Матрица BCG как способ анализа футболистов команды и структурирования потенциальных новичков (на примере ФК «Зенит«)
В качестве примера классической экономической (маркетинговой по факту) модели, которую можно доработать и перенести в мир спортивной индустрии, на мой взгляд, отлично подходит широко ивестная марица BCG (Boston Consulting Group).
Матрица, которая в обычной практике позволяет оценить выпускаемые фирмой товары, а затем выбрать ту или иную стратегию относительно их использования и развития, представлена на фото ниже. Глубоко останавливаться на сути не буду, а лишь отмечу, что сами категории товаров, а для нашего предмета анализа футболистов останутся неизменными, а вот факторы определяющие их место в том или ином секторе будут предложенны с точки зрения футбола и спортивного смысла
В результате, двумя факторами, по которым будут оцениваться футболисты, были выбраны:
А) Скорость роста/прогресса футболиста
Б) Роль игрока в команде (на поле и в раздевалке) и общекомандных построениях.
Сама же матрица выглядит следующим образом:
Кратко охарактеризуем всех типов футболистов с точки зрения данной модели.
«Звезды» - очень перспективный футболист с большим потенциалом и высокой степенью значимости в общекомандных успехах. Клуб может больше вкладывать именно в данных игроков (заработная плата, бонусы), так как от игры данных футболистов во многом зависит игра команды и возможный рыночный потенциал от перепродажи (можно заработать большую сумму денег).
Примеры. Халк, Гарай, Шатов – примеры звезд в текущем составе «Зенита»
«Дойная корова» - футболисты, которые приносят большую пользу команде, но уже сейчас начинают «морально устаревать». Вероятность роста их рыночной стоимости на трансферном рынке и эффективной продажи близка к нулю, а требования по зарплате не становятся меньше. Основная стратегия при работе с данными игроками внутри команды – добиться максимально долгого срока эффективной игры их на поле при неизменных затратах на заработную плату.
Пример. Александр Анюков, Николас Ломбертс, Мигель Дании – главные тип таких игроков в действующем составе «Зенита»
«Трудный ребенок» - наиболее сложный с точки зрения работы внутри клуба тип футболистов. В большинстве случаев – это молодые звезды, т.е игроки, обладающие большим потенциалом, но при этом не играющие существенную роль в текущем составе команды. Особую сложность представляет политика денежных вложений футболиста (заработная плата). В процессе развития Трудный ребенок либо: а) превратиться в «Звезду» б) станет «Собакой на сене». Следует также отметить, что данный тип футболиста требует наибольшего к себе внимания среди всех представленных в матрице. Это может быть выражено, как в тренерском подходе, так и бытовой жизни. Игрок, который потенциально может стать «звездой» крайне важен для клуба с точки зрения финансового положения команды. Также «Трудным ребенком» может быть футболист, купленный во время пикового спроса на него, но по факту он оказался не тем, что от него ждали на самом деле. Основной задачей в данном случае является продажа с минимальными потерями и создание повторного «ложного» положительного образа футболисту
Пример. Лука Джорджевич, Иван Соловьев – примеры трудных детей, которые стали «собаками на сене», Олег Шатов, Игорь Смольников – примеры «трудных детей» ставших «звездами»
«Собака на сене» - футболист, чья покупка была крайне неудачной и его нахождение в составе приносит клубу только дополнительную нагрузку на зарплатную ведомость. От данного игрока клубу нужно избавится максимально быстрыми и возможными способами, чтобы избежать дальнейших убытков.
Пример. Милан Родич, Александр Лукович, Сергей Корниленко – одни из последних примеров «собак на сене» в составе «Зенита»
Использование матрицы «БКГ» для внутреннего анализа
Использование данной матрицы для внутреннего анализа команды позволит структурировать и понять, как руководству клуба, так и тренерскому штабу в каком направлении следует работать клубу и строить внутренние и внешние коммуникации внутри коллектива. Это позволит вести более грамотную политику в аспекте продления действующих трудовых соглашений, использования различных методов стимулирования и мотивации, поиска резервов, скрытых от внешнего глаза. В результате, Топ-менеджмент и тренерский штаб определится с тем списком игроков, на которые он рассчитывает в первую очередь, кого в случае достойного финансового предложения следует продать, а от каких футболистов нужно избавляться немедленно.
