Трибуна
7 мин.

В гандболе тоже появился xG. Как это работает?

Приходилось ли вам слышать такой термин, как «ожидаемые голы»? Признаюсь, автор этой статьи до определенного момента оставался в неведении по поводу данной формулировки. И услышав о ней впервые, подумал, как и наверняка многие из вас, что ожидаемый гол — это гол из ситуации, которую принято называть стопроцентно голевой. Но оказывается, не все так просто. Давайте разбираться.

По примеру футбола

«Ожидаемые голы» (xG) в основном известны из футбола, где их теперь регулярно показывают в телетрансляциях. В одном отдельно взятом матче xG — это сумма вероятностей, что мяч после удара окажется в воротах. Тысячи предыдущих ударов были суммированы в математическую модель, которая затем рассчитывала вероятность гола на основе различных переменных — таких как положение игрока, положение вратаря, положение полевого игрока соперника, тип удара и так далее.

Переменные зависят от соответствующего провайдера, ведущего статистику, поэтому значения xG различаются для каждого провайдера: xG указывает вероятность того, что среднестатистический игрок реализует соответствующий удар. Для одной игры xG — это взвешенная статистика забитых голов, которая, конечно, гораздо более значима, чем чистое количество ударов, поскольку, например, удар с 40 метров (значение xG около 0,01) куда менее опасен, чем с 10 метров (около 0,31 xG).

В гандболе, конечно, дела обстоят немного иначе. Из-за значительно большего количества голов и бросков случайность играет существенно меньшую роль. Таким образом, необработанное значение xG менее значимо. Но значения xG по-прежнему позволяют проводить множество интересных анализов в гандболе. Например, качество бросков можно оценить, используя среднее значение xG всех бросков. Удается ли игроку забить из хорошей позиции или ему, например, придется бросать через руки блокирующих? Примеров сравнения можно привести еще много.

По качеству бросков «Айзенах» идет вторым в бундеслиге

Почему цифры «Айзенаха» удивляют

В то время как дебютные цифры статистики xG в футболе появились в конце 1990-х годов, в гандболе первая, методологически очень простая модель была опубликована в 2017 году итальянским тренером Серджио Палацци под названием «СПАМ». С тех пор несколько специалистов и аналитиков разработали свои модели xG, в том числе ученые из Университета Билефельда под руководством аналитика клуба «Лемго» Александра Дэвида.

Их модель основана на данных о позициях от Kinexon, а также на ряде свежей дополнительной информации.  Что учитывалось? Расстояние броска до центра ворот с точностью до сантиметра, угол между двумя штангами, положение вратаря, бросковая рука и тип броска (семиметровый, контратака, бросок из задней линии или другое), В общем практически все, что имеет значение и влияет на xG. В статистику было включено в общей сложности более 94 000 бросков за последний сезон, а также отдельные полные игры сезонов, начиная с 2019/20.

Вникнуть в колонки цифр в процентном отношении давайте попробуем на примере клуба «Айзенах» и разберемся, почему «ожидаемые голы» команды Миши Кауфмана удивляют не только болельщиков, но и специалистов.

Рулевой «Айзенаха» Миша Кауфман

Чудеса от Кауфмана

В прошлом сезоне разве что ленивый не называл «Айзенах» явным кандидатом на вылет, но в итоге клуб финишировал на 14-м месте, а сейчас прочно обосновался в середине турнирной таблицы.

Если проанализировать цифры, становится ясно, почему «Айзенах» выигрывает у себя прошлогоднего. В среднем пропуская 28,3 гола за матч на 50 владений мячом соперниками, команда заняла третье место с конца по игре в защите в сезоне-23/24. В сезоне нынешнем на данный момент надежность обороны повысилась, хоть и ненамного: в среднем 27,4 гола за матч.

Удалось подопечным Миши Кауфмана прибавить и в атакующих действиях. Если в прошлом сезоне по игре в нападении было 11-е место и соответственно 27,1 гола на 50 владений мячом, то на сегодняшний день средняя цифра выросла до 28,2.

Достигнуто это благодаря инновационным подходам главного тренера, который часто позволяет своей команде играть с четырьмя гандболистами в задней линии (без линейного). И, конечно, наличию в составе молодого яркого таланта Мирко Гргича.

Статистика атаки с учетом количеств владений мячом гораздо более значима, чем аналогичная статистика пропущенных голов, потому что позволяет сопоставить команды. Ведь на количество голов влияет не только эффективность бросков, но и количество владений мячом (быстро или медленно играет команда и ее соперник). Поскольку в среднем в игре имеется около 50 владений (54,0 в этом сезоне), значения здесь рассчитываются на основе 50 владений.

Команде Кауфмана удается чаще, опять же в среднем, выходить на хорошие бросковые позиции. В текущем сезоне это третий показатель в бундеслиге в районе 7 метров (4,3 на 50 владений мячом). То же и с бросками со средней дистанции (6,3 на 50), что является вторым значением в лиге (без учета пенальти, быстрых отрывов и бросков в пустые ворота). Однако качество броска можно проанализировать еще лучше, используя другие данные, а именно — ожидаемые голы.

Фактически данные об ожидаемом количестве голов «Айзенаха» подтверждают, что его игроки атакуют с более выгодных позиций по сравнению с остальными командами. Качество бросков, то есть среднее ожидаемое количество голов за бросок, является вторым показателем и составляет 65,4 процента. Лучшее значение имеет только «Магдебург», установивший за последние годы несколько рекордов нападения всех времен (66,1%).

Марко Гргич

Хуже только… лидирующий «Мельзунген»

Пенальти, естественно, тоже очень ценны, потому что значение xG при броске с семиметрового, равное 0,756 (т.е. в среднем реализуется 75,6% пенальти), выше среднего для броска с игры. Это еще одно преимущество для команд, бросающих с близкого расстояния, так как шанс получить пенальти там выше.

Что любопытно, резерв у «Айзенаха» в плане увеличения количества голов за матч кроется именно в реализации семиметровых! Команда, то есть ее пенальтисты, лишь 62,8 процента бросков с семиметровой отметки воплощают в голы. Хуже бросает семерики только… лидирующий «Мельзунген»: 58,3%!

И тем не менее «Айзенах» далеко от высоких мест в немецкой гандбольной бундеслиге. Тот же «Магдебург» добывает на 7,1 процента больше голов, чем другая команда могла бы забросить с теми же бросками. Только у «Берлина» этот показатель еще лучше — 13,3 процента. У «Айзенаха» — минус 0,3 процента и 10-е место. Тут уже речь об индивидуальном мастерстве.

Главной проблемой для «Айзенаха», когда дело касается бросков, являются уже упомянутые семиметровые промахи. Вместе с тем команда забросила с игры на 1,8 процента больше голов, чем ожидалось (9-е место), а без контратак даже на 2,8 процента больше (7-е место).

На прошлой неделе, кстати, «Айзенах» в немецкой гандбольной бундеслиге одержал победу над единолично лидировавшим «Мельзунгеном» — 32:31.

Число реальных голов «Магдебурга» превышает ожидаемое. Ведь исполнители также существенно выше среднего уровня

Гандбол все эффективнее?

Точно так же можно оценить и отдельных игроков, но только в нападении. Единственное исключение — вратарь. Его результативность можно оценить еще лучше с помощью показателя xG. Более подробно это будет рассмотрено в следующей колонке.

Следует отметить, что используемая здесь модель еще не идеальна, поскольку, например, положение соперников, кроме вратаря, не может быть учтено из-за неполноты данных. Однако футбол уже показал, насколько важны и значимы ожидаемые голы для анализа. А еще — то, что даже неполные модели могут привести к значительным улучшениям в анализе. Гандбол теперь также использует это преимущество и становится все более эффективным видом спорта.

«Айзенах» (в синей форме) одержал сенсационную победу над лидирующим «Мельзунгеном»

Фото: thsv-eisenach.de, daikin-hbl.de