10 мин.

Поднимаюсь в горы на лыжах, соединяю их в сноуборд и мчусь по целине. Это называется сплитбординг. Спорт, который позволяет видеть уникальные места

От редакции: это раздел «Здоровье», где мы пишем о любительском спорте, питании и тренировках; берем интервью у знаменитостей, преодолевших свой первый марафон или триатлон; а иногда рассказываем интересные истории простых людей, посвятивших себя спорту. Это личная история Максима Немеляйнена, который в 35 лет бросил офисную работу и посвятил себя полностью главному увлечению в жизни – сноуборду и фрирайду.

***

Меня зовут Макс, и я обожаю экстрим. Еще в детстве я понял, что мне нравится скорость, препятствия и делать что-то своими руками. Теперь я делаю сноуборды и сплитборды на заказ, хожу и катаюсь в горах, организую поездки, обучаю новичков и помогаю в подборе снаряжения.

Увидел сноуборд и подумал: прикольная штука, я ведь сам могу себе такой сделать

Году в 97-м я впервые увидел сноуборд – в передаче «До 16 и старше…». Я даже не знал, как он называется, до того выпуска. Показывали московских пацанов, которые катались на ближайшей горке. У одного из них сноуборд был самодельный – вырезан из деревяшки, приделаны лыжные крепления. Я подумал, прикольная штука, я ведь сам могу себе такой сделать.

У нас был гараж, инструменты, материалы. Взял подходящий лист фанеры, вырезал из него ножовкой подобие прямоугольника, снял с беговых лыж крепления, приделал их к доске и получил свой первый сноуборд. 

Чтобы получить изгиб, как на настоящем сноуборде, я переделал конструкцию – варил доску в большой кастрюле на огне. Прогревал, затем делал загиб и зажимал в батарее. Чтобы сделать хайбеки (задняя часть сноубордических креплений, которая поддерживает ботинок), вырезал из толстой кордовой резины пластины. Я не знал, какие материалы использовались в настоящих сноубордах, поэтому просто подражал тому, что видел на видео и картинках.

Настоящий сноуборд оказался очень скользким и трудноуправляемым. Но покорил настолько, что я попробовал фрирайдинг – спуск по нетронутой целине

Когда уже учился в университете, я впервые поехал на горнолыжный курорт Силичи под Минском, где увидел и попробовал настоящий сноуборд.

Он оказался очень скользким и трудноуправляемым. На наших самоделках не было скользяка, просто фанера. А тут он сам ехал, быстро набирал скорость. Я сразу захотел такой: настоящий. Но стоил комплект около 700 долларов. Денег таких не было, да и купить в Беларуси сноуборд тогда было нереально.

В 2012-м, когда переехал в Санкт-Петербург, понял, что вот оно, самое время, чтобы собрать свой комплект. Нашел доску, которая понравилась по картинке – вообще не разбирался в характеристиках, купил ту, которая приглянулась. Скоро начал выезжать в Хибины, поменял сноуборд на более жесткий, подходящий под условия в горах.

Стали появляться мысли о фрирайде (катании вне трасс) – долго кататься по трассам наскучивает. Курорты в Кировске (город у подножия Хибин) открытые, сойти с трассы несложно. Да, это не безопасно, но меня тогда это не сдерживало, тем более что в пределах курорта лавинных участков почти нет. Выходишь за пределы трассы, и вся гора перед тобой как на ладони.

Я начал исследовать окрестности, искать интересные маршруты для подъема в гору и новые линии спуска. Шел и ощущал себя первооткрывателем: вокруг отвесные стены, лед нависает. Куда-то наверх уходит линия подъема, на вершине оборачиваешься и видишь панораму города. 