Использование матрицы «БКГ» для селекции
Если прошлая часть моего повествования была почти целиком посвящена сущности подхода и использования его внутри команды, то сейчас я попробую показать, где матрица БКГ может быть использована в селекционном процессе
В данном случае при покупке и поиске футболистов все рассматриваемые команды я предлагаю разбить на две группы:
Команды более слабого или сопоставимого уровня с нашей команды
Команды более высокого уровня, чем нашего команда
В зависимости от того, с какой группой команд мы работаем будет зависит в свою очередь тот тип игроков, который нас может заинтересовать.
Первый тип. В данном случае основное внимание селекционной службы, на мой взгляд, должно быть приковано к игрокам звездам той или иной рассматриваемой команды. Именно футболисты, которые определяют игру другого коллектива и при этом обладают большим потенциалом могут быть интересны такой команде, как «Зенит». Переход Александра Кокорина и Маурисио в нынешнее трансферное окно или Павла Погребняка, Алехандро Домингеса, Фатиха Текке в 2007 году – примеры приобретения именно «звезд» у команд уступающей или сопоставимой по классу. В редких случаях, в условиях тяжелой финансовой ситуации или для достижения высокого результата на краткосрочную перспективу (трансфер в условиях, когда срочно нужно закрыть позицию, а на рынке нет свободных игроков или окно закрылось и можно брать только свободных агентов) команде могут пригодится «Дойные коровы», которые позволят добиться нужного результата, не требуя сверх высоких затрат денежных средств. Переход Юрия Жиркова, а также ранее Сергея Семака и Константина Зырянова – яркие примеры подобных трансферных в современную эпоху «Зенита».
Второй тип. При поиске подходящих кандидатур из клубов более высокого ранга, основной интерес смещается в сторону «Дойных коров» и «Трудных детей». Приглашение «Звезд» практически невозможно, как с точки зрения спортивных интересов футболиста, так и в аспекте целесообразности финансовых вложений. Особую сложность представляет, то, что нужно оценить насколько высока вероятность, что «Трудный ребенок» топ-клуба (чемпионата, Европы, мира), сможет превратиться в «Звезду» и окупить, понесенные затраты, а не стать очередной «Собакой на сене». Плюс важно понять, почему нынешний клуб не хочет больше видеть данного игрока в своей команде. Интерес к опытным игрокам «Дойным коровам», которые представляют команды, превосходящие нашу по статусу, интересны опять же при вопросе достижения необходимого результата на внутренней и внешней арене здесь и сейчас. Такой игрок вряд ли принесет положительную маржу в будущем от перепродажи, но общий эффект, как прямой (победы, титулы), так и косвенный (передача опыта «трудным детям») будет влиять на команду в положительном ключе. Хави Гарсия – последний яркий пример покупки «Зенитом» игрока подобной характеристики. В особых случаях, команде могут быть интересны и «Собаки на сене» топ-клубов, которые по своим характеристикам чаще всего сопоставимы с «Дойными коровами» первого типа. Игрок, который по игровым или человеческим характеристикам, не подошел лидеру чемпионата (Европы, Мира), может принести определенную пользу нашей команды, важно понимать, что при этой ситуации Клуб, а не игрок, диктует правила игры, предлагая более низкую з/п, чем была у футболиста ранее. Возвращение Андрея Аршавина и Анатолия Тимощука в «Зенит» в сезоне 13/14 именно примеры такого рода. В целом, если разделить на доли, то для клуба, на мой взгляд, нормальным является разделения внимания на: ДК – 60%, ТР – 30%, СнС -10%.
Сама же матрица для действующих игроков «Зенита» выглядит следующим образом:
Надеюсь вам было не очень скучно!
Крохин Алексей