Куда уходит наш болельщик?
Matchday или заработок от продажи билетов, атрибутки и сопутствующих товаров одна из трех основных статей доходов любой спортивной организации. Следует сказать, что в Европе данная статья денежных поступлений может занимать до 30% в структуре доходов. Но к сожалению, сегодня в условиях современной российской действительности аналогичное значение в нашей стране максимум достигает 5%, что крайне мало и свидетельствует о том, что лишь единицы отечественных команд могут похвастаться самоокупаемостью и выходом в плюс с точки зрения доходов и расходов.
Если говорить непосредственно о доходах, получаемых клубами от проведения спортивного соревнования, то тут необходимо сказать о том, что главным источником притока дополнительных финансовых ресурсов в команду является, конечно, ее же болельщик. Особенность данного вида субъекта экономических отношений типа "финансы-клуб" заключается в том, что он в отличие от ТВ-компаний и крупных корпоративных структур носит не постоянный, а изменчивый характер, зависящий от ряда факторов к числу которых можно отнести;
1) Спортивные достижения
2) Ценовая политика
3) отсутствия должной инфраструктуры
4) слабая работа с потенциальным и существующим сегментами рынка, те недостаточно работа с самими болельщиками и тд
Я назвал лишь основные причины, которые влияют на то количество людей, которые приходят на стадион и увеличивают наличностью кассу любимой команды.
Последние пару лет в российском спорте убедили, что современный российский болельщик - это совершенно другой потребитель, который выдвигает ряд иных требований целью удовлетворения собственных потребностей. Победа любимой команды или ее достойное выступление на спортивных площадках различного рода только малая часть того, от чего зависит сегодня приток зрителей на трибуны. На первую роль выдвигаются вопросы сервиса и общего повышения качества предоставляемых услуг, которые предоставляет купленный билет. Комфортный просмотр в удобной и благоприятной обстановке, где ничто не угрожает здоровью и безопасности, играет не меньшую роль, чем само зрелище, при принятии решения о посещения стадиона. Завершившийся сезон в РФПЛ убедил в том, что российскому футболу необходима серьезная перестройка, касающаяся инфраструктуры и работе с болельщиками. Нижняя точка падения достигнута и выбираться из нее нужно как можно скорее. Снижение посещаемости в высшем российском футбольном эшелоне тенденция не одного сезона, а уже устойчивый негативный процесс с четкой временной динамикой. И это при том, что уровень жизни населения по сравнению с далекими уже 90тыми вырос, но народ со стадионов исчез.
Взглянем на таблицу посещаемости и средней заполняемости стадионов.
Даже Зенит, который хвастается рекордными сборами средств с продажи билетов в среднем лишь на 2/3 заполняет старенький Петровский и это лучший результат лиги по запоняемости. Результаты же других команд удручают. Конечно, важно помнить, что сейчас мы находимся но пороге большой стройки ЧМ-2018 и ряд команд столкнулось с невозможностью проводить домашние матчи в родных стенах, но что мешает тому же локомотиву собирать хотя бы 15000 непонятно.
Болельщик как говорится голосует ногами, поэтому в первую очередь напрашивается сравнить как обстоят дела с заполняемостью стадионов и сборами от продажи билетов в других видах спорта
На волне конференции РФС и обозначенной угрозы российского футбола в виде хоккея с шайбой, рассмотрим что сейчас происходит в неофициально второй лиге мира.
Сравнивать абсолютное цифры в футболе и хоккее немного неправильно с учетом того, что большинство российских арен вмещают около 7000 зрителей, но не сказать о том, что львиная их доля была сдана эксплуатацию или. Подвергнута детальной реконструкции в последние 10-12 лет нельзя. Введеный кхл ценз к требованию арен не щадил никого даже титулованную ладу, которой пришлось на 5 лет расстаться с хоккейной элитой. Зато сейчас новенькая "Лада-арена" не смотря на не самую высокую вместительность радует глаз. Общая заполняемость стадионов кхл составляет 80% процентов, что в сравнении с 44% РФПЛ видится настоящей пропастью. При этом важно помнить, что дополнительный комфорт и более низкая вместительность определяют и более высокую цену за билет (услугу), но и это как видно по таблице не отпугивает отечественных поклонников хоккея. Средняя цена на регулярный матч Кхл команды середняка вроде Торпедо Нижний Новгород составляет порядка 500 руб, а в футболе цифра в два раза ниже. Посетить матч команды за пределом Москвы и Петербурга обойдется около 250-300 рублей. Таким образом например, собирая за матч тот же Торпедо 5500 зрителей заработает 2,75 млн руб, а таже Кубань к примеру соберет Туже самую сумму, но уже от более чем 9000 человек, имея при этом резерв в размере от 2/3 стадиона. Потенциал на лицо. Осталось только его реализовать.
Но если взглянуть за пределы двух самых популярных видов спорта в стране, то в нашей стране есть один вид спорта, который остается совершенно без какой-либо поддержки со стороны государства, который не показывают на отечественном телевидении, но российские спортсмены несмотря ни на что добиваются серьезных успехов и российские стадионы при этом заполняются до отказа, хотя большинство из них находятся в аварийном состоянии. Речь пойдет о спидвее.
В тот момент, когда у нас сходят с ума от 4 места Квята, которое будут вспоминать еще пару лет, наши парни в лице Эмиля Сайфутдинова, братьев Лагут и многих других приводят в восторг трибуны мотоарен. Но к сожалению, наши ребята являются звездами спорта не в родной стране. Хотя в той же Польше они узнаваемы и известны так же как и тот же Роберт Левандовски или Агнешка Радванска.
Но вернемся к предмету данного поста. Негативные изменения в российском спидвее привели к тому, что в российской лиге осталось выступать аж ТРИ команды, причем одна из них находится во Владивостоке, были запрещены легионеры, ведущие российские гонщики отказались выступать дома за те деньги, что им были предложены. Но при этом посещаемость не упала, а даже выросла. Тут к примеру, приведу последнюю гонку КЧР в Тольятти, где мало кто знает, но находится один из 4 лучших специализированных стадионов высшего класса по критериям FIM. Так вот последняя гонка местной «Мега-Лады» против балаковской «Турбины» собрала почти полный до отказа 15000 стадион. Стоит отметить, что цены на билеты соответствуют уровню матчам РФПЛ в регионах. Ценник котируется от 150 до 500 рублей. Почему так поступает болельщик? Почему мы видим пустой стадион «Локомотив» после победы одноименной команды в Кубке страны, а в это же время на деревянных полупрогнивших лавках в городе Балаково присутствует в несколько раз больше зрителей.
Будем верить, что в 2018 году, когда в стране появится ультра, супер и характеризующиеся другими превосходными эпитетами сугубо футбольные стадионы, в России проблема посещаемости будет решена в позитивном русле и мы будем видеть по телекартинке приятный глазу вид, который будет не стыдно показать всему спортивному миру!
P.s Сегодня, когда весь мир ждет финала ЛЧ, наши парни будут биться в ½ командного Кубка Мира по спидвею. Начало в 20:00, в России, конечно, никто гонку не показывает, зато в Польше ажиотаж выше, чем у матча в Германии. Кому интересно: http://livestream.com/SpeedwayGP и видео как в Тольятти любят мотогонки
Источники:
https://twitter.com/M_Borzykin
Фото: Риа Новости и Сергей Афанасьев