Позже начались вылазки с гидами: все по-взрослому, с лавинным снаряжением. Хотелось все время кататься по нетронутому снегу. Мне кажется, это идея фикс всех сноубордистов: со временем понимаешь, что трассы – это скучно, а там, где-то вдалеке, снежная целина. Как до нее добраться? Берешь снаряд в руки и идешь ногами. А поскольку в глубоком снегу идти трудно и долго, то начинаешь задумываться о профильном снаряде. У лыжников для этого есть специальные лыжи. Это называется скитур – прохождение маршрутов по пересеченной местности, куда не добраться с помощью горнолыжного подъемника. У сноубордистов для тех же целей – сплитборд.

Сплитборд – продолжение фрирайдинга. Он позволяет сильно расширить географию катания

Это относительно новое веяние. Сплитборд появился лишь в 1991 году, когда сноубордист из США Бретт Коберник в своем гараже распилил вдоль сноуборд и сделал первый прототип. Бретт отнес его основателю фирмы Voile Марку Вариакоису, который через несколько лет стал производить специальные наборы «сделай сам», чтобы сноубордисты могли переделывать свои доски в сплитборды.

Благодаря появлению сплитбордов у сноубордистов существенно расширился горизонт катания – раньше целина была доступна только лыжникам. Потом технологии развивались, менялись системы креплений, и сейчас множество производителей делают свои сплиты.

Сплитборд – это сноуборд, который разделяется продольно на 2 половины, похожие на лыжи. Они разъединяются для подъема наверх или простого прохождения равнинного маршрута, как в скитуре. Обратно сплит соединяется специальной фурнитурой и в собранном виде почти не отличается от обычной доски. Да, он чуть тяжелее в силу того, что есть канты в середине и фурнитура, но это не сильно влияет на характеристики в мягком снегу. 

Существуют экспозиции (склоны гор), к которым нет дорог, нет подъемников, а сплитборд позволяет к ним добраться. Но это увлечение не для всех. Нужно любить пеший туризм и любить внетрассовое катание. Когда едешь по мягкому снегу, испытываешь необычное ощущение в ногах. Минимум опоры, какая-то воздушность, легкость движений. Сплит именно ради этого и затевался.

Сплитбординг – это дорого. За полный комплект придется отдать 200 000 рублей

Это очень дорогой вид спорта. Средний комплект – доска, крепления, ботинки, палки (обязательно складные), камуса (для восхождения надеваются на скользящую поверхность), лавинное снаряжение (лавинный датчик, лопата, щуп) – стремится к 200 000 рублей и выше.

Для сплитбординга очень важна хорошая одежда с мембраной. В сухом сибирском климате будет достаточно одежды с показателем водонепроницаемости 10 000 мм, во влажном (например, на Красной Поляне) желательно от 20 000 мм. Стоимость куртки и штанов – это минимум 50 тысяч рублей. Верхние модели стоят свыше 100 тысяч. Но это не прихоть, а специфика суровых условий. Тебе должно быть комфортно в процессе подъема и спуска. 

Ну и дальше: термобелье, включая носки, шлем, перчатки, удобный рюкзак. Кому-то еще нужна локальная защита – спина, колени, локти. Чтобы экипироваться под сплитбординг с нуля, придется выложить много денег. На дистанции эта сумма снижается, когда просто раз в сезон обновляешь какой-то один элемент.

Плюс сами поездки. Вам повезло, если вы живете в Сибири или рядом с большими горами, но для жителей равнинных регионов доехать до нормальной локации – отдельная статья затрат: перелет, трансфер, проживание. Да, мы не тратим деньги на подъемники, потому что ходим своими ногами. Но это единственная статья, в которой сплитбординг выигрывает у курортного катания. В новых местах нужно платить за услуги гида, который знает окружающую местность и может обеспечить безопасный маршрут для подъема и катания.

Зато ощущения бесценны: ты полностью изолирован от цивилизации

Первый раз на сплитборде я походил в Шерегеше (Кемеровская область). Привез туда свой комплект, опробовал на подъемах и спусках с опытными ребятами, которые не первый год занимались. Потом поехал в Лужбу – известное место у любителей скитура. Там я опробовал тот самый воздушный снег и состояние невесомости.

