Посещаемость матчей РФПЛ в сезоне 2015/2016
Финальным матчем за титул лучшей команды Европы закончился очередной футбольный сезон, который запомнится надолго. Феноменальные спортивные успехи команд, от которых ничего не ждали и катастрофические результаты некогда именитых футбольных клубов – именно таким запомнятся 2015 и 2016 года. Если за успехами «Лестера» и отчаянной борьбой мадридского «Атлетико» с мировыми грандами многие наблюдали перед экранами телевизоров, то новую страницу истории российского футбола люди могли наблюдать воочию на стадионах. А действительно ли им был интересно вживую посмотреть на события, разворачивающиеся на футбольных полях? Давайте вместе разберёмся.
Не вижу особого смысла сравнивать показатели посещаемости условных «Мордовии» и «Зенита». Слишком разные цели и задачи у этих команд. Поэтому предлагаю разделить клубы Премьер-лиги именно по их «аппетитам».
Клубы, традиционно претендующие на места в Еврокубках
В эту категорию я включил:
ЦСКА
«Зенит»
«Краснодар»
«Локомотив»
«Спартак»
Три первых клуба не вызывают вопросов. Они активно развиваются и перед каждым сезоном ставят цель попасть в Еврокубки. Так как ЦСКА стал чемпионом и довольствуются прямой путёвкой в групповой этап Лиги чемпионов, поэтому можно сказать, что одну из задач на сезон клуб выполнили (не будем забывать о том, что в этом году они также принимали участие в розыгрыше Лиги чемпионов). Армейцы очередной сезон проводили в Химках, уютной подмосковной арене, на которую не удобно добираться болельщикам московского клуба. В чемпионате страны ЦСКА показывает стабильные результаты по заполняемости арены – 51%. В общей сложности, матчи чемпиона страны посетили на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом сезоне. Ничего удивительного я не скажу, отметив, что самыми посещаемыми матчами стали матчи с прямыми конкурентами из этой категории. Чуть больше 50% стадиона заполнилось на матчах с «Уралом», «Рубином» и московским «Динамо». В остальном же на домашние матчи приходило по 6-7 тысяч человек. Можно быть уверенным, что появление новой арены в пределах Москвы станет дополнительным стимулом для похода на стадион.
Питерский «Зенит» показывает стабильно неплохие показатели посещаемости. И по сравнению с предыдущим сезоном аудитория на «Петровском» увеличилась на 10%. Петербуржцы – серебряные призёры по количеству зрителей, посетивших домашние матчи. Тенденцию увеличения у «Зенита» можно наблюдать во многих аспектах деятельности, хочется пожелать им поскорее разобраться с новым стадионом, и тогда уж точно команда из культурной столицы будет бороться за «золото» в условном чемпионате по посещаемости.
Нельзя оставить незамеченной работу клуба Сергея Галицкого. Близка к завершению постройка нового стадиона, «Краснодар» обзавёлся лучшей детской академией и в очередной раз «быкам» удалось обойти в заполняемости другую краснодарскую команду – «Кубань», причём, можно сказать, на чужом поле. Но стоит отметить, что средняя посещаемость именно «Краснодара» уменьшилась в сравнении с сезоном прошлым – 11 290 (сезон 14/15) против 10 933 (сезон 15/16). Незначительно, но факт остаётся фактом. Следующий сезон будет настоящим показателем того, умеет ли «Краснодар» работать с болельщиками: стадион и вылет прямого конкурента за зрителя открывает прекрасные возможности, чтобы сделать шаг вперёд.
Напоследок в этой категории остались две команды, которые набрали равное количество очков: «Спартак» и «Локомотив». Каждый болельщик найдёт собственные доводы о закономерности этого результата, но стоит поднять вопрос о том, чьих голосов будет больше. Леонид Федун в начале сезона подарил надежду на светлое будущее: «свой» тренер, цель – еврокубки и всё на самом современном стадионе России на данный момент. Как итог, 5-е место в чемпионате, скандалы, которые преследовали клуб по ходу сезона и первое место по посещаемости. Показатели схожи с прошлым годом – арена заполнялась примерно на 56%, а средняя посещаемость была около 25 тысяч человек (ещё можно было посчитать футболистов, которые сразу после одного из самых низкопосещаемых матчей этого сезона в Тушино отправились на разговор с болельщиками прямо на трибуны, но это бы ситуацию не исправило). На фоне других команд «Спартак» смотрится на голову выше, но если смотреть на собственные ресурсы, то над привлечением болельщиков работать и работать ведь общая вместимость стадиона 45 360. При этом на «Открытии» было всего три «аншлага» - с «Зенитом», «ЦСКА» и «Локомотивом».
