«Лыко» - «Мочало» - 0:0. Про политических проституток, дешевых чистоплюев и прекрасную книгу Игоря Рабинера
Наверное, приз человеку, который последним вернется к событиям матча «Терек» - «Крылья Советов», никогда не обретет своего владельца. Навсегда забыт Фурсенко с его «кодексом», исчезли из употребления фамилии арбитров-чудотворцев даже из недавнего прошлого, а эта история продолжает будоражить умы.
На сей раз высказался Игорь Рабинер. Впрочем, в книге, посвященной Леониду Слуцкому, избежать этой темы было просто нельзя, и надо отдать Игорю должное – он написал о той игре, наверное, лучший текст за все эти годы.
Самое главное – он не стал заглядывать в замочную скважину. А просто зашел за кулисы и рассказал о том, что там на самом деле и было.
Нелепые декорации того матча, когда одни не знали, как проиграть, а другие никак не могли выиграть, на мой взгляд, лучше всего отражали отношение участников этого спектакля к действу, на которое их обрекли. А там, за кулисами, было совсем не сложно обнаружить тех, кто затеял представление, и заодно выяснить, что думают о произошедшем сами «актеры». Понятно, что не у всех имеется возможность повторить путь Игоря Рабинера. Но у большинства все эти годы не было другого – желания. Дрожать от возбуждения около замочной скважины и требовать крови, крови, крови – это оказалось проще и приятнее.
С одной стороны, негодование людей, посмотревших грозненский чудо-матч, было понятно и объяснимо – такого циничного футбола страна и правда не видела давно. Но, в то же время, реакция некоторых на этот спектакль оказалась откровенно чистоплюйской. Кое-кто вдруг сделал настолько большие глаза, будто столкнулся с этим впервые, знать не знал о другой стороне футбола, да и сам всегда был святее Папы Римского. Поскольку тема оказалась резонансной, а такой подход к ней был востребован, люди с удовольствием делали себе на этом рейтинги.
У той истории был еще один, так сказать, боковой сюжет. Вскоре после грозненского матча «Крылья Советов» угодили в очередную нелепую историю, вылетев из Лиги Европы от скромнейшего ирландского клуба «Сент-Петрик’C». Передавая в «Спорт-Экспресс» отчет об этом чудовищном событии, я не мог удержаться от следующего пассажа:
Поражение – всегда сирота. После матча на футболистов, тренеров, сотрудников самарского клуба смотреть было больно. Да и многие болельщики выглядели так, словно потеряли кого-то близкого. А вот у победы отцов бывает много. Не знаю, какие премиальные пообещал своим доблестным парням президент "Сент-Патрик'с" Филип Муни. Но будущим летом, когда УЕФА подведет финансовые итоги сезона, на счета "святых" поступят 70 тысяч евро за выход в 4-й отборочный раунд Лиги Европы.
Так вот, мистер Муни, если вы настоящий джентльмен, пожалуйста, вспомните, с кем вы должны поделиться. Во-первых, со всеми творцами грозненской вакханалии, взорвавшей самарскую команду изнутри. Во-вторых, с депутатом одной крошечной политической партии, который, чтобы привлечь внимание к своей мало кому интересной персоне, обрек футболистов и тренеров "Крыльев" на общение накануне принципиального международного матча с работниками прокуратуры....
На следующий день в редакции был жуткий скандал, которая подняла как раз эта сама политическая партия, которую сам-то я назвал даже не крошечной, а карликовой. Я приехал в Москву только через какое-то время, и Владимир Гескин, который в газете всегда олицетворял для меня человеческое начало, мягко меня пожурил: «Знаешь, впредь не касайся в своих текстах политики, ну ее. А то тут такое было...»
- А что ж вы сразу-то мне не напихали? – спросил я.
- И смысл? – улыбнулся он. – вот бы ты там трепетал у телефона...
Я бы, наверное, не трепетал. Просто добавилось бы тошноты после поражения от ирландцев...
Игорь Рабинер, скорее всего, тоже попадал в какие-то похожие ситуации. Поэтому историю с вызовами игроков на допросы, инициированные после матча в Грозном, изложил тактично. Да я и сам бы не вспомнил о том, по чьей инициативе все это завертелось, если бы автор той мерзкой затеи, прочитав главу из его книги, вновь не возбудился бы на футбольную тему в социальных сетях. Речь идет о представителе партии «Яблоко» в нашем регионе Игоре Ермоленко.
