Англия и Лига Европы. Любить нельзя, проигрывать
Каждый год российские болельщики удивляются тому, как относятся к Лиге Европы английские клубы, выставляя на матчи резервные составы или самоустраняясь еще на стадии квалификации. Причины столь странного для нас поведения по отношению к еврокубкам кроются не сколько в плотности английского календаря (об этом часто говорят российские комментаторы), а в большей степени связаны исключительно с финансовой стороной вопроса. Предлагаю рассмотреть озвученную проблему более детально.
В конце лета мы наблюдали удивительную ситуацию, как клубы английской премьер-лиги «Вест-Хэм» и «Саутгемптон» с треском провалились в квалификационном раунде плей-офф Лиги Европы, уступив румынской «Астре» и датскому «Мидтьюллану». Да и в прошлом году максимальный результат клубов АПЛ – это 1/8 финала турнира. Результат честно сказать далекий от выдающегося.
Начнем наш анализ с иллюстрации того, как формируется доходная часть призовых денег в Английской Премьер-Лиге на основании действующего ТВ-контракта, который истекает в 2016 году (в одной из следующих публикаций будет обязательно рассмотрен новый)
В целом система призовых денег складывается из трех составляющих:
1) Равная доля за ТВ-права. Это та сумма денег, которую получает каждый клуб АПЛ независимо от места в турнирной таблице и объема показанных матчей на местном и зарубежном телевидении. В зависимости от источника я находил разные, но близкие по своему значению цифры. Поэтому, оценивая данный источник доходов, остановимся на цифре в 54 миллиона фунта стерлингов
2) Призовые за место в турнирной таблице или как более проще это принято называть в Британии Merit money. Объем призовых денег начинает свой отсчет с суммы в размере £1,236,083, которую получает команда, замыкающая турнирную таблицу по итогам чемпионата. Затем каждая последующая более высокая турнирная позиция обеспечивает рост доходов на те же самые £1,236,083 (около 1,7 млн. евро). Таким образом победитель АПЛ получает порядка 24,7 млн фунтов (34,7 млн. евро)
3) Деньги от показа в прямом эфире в Британии. Самая запутанная статья, которая позволяет самым популярным клубам Англии зарабатывать значительно более высокую сумму денег благодаря частому появлению в прямом эфире на местном ТВ. Причем существует и защитная схема для как принято говорить у нас провинциальных команд. Клубы, которые появились менее или 10 раз в прямом эфире гарантировано получают 7,5 млн. фунтов. В противном случае за каждый матч в прямом эфире в Британии команда получает сумму в размере 750 тыс. фунтов. В прошедшем сезоне больше всех по данной статье заработал Манчестер Юнайтед, заработав 20,25 млн фунтов на 27 показах своих игр. И это при лишь четвертом месте в турнирной таблице. Думаю, данная формула была бы по душе московскому Спартаку в нашей стране.
В итоге, призовые доходы всех 20 клубов АПЛ составили:
Как мы видим в большинстве случаев количество заработанных денег прямо зависит от результатов команды в национальном чемпионате. Исключение - ряд популярных команд, осевших в низах таблицы (Ньюкасл и оба клуба из Ливерпуля), которые нарушили градацию за счет повышенного интереса данных команд среди болельщиков и соответствующей реакции телевизионщиков.
Теперь рассмотрим, что дает клубам АПЛ участие в Лиге Европы.
Каждый клуб, который пробился на групповой этап Лиги Европы в сезоне 14/15, получает фиксированный бонус за участие в размере 1,3 млн евро. Сумма вроде по российским меркам хорошая, но для Англии даже очко, добытое в чемпионате, может обеспечить более высокую позицию в турнирной таблице, а значит и дополнительные 1,7 млн евро. Уже тут перекос налицо. Дальше еще интересней. Каждая победа на групповом этапе оценивается в 200 тыс. евро, ничья в 100 тыс. евро. Сумма за победу боюсь даже не окупает призовые футболистов, которые прописаны в контрактах. Например, московское «Динамо», одержав 6 побед в прошлом году на групповом этапе заработало 1,2 млн евро, что меньше на 300 тысяч, чем ничья и победа на групповом этапе Лиги Чемпионов у болгарского «Лудогорца». Но о главном европейском турнире речь пойдет в следующем посте.
Клуб, который стал победителем группы дополнительно получает 400 тыс.евро, команда занявшая второе место 200 тыс. евро. Начиная с раунда плей-офф призовые распределялись следующем образом. Участники 1/16 финала – 200 тыс. евро, 1/8 финала – 350 тыс. евро, ¼ финала – 450 тыс. евро, ½ финала – 1 миллион евро, финалист – 2,5 миллиона евро, победитель – солидные 5 миллионов евро. Действующий победитель турнира «Севилья» суммарно заработала 19,1 млн евро. Эта величина больше той суммы, которую заработали лишь 11 участников группового этапа Лиги Чемпионов, большинство из которых выбыли из еврокубков по итогам группового раунда. Причем следует сказать, что, если вычесть хорошие призовые за победу в финале (5 млн. евро) и так называемый market pool (9,8 млн евро), о котором еще ничего не было сказано, то сумма будет чуть выше 4 млн евро.
Market pool – составляющая доходов клубов, как Лиги Европы, так и Лиги Чемпионов. Распределяется она пропорционально объему каждого ТВ-рынка той страны, который представляет конкретный участник турнира. То есть проще говоря сумма денег распределяется согласно удельному весу стран на телерынке. Средства, выделенные на каждую ассоциацию, будут в дальнейшем поделены между ее представителями в зависимости: а) от места в национальном чемпионате б) количество игр в европейском турнире.
А теперь, продемонстрировав все в цифрах, сделаем окончательные выводы:
1) Клубам АПЛ Лига Европы не нужна не потому, что это второсортный турнир, где можно встретить албанский клуб с непроизносимым названием. Тот объем призовых денег, которые может заработать тот же самый Вест-Хэм, одержав пару побед в чемпионате, может оказаться в разы выше, чем проход в ¼ Лиги Европы, сопряженный с травмами и как часто бывает в данном турнире экстремальными для британцев перелетами.
2) Низкий интерес английского болельщика к Лиге Европы, определил, что маркетинговый пул Английской Федерации находится на уровне России и Турции (около 2,5-4 млн евро на клуб), в разы уступая аналогичному размеру средств, ассигнованных Италии, Германии, Испании, где победу в Лиге Европы рассматривают как более простой путь выхода в Лигу Чемпионов. В тоже самое время высокие турнирные результаты в АПЛ, повысят интерес у местного телевидения, которое заплатит более 1 млн. евро за каждую дополнительную прямую трансляцию на SkySports.
С Лигой Чемпионов картина выглядит совершенно противоположным образом. Но причина все та же – призовые деньги. О том, как формируется доход участников Лиги Чемпионов и почему Ювентус заработал на 27 млн. евро больше Барселоны речь пойдет в следующем посте.