«Локомотив», имея в своём активе старенький, но всё еще хороший по российским меркам, стадион, уже который год не может занести себе в актив сезон с точки зрения посещаемости. Железнодорожники не радуют стабильностью на футбольном поле, но, тем не менее два года подряд появлялась надежда на Лигу Европы. В итоге, в сезоне 14/15 скромный «Аполлон» с позором выбил красно-зелёных на глазах у московских болельщиков. Сезон скрасила победа в кубке России, позволившая «Локомотиву» стартовать в лиге Европы с группового этапа. Несмотря на успехи на европейской арене, в национальном первенстве «Локо» играл при почти пустых трибунах. Средняя посещаемость составила 9 815 человек – маловато, учитывая, что клуб за последние два года выиграл медали и долгожданный трофей. По мнению очевидцев, озвучиваемые диктором цифры присутствующих на стадионе зрителей с виду не всегда совпадали с действительностью, но даже если они ошиблись, то ситуация для некогда самого семейного клуба России плачевная и даже бесплатные билеты - не панацея. И вряд ли дело в болельщиках, у которых во время матчей начинается «дачный сезон» или что-то еще. В первую очередь стоит равняться на свои амбиции и сопоставлять их с реальностью. А реальность такова, что «Локомотив» на данный момент не является клубом, который всерьёз готов биться за свою аудиторию.
Середняки
Под эту категорию можно выделить все оставшиеся команды, ведь клубы с переменным успехом перемещались по турнирной таблице, что показала невероятная плотность в «зоне вылета». Поэтому в эту категорию я включу следующие команды:
«Терек»
«Урал»
«Крылья Советов»
«Амкар»
«Уфа»
«Анжи»
«Мордовия»
Выделяющимися лидерами в плане посещаемости в этой группе являются «Терек», «Урал», а также «Мордовия». Процент заполняемости домашних стадионов у этих клубов немногим перевалил за половину. Опять же возникает важное уточнение: если проценты мы будем переводить в цифры, то выглядеть это будет угнетающе. Урал, в этом сезоне имея стадион в 10 000 посадочных мест смог привлечь на стадион в среднем чуть больше 5-ти тысяч! И это в городе-милионнике! На грозненцев приходили смотреть порядка 16-ти тысяч человек, почти как на «Зенит», но «Ахмат-арена» и вмещает больше, и спортивные результаты этого сезона могли подстегнуть болельщиков приходить на стадион. В итоге мы получили 53%. А «Мордовия» достигла такого значения, даже проведя один домашний матч в Самаре. При этом каждый из клубов улучшил свои показатели по сравнению с прошлым годом.
Матчи «Крыльев Советов», «Амкара», «Уфы» и «Анжи» в среднем посещали порядка 7-8 тысяч человек, хотя и стадионы и количество жителей позволяют работать над этими показателями.
*Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах
**Команда прошлый сезон играла в ФНЛ
Команды-загадки этого сезона
«Ростов»
«Рубин»
«Кубань»
«Динамо»
Эти команды удивили не только нас, но, как мне кажется, и самих себя. Поэтому они попали в эту категорию. Футболисты «Ростова», которые несколько месяцев играли бесплатно, сумели до последнего тура навязывать борьбу за чемпионство. Но их спортивные достижения на фоне результатов прошлого сезона внушительны – из аутсайдера превратились в серебряного призёра и участника Лиги чемпионов, что не могло не вызвать всплеск интереса к футболу в Ростове-на-Дону. Именно поэтому на стадионе «Олимп-2» был зафиксирован самый высокий показатель заполняемости трибун – 84%.
«Рубин» был интересен своей непредсказуемостью. Казанцы могли показывать симпатичный футбол в Лиге Европы, но разочаровывать болельщиков в чемпионате России. Вдобавок к этому, «Рубин» играл на двух стадионах, что явно не способствовало определению политики по привлечению болельщиков.
«Кубань» и «Динамо» - команды, покинувшие элитный дивизион. Динамовцы смогли собрать больше 10 тысяч только трижды: со «Спартаком», «Зенитом» и «ЦСКА». В остальном клуб по посещаемости полностью соответствовал званию аутсайдер. Но большее недоумение вызывает краснодарский клуб. Кубанцы в этом сезоне показали самый низкий процент заполняемости стадиона и что показательно всего 9 501 зритель пришли на стадион, чтобы поддержать «Кубань» в одном из самых важных матчей чемпионата.
*Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах
Российские клубы в еврокубках
В прошедшем сезоне двух престижных турнирах Европы нашу страну представляли пять команд:
ЦСКА (Лига Чемпионов)
«Зенит» (Лига Чемпионов)
«Локомотив» (Лига Европы)
«Краснодар» (Лига Европы)
«Рубин» (Лига Европы)
Предстоящий сезон обещал неплохую посещаемость, ведь в еврокубки попали как минимум две команды, в последнее время не баловавшие своих болельщиков матчами с соперниками из других стран («Локо», «Рубин»), а также тройка, которая в этом списке смотрится вполне логично. Лидеры по посещаемости ожидаемо оказались ЦСКА и «Зенит». У армейцев по мере прохождения стадий турнира можно наблюдать стабильность в плане заполнения трибун. Меньше всего людей посетили домашний матч с пражской «Спартой». Как оказалось, соперник неуступчивый и показал интересную игру, тем самым обманув ожидание любителей футбола. «Арена Химки» в среднем заполнялась на 85% процентов. Оптимистичный показатель, держа в уме факт строительства собственного стадиона. «Зенит» же сделал ставку на этот розыгрыш Лиги Чемпионов и каждый матч примерно 17 500 зрителей наблюдали за игрой питерского клуба против соперников. При этом удивительно, что больше всего людей пришли на матч со скромным «Гентом», а не на матч с «Бенфикой», которую питерцы грезились пройти.
Команды-участницы второго по значимости европейского турнира не порадовали посещаемостью, и у всех трёх клубов показатель заполняемости стадиона не достиг 50%, хотя «Локомотиву» и «Рубину» для того, чтобы перейти этот рубеж не хватило всего 1%. «Краснодару» не хватило 5%. Понятно, что многие российские болельщики идут посмотреть на приехавших соперников, а поболеть за российскую команду – момент второй. Казанцам и краснодарцам отчасти помогла аура Юргена Клоппа – матчи с «Ливерпулем» и дортмундской «Боруссией» собирали практически полные стадионы. Железнодорожникам тоже попались относительно именитые соперники, но 19 124 это максимум, который смогли выжать в Черкизово, отчасти благодаря значительной поддержке болельщиков турецкого клуба.
*Внесены средние показатели, учитывая то, что команда играла дома на разных стадионах
Итоги
Приведённая статистика оставляет желать лучшего. Наглядно видно, что клубы не справляются со своей работой и на данный момент у них нет основания быть довольными тем фактом, что у некоторых посещаемость всё же увеличивается. Стоит признать, что сегодня поход на футбол для многих не является приоритетным вариантом проведения досуга. Но совсем скоро в России пройдут два крупных международных футбольных турнира, и хочется верить, что клубы воспользуются такой прекрасной возможностью и будут использовать свой потенциал гораздо действеннее, чем мы наблюдаем сейчас.
5 фактов о посещаемости в российском футболе в сезоне 2015/2016
В этом году команды практически не играли домашние игры на чужих стадионах. Лишь самарские «Крылья Советов», «Уфа» и саранская «Мордовия» проводили свои матчи на нейтральных стадионах. «Рубин» также использовал два стадиона, но они оба находятся в Казани.
В этом сезоне не было матчей без зрителей.
Рекорд сезона: матч «Спартак» - ЦСКА посетили 41 850 человек.Второе место заняла игра «Спартак» - «Зенит» - 41 214 зрителей.Третье место занял матч «Спартак» - «Локомотив» - 38 651 зритель.
Антирекорд: «Мордовия» - «Уфа», 1 200 человек посетили этот матч. Единственно оправдание, которое можно привести такой цифре – «Мордовия» провела этот матч в Самаре.
Всего матчи РФПЛ этого сезона посетили 2 649 403.
Фотографии: официальные сайты футбольных клубов "Спартак", "Локомотив", "Урал", "Ростов", "Динамо", "Зенит", "Рубин".
И да, у некоторых клубов средние значения такие из-за топовых матчей.