Труднее всего донести до родителей и детей, что спортивная гимнастика – это интересно. Все остальное – проблемы решаемые
Начну с рассказа о том, как моя младшая дочь пришла в гимнастику. В первых числах сентября 2023 года она принесла в дневнике маленький листочек с краткой информацией о секции спортивной гимнастики и акробатики в школе и попросила меня позвонить по указанному телефону. Я посмотрела на своего худенького ребенка, решила, что занятий айкидо ей вполне достаточно, и никуда звонить не стала.
Примерно неделю дочка каждый день напоминала, что нужно позвонить и записаться. После очередного напоминания я посмотрела на гимнастический комплекс советского образца, стоящий посреди комнаты, который был куплен вскоре после рождения старшей дочери. Мы с мужем тогда не на шутку увлеклись книгами о семье Никитиных, в итоге обе девочки с самого раннего детства не покидали лестницу и крутились на кольцах. Сегодня я беру интервью у тренера по спортивной гимнастике, у которого занимается дочь. Встречайте Владимира Дорофеева — старшего преподавателя кафедры физического воспитания и спорта КГУ им. К.Э.Циолковского.
- Расскажите, пожалуйста, свою историю: как Вы пришли в спорт, кто привел?
- В детстве изначально нравилось кувыркаться, полазить где-то, сальто, трюки какие-то делать – как и всем детям. С комплекса тоже началось, как у Вас – отец сделал комплекс. С самого детства, как родились, все там лазили. Потом в школе тренер пришел с борьбы – первой секцией была борьба. Так само собой завязалось, что занимался и занимался вместе с братом. Потом после школы момент был: какую профессию выбрать, чем заниматься? Пошел в техникум.
- Техникум был связан со спортом?
- Нет, на техническую специальность – мастер производственного обучения. В процессе учебы занятия спортом не прекращались, уже тогда стало понятно, что это не мое, надо идти и заниматься тем, чем нравится. Пошел учиться в университет физической культуры и оттуда – на тренерскую работу. В армии тоже на тренерской работе был. И после армии. Самый любимый вид спорта – это спортивная гимнастика. Так получилось, что я остался работать, хотя изначально такого в планах не было. Это просто как занятие, любимое слово – хобби, оно переросло в работу.
- Вы упомянули, что в школе занимались борьбой. А когда Вы начали заниматься спортивной гимнастикой?
- Да, начинал с этого. У нас не было спортивной гимнастики рядом, была борьба. А потом уже, в более осознанном возрасте, занимался чем хотел – в спортивную гимнастику ушел.
- У меня достаточно много знакомых, которые в свое время закончили физкультурное отделение педагогического колледжа в маленьком городке Калужской области, откуда я родом. Но очень немногие из них работают по специальности. Как считаете, с чем это может быть связано?
- Да, такое бывает. У нас тоже такое было, не все выпускники университета идут по профессии. Кто-то учился, чтобы в армию не идти. Но у меня есть знакомый, мой одногруппник, он и отучился, и в армию пошел, но по профессии не работал. Кому какое призвание, мне кажется.
- Вы ведь тоже по первой специальности – технической – не стали работать?
- Да, этот вариант вообще не рассматривался. Я помню, еще давно с отцом мы разговаривали. Отец всегда занимался, да и сейчас занимается, как это модно теперь говорить – «на спорте». И вот пришел он как-то один раз с работы – я занимаюсь, тренируюсь, а он нет. Я говорю: «А что ты, пап, не занимаешься?» – «Ну, я устал. Работа сейчас такая. Устал, не могу.» Я тогда еще подумал: «Не, я буду работать так, чтобы всегда заниматься. Ну как это, чтобы не позаниматься? Это же святое!»
- То есть у Вас по сути пример был перед глазами – и отец, и брат?
- Пример – да, отец. Брат-то мой одногодка. Отец сам занимался, нас с детства приучал – спортгородки разные, когда гуляли. Все реально мы видели, что он делает – подтягивание, отжимание, на брусьях. Не было таких проблем: что значит подтягиваться, отжиматься. С детства уже было само собой разумеющимся, что мы все знали.
- На сегодняшний день помимо работы в университете Вы ведете секции по спортивной гимнастике в школах. Расскажите, пожалуйста, сейчас легко (или нет) организовать секцию? Именно на практике что самое трудное: оформление документов, закупка необходимого инвентаря?
- Самое трудное – это понять вообще, чтобы нравилось, потому что тут как получается: я же занимаюсь этим, мне интересно, мне хочется чему-то научить детей. И проблема самая большая – донести это до родителей: давайте заниматься, приводите детей в секцию.
- То есть проблема именно в родителях?
- Да, набрать группу. Хотя и со школой тоже бывают проблемы. Я в начале в одну школу сходил, поговорил с директором – не нашел там согласия, в другую пошел – нашел согласие: набирайте группу. Самое трудное – начать, набрать. А все остальное – это проблемы решаемые.
- А то, что мало детей бывает в группе – не получается, что работаете в минус?