Я не мог не схлестнуться с ним вновь. Дело, помимо всего прочего, и в том, что тогда, семь лет назад, я наивно полагал, будто это самое «Яблоко» состоит из более-менее приличных людей. А вышло так, что данный фрукт выставил меня перед самим собой полным идиотом. Что ж, я умею признавать свои ошибки.
А переписка с этим самым Ермоленко получилась вот такой. Прочитайте, мне кажется, это действительно важно. Всё-таки не совсем правильно, когда страна готовится к чемпионату мира и одновременно издевается над собственным футболом.
Арнольд Эпштейн: Игорь, а в чем может заключался потребность возвращаться к самой позорной странице вашей политической биографии, когда ваша партия единственный раз смогла на что-то повлиять, да и то негативно?
Игорь Ермоленко: Вот ведь прелесть какая, слили матч одни, а позорную биографию вы шьёте другим) спасибо за поддержку в такой форме, значит буду возвращаться к этой теме подробнее.
Арнольд Эпштейн: Конечно, возвращайтесь. Мы-то не по своей воле вляпались и испытывали отвращение от этого. А для вас, в смысле, типа политиков любое дерьмо - естественная среда обитания.
Игорь Ермоленко: Арнольд тут в общем-то по лексике дискуссии вариантов о средах обитания не возникает. Но вы не печалитесь всё, что вы силитесь забыть и замаскировать обязательно всплывёт. Ибо среда у вас такая и продукт в данном случае получился именно тот.
Арнольд Эпштейн: Все абсолютно верно. Только продукт этот не хуже, чем в других странах -см. рейтинги УЕФА, отчеты всяких организаций, следящих за чистотой игры, и так далее. Однако отношение к нему формируют совсем не те люди, которые хотели бы видеть аншлаги и пр. одни -с разной степенью успеха - создают продукт, а другие паразитируют на его популярности и пользуются тем, что общество ориентировано на негатив. конечно, им добиться результата проще.
Игорь Ермоленко: За рейтинги и особенно игру игрокам - спасибо. Но Ваши взгляды на разделение общества по отношению к производимому продукту никак не обеляют случаи договорняков.
Арнольд Эпштейн: А никто и не обеляет. Но вариантов реагировать - только два: либо сажать, либо молчать. Как в Италии, например. Остальное убивает все живое - как и ваша благотворное деятельность, например.
Игорь Ермоленко: Не согласен. Убивает все живое сначала отрицание, а потом замалчивание. Прекрасная почва для повторения. Или Вы искренне считаете, что застраховались от того, что завтра клубу не поставят такую же задачу по сливу?
Арнольд Эпштейн: Никто ни от чего не застрахован. Разница только в том, что одни, например, политики торгуют собой по доброй воле, это и есть смысл их деятельности. А другие оказывается вынужденными подчиняться обстоятельствам. Игра в Грозном - та же политика и есть. Или вы считаете, что люди пробиваютс в РФПЛ и выдерживают с первого класса ДЮСШ жесточайшую конкуренцию, чтобы сдавать там игры? Это в политику идут для подобного. Еще раз говорю: договорняки - это зло и это беда. Но якобы борьба с ними посредством распространения сплетен и слухов - еще большее зло и еще большая беда
Игорь Ермоленко: Что из распространенного является сплетнями и слухами? Готовы ли лично Вы содержательно опровергнуть конкретные тезисы процитированного мною? Считаете ли Вы ложью заявления Слуцкого и КС в 2009 году о том, что "это был настоящий боевой матч, а не договорняк"? Дайте ссылку на исчерпывающее изложение Вами всей этой истории и я обязательно распространю его.
Вообще, то, что я считал нужным рассказать о той истории, я уже рассказал. А мой ответ на этот страстный выпад опытный политик удалил – то ли крыть было нечем, то ли за свою репутацию забеспокоился. Ничего страшного – здесь это прочитает раз в пятьсот человек больше, чем там. И, думаю, они сделают для себя определенные выводы...
Восстанавливаю свой ответ по памяти:
- Не уводите разговор в сторону. Сейчас речь идет только о том, что ваша деятельность в той ситуации была исключительно бутафорской и направленной на повышение собственного рейтинга, и ни на что больше. Если бы чистота футбