно, что рекорда на «Белых ночах» не получилось. Марафон – дистанция, которую сложно спланировать абсолютно точно. Всегда может повлиять погода, питание, «стена» после 30–35-го километра... Но 16 тысяч финишеров не ошиблись, когда выбрали именно этот старт – несмотря на любые сложности, атмосфера здесь – невероятная.

Этот забег подарил нам новых героев, а «Беговое сообщество» напомнили, как важно конкурировать с зарубежными спортсменами. В этой борьбе могут родиться новые результаты. Лед тронулся.

Фото: Сергей Чернов @swim.bike.run.photo; Анастасия Салимгареева