- Бывало в начале. Не в минус, просто впустую. Трудно было донести до родителей – и детей, конечно же: давайте, это интересно! Кто уже увлекается – все понимают, что это интересно. В этом году новенькие пришли, сейчас соревнования проведем – может еще кто-то прийти.
- Недавно у Вас появилась группа в ВК, меня заинтересовала одна фраза в описании группы: «Моя цель – всестороннее развитие детей, поддержка их физического и психоэмоционального здоровья.» Правильно я понимаю, что Ваш подход отличается от принятого в спортивных школах, у Вас нет строгого отбора, а Ваши занятия в секции – это скорее про здоровье, а не про спорт?
- Да, это самое главное, концепция у меня такая, что спорт – это вообще для избранных людей, которые осознанно в него пошли, особенно это касается спортивной гимнастики. А в СССР была концепция массового спорта: занимаются все. Почему бы так не сделать и здесь? То есть всем детям, каждому по его способностям. Чтобы занимался ребенок в свою силу, не надо его гнать, отбор делать. В спортивной школе год прошел – надо сдать на разряд. Кто сдает – переводят в старшую группу, а остальных оставляют в группе для тех, кто не сдал. Тренеру нет смысла работать с ними, его зарплата зависит от результатов. Если ребенок не тянет программу, он не попадает в основную группу и в итоге просто уходит, потому что тренеру некогда с ним заниматься, т.к. он занят основной группой. Это плохо, потому что кто-то может быть позже схватывает, кто-то раньше. Тоже бросать нехорошо.
- Но они могут переходить к другим тренерам? Есть такая практика? В другую спортшколу?
- В спортивной гимнастике не так много спортшкол, это же не футбол. У нас «Юность» только, и все. И там юноши одни. Туда уже не пойдешь. И там спорт высших достижений. Там все – уже если идет человек, он четко понимает, что это как в армию пойти.
- Вы произнесли фразу: «Спорт – для избранных людей». Это для тех, кто идет целенаправленно, кто согласен вкладывать в результаты детей время, деньги? Для тех, кто понимает, что там нельзя так: один раз сходил, второй раз не сходил, т.к. не будет результата?
- Результат все равно будет, просто он медленнее пойдет, а там свои планы, поэтому приходится так делать, отбирать. Спортивный отбор там – самое главное.
- С какого возраста сейчас идут в спорт высоких достижений? Именно в спортивной гимнастике?
- Сейчас с трех лет берут, но опять же – дети не понимают ничего. Просто делают резерв такой. Раньше с 17 лет только начиналось у юношей все. А теперь получается, нужно до 17 лет успеть все сделать. Темпы развития такие, что... Да, гимнастика молодеет. Если опять же брать советский спорт, советскую гимнастику – там уже взрослые люди становились мастерами, олимпийскими чемпионами. А у нас получается – окончил школу олимпийского резерва и уже что-то нужно показать, что-то выиграть, стать мастером. Дальнейшие пути: работать, либо в спорт идти тренировать, либо заниматься дальше и показывать результаты. А основная масса детей остается не у дел, и это нехорошо.
- А какие еще варианты есть у этих детей? Они могут перейти в другой вид спорта?
- Конечно, из гимнастики многие уходят. Если ушел куда-то из гимнастики, можно считать, что там точно успех будет. Гимнастки уходят в фитнес, они все места и занимают, в общем-то.
- Расскажу Вам одну историю, в которой есть непонятные для меня моменты, возможно, Вы сможете их прояснить. Не так давно у дочки была травма стопы, о которой я писала Вам в сообщениях (это не было связано со спортивной гимнастикой). К счастью, все оказалось не так страшно: гипс не наложили, диагностировали ушиб и растяжение, дали освобождение от физкультуры на две недели. Реакция дочки была неожиданной – она заплакала: «У меня завтра гимнастика, я не могу ее пропустить!» В итоге она каким-то невероятным образом выздоровела за пару дней, пропустив всего одну тренировку, хотя сразу после травмы едва могла наступать на ногу. Вот что это было?
- Затягивает, да. Потому что спортивная гимнастика – она интересная, тут же много всего, тут же многогранность такая большая – всего много и всему хочется научиться. Это только кажется, что покувыркались и все... А когда начинаешь все делать, и еще получается (а у Миры получается, и у нее еще так хорошо получается – она уже догнала тех, кто дольше ходил), это нравится, хочется еще больше научиться делать.
- Неужели настолько сильно хотелось? Просто когда мы уезжали из травматологии, у нее еще слезы не высохли, а она пыталась бежать, чтобы показать, что нога уже не болит и говорила: «Вот видишь, я могу завтра идти на тренировку!» Как такое может быть?
- Сила мозга – есть такая. А вообще она молодец, мне приятно это слышать.
- Чем могут помочь родители ребенку и тренеру в тренировочном процессе? Помимо того, чтобы привести – отвести?
- Проверять домашнее задание и вообще интересоваться ребенком, его успехами. Просто поинтересоваться, что учили, чему научились. Процесс обучения идет не только тогда, когда мы делаем что-то на тренировке. Это как бы закладывает основу для того, чтобы получилось. Получается элемент в самый неожиданный момент. До тренировки они придут, например, начинают разминаться, глядишь – получилось. Дома тоже: решил похвалиться и показать родителям – научился делать стойку. Это основное, что нужно отслеживать и чем интересоваться.
- По-своему я отследила еще один момент, который мы с Вами уже обсуждали: неоднократно я замечала, что дочка целенаправленно стала меньше есть. Спасибо, что поговорили с ней и убедили, что ей необходимо набрать вес, чтобы не быть слабой и не уставать – она прислушалась. Как считаете, с чем это могло быть связано?
- Может быть, она посмотрела на девочек, кто тяжелее... Я никогда не делал акцента, что с детства нужно сгонять вес. Они дети, они все могут. Программу мы изучаем такую, которая практически для всех, она осваивается. В данный момент вес особо никакой роли не играет. Если ребенку нормально (а ему будет нормально, если он будет заниматься), то как таковой проблемы с весом нет. Главное, чтобы ребенок учился и рос в сравнении с самим собой вчерашним, чтобы у ребенка был прогресс. И неважно, что он научился делать – кувырок, круг тот же, на руках стоять. Это абсолютно неважно. У нас даже есть мальчик с большим весом. Я вижу, что ему тяжело. Но он занимается и показывает успехи – в мае на соревнованиях по ОФП он первое место взял: потянулся хорошо и все силовые на тот уровень тоже сделал хорошо.
- Я уже упомянула, что дочка помимо гимнастики занимается айкидо. В какой-то момент я тоже стала заниматься с ней в одной группе. Мне казалось, что основная проблема, с которой я столкнусь – это не очень хорошая физическая форма. Но выяснилось, что основной проблемой для меня является координация: иногда ближе к концу тренировки я просто отхожу в сторону, потому что понимаю, что сил у меня еще достаточно, но мозг перегружен настолько, что дальнейшее выполнение упражнений граничит с риском получения травмы. Спортивная гимнастика – это ведь тоже вид спорта, в котором координация и ловкость играют порой решающую роль. Что Вы могли бы посоветовать для улучшения координации?
- Лучше гимнастики я не знаю, что может быть. Надо повышать активность мозга. Все тренировки направлены в первую очередь на нервную систему, тем более в гимнастике, когда напрямую координация связана с нервной системой. Все эти упражнения в принципе и рассчитаны, чтобы улучшить координацию. Потом уже гибкость, сила. Самое главное – это само движение.
- С этим у меня связан еще один вопрос – про допинг в спорте. Я читала, что в спортивной гимнастике случаи допинга почти не встречаются, поэтому спрошу в целом про спорт: в спорте высших достижений тестированию на допинг подлежат даже совсем юные спортсмены. Родители как-то могут повлиять на то, чтобы ребенок не оказался в неприятной ситуации, связанной с допингом и наказанием? Ведь они зачастую вкладывают в спортивную карьеру ребенка много времени, сил и средств, и именно они, как мне кажется, заинтересованы в том, что спортивный результат будет не только достигнут, но и не будет потерян.
- Самое главное здесь не допинг, а нагрузки. Не берусь рассуждать на тему допинга для большого спорта, цели разные. Прежде чем отдавать ребенка, нужно понимать, что с возрастом это ведет к износу большому. Когда уже взрослый, тогда и будет речь заходить, как восстанавливаться после нагрузок, а у детей такого вопроса не стоит. У ребенка энергии много очень, он может немного отдохнуть и потом еще пойти в футбол погонять или еще что-то сделать. Детям допинг не нужен.
- В завершение нашего разговора такой вопрос: Вы как тренер перед соревнованиями можете определить, кто из детей займет призовые места? Или кто-то неожиданно может собраться и выложиться в нужный момент?
- Можно где-то на футболе, можно даже на легкой атлетике собраться и выложиться. А спортивная гимнастика – координационно-сложный вид, здесь нужно выучить. Допустим, движение нужно повторить тысячу раз, чтобы наработались нейромышечные связи. А они так и нарабатываются – многократным повторением. А если одну попытку сорвал, другую сорвал, то когда же они выработаются? Да никогда. На соревнованиях собраться захотел человек, а он не может, потому что движения не знает. Все зависит от усердия, как серьезно ребенок занимается. Это не секрет, наверное.
- То есть как в старой доброй пословице: повторение – мать учения?
- Да, именно так. Повторять, повторять и закреплять.
Очень интересно было почитать мнение тренера, пусть у него все получится.
Дочке вашей удачи!
Но это было Авторское Прыганье!
Я так боялась зацепиться ногой за дуги, что в момент прыжка скручивала их в узелок, в кучку где-то сбоку, на мгновение отрывала от опоры руку, чтобы перебросить их вперёд, перед собой и приземлиться (будто бы всё сделала правильно).
Моя техника заинтересовала учителя: сказал, что никогда такого не видел)
Попросил повторить несколько раз. Он бегал вокруг, пытаясь рассмотреть. Это усложняло задачу, т.к. я прятала ноги на противоположной от него стороне, то слева, то справа...
П.С. Как неожиданно я вспомнила эти уроки физкультуры))