Фильмотека. Минский СКА: «Играя, верь...»
Как ни удивительно и ни обидно, славная и победная для советского гандбола пора 80-х годов прошлого века оставила совсем немного свидетельств о себе в виде архивных кино- и видеоматериалов. Сегодня энтузиасты по кадрам и фрагментам собирают их, обращаясь за помощью все больше к непосредственным участникам тех событий, хранящим ценные материалы в домашних видеотеках.
Архив нашего проекта недавно пополнился несколькими работами кинодокументалистов, сохранившимися, как говорится, в виде первозданном. И знакомить с ними друзей "Быстрого центра" мы начинаем с фильма "Играя, верь...". Он снят на киностудии "Беларусьфильм" и рассказывает о легендарном минском СКА и его тренере Спартаке Мироновиче.
Это кино воспринимается сегодня совершенно не так, как во время его премьерных показов. Тогда оно казалось явлением отчасти обыденным. Думалось, что таких фильмов будет великое множество. Вся тогдашняя Белоруссия, в одночасье влюбившаяся в искрившую молодостью и талантами армейскую команду, только предвкушала ее большие победы...
Фильм рассказывает о событиях весны и лета 1983 года. Это был сезон выигрыша армейцами лишь первого из пяти еврокубков. Их могло быть и больше, если бы не навязанное тренером сборной СССР Анатолием Евтушенко дикое правило не заявлять советские команды в континентальные турниры в четные годы, когда проводились чемпионаты мира и Олимпиады. Из-за этого СКА да и другие могучие советские клубы наверняка лишились не одного титула в 82-м, 84-м, 86-м...
На пору тех съемок армейцы успели лишь раз победить в чемпионате СССР, и впереди у них были еще пять таких успехов.
А тогда все, по сути, только начиналось. Потому с таким душевным трепетом всматриваются в эти кадры сегодня все, кто воочию видел те матчи, игру тех легендарных мастеров, работу тех восхитительных гандбольных наставников.
О большинстве персонажей, мелькающих в кадрах, можно писать патетичные и веселые истории, с каждым, кто еще остается с нами (многие, увы, уже ушли в мир иной) стоит сделать большое и откровенное интервью. Мы постараемся.
При желании с колоколен теперешних (да и тогдашних тоже) к этой работе творческой бригады режиссера Владимира Цеслюка можно предъявить уйму претензий. И все же она стала победителем в номинации "Лучший фильм-репортаж" на всесоюзном фестивале спортивных фильмов. А сегодня и впрямь смотрится чарующим репортажем из прошлого.
И ведь оно (вот убедитесь!) бывало совсем неплохим.
Новиков