Вроде смотришь с вершины – снег и снег. А когда едешь по нему, то все переворачивается. Он настолько мягкий, опоры вообще нет, будто заново учишься кататься. Доска совсем по-другому себя ведет. Это тяжело объяснить, надо самому прочувствовать. Попробовав один раз, ты либо навсегда попадаешь в этот плен, либо отказываешься от этого. Третьего не дано. И меня это захватило.

Из всех поездок самые крутые ощущения были на Мамае – знаменитое ущелье на берегу Байкала. И пока что это было самое удаленное место моего катания. Сначала добираешься до Иркутска, потом 200 км едешь на машине до турбазы. Там «переобуваешься» в снаряжение и еще почти 10 километров идешь на сплитборде до зимовки – домиков у подножья ущелья. Вещи туда завозят на снегоходе.

С каждым шагом удаляясь от базы, понимаешь, что уходишь в дикую природу. Ощущаешь себя полностью изолированным от цивилизации. И вот ты уже поднимаешься в гору, рядом с тобой 5 человек и больше ничего. Нет сотовой связи, нет интернета. Останавливаешься и слышишь тишину, максимум – снег падает с деревьев. Идешь наверх, где-то вдалеке виднеется Байкал, с другой стороны – горные пики.

Важно не забывать про безопасность: иметь нужное оборудование, проходить курсы по лавинной безопасности и первой помощи

Разумный и безопасный фрирайд возможен только при наличии специального лавинного оборудования. Также важна команда: у всех напарников должно быть свое лавинное снаряжение, все должны уметь им пользоваться. Это залог общей безопасности.

Лавинные курсы обязательны для всех. Их проводят специальные организации с сертифицированными гидами. Там рассказывают про виды лавин, как снег себя ведет, как ориентироваться на местности, читать рельеф, отслеживать прогноз погоды, делать тесты снега на месте. Проводят тренировки, имитируют ситуации – закапывают тебя в снег, ты понимаешь, как это будет во время лавины, отрабатываешь навыки.

Это прописные истины, то, что может сохранить жизнь тебе и другим. Я уже привык – лавинный датчик всегда на мне, включен, когда я еще одеваюсь дома. Снять его можно только когда вернулся на базу.

Если регулярно катаешься вне трасс, лучше перепроходить курсы. Знания забываются, раз в 2-3 года обновить их было бы неплохо.

Также полезны курсы по оказанию первой доврачебной помощи. Я проходил их в White Cross в Шерегеше. Они полезны не только в горах, но и в быту. 

Фрирайд – это определенный риск, но это и расчет: ты оцениваешь местность, понимаешь, что там может произойти. На основании знаний и опыта уже принимаешь решение – ехать или нет. Плюс важен навык катания в группе: нельзя просто ехать толпой. Должен быть открывающий и замыкающий, все должны следовать правилам поведения на склоне и не подрезать снег над другими участниками (иначе можно спустить лавину и засыпать группу). 

От поведения каждого участника зависит безопасность всей команды. На спуске важно сохранять визуальный контакт (не терять группу), спускаться по одному небольшими отрезками, а не всей группой сразу (так снижается риск схода лавины и упрощается процедура поиска – лучше пусть засыпет одного, чем всех сразу). Остановки производятся только в безопасных местах (на плоских участках, вне лавинных очагов и больших скоплений снега). Подъем выполняется по пологой линии, не крутой в лоб, а средний темп выбирается такой, чтобы группа сохранила силы для спуска.

***

За последний год моя жизнь сильно изменилась. Я переехал в Москву и устроился работать в компанию, которая производит лыжи и сноуборды на заказ. Теперь я делаю сплитборды с индивидуальным дизайном, провожу тесты снаряжения в горах и организую поездки для любителей фрирайда и скитура в разные уголки России.

Фото: instagram.com/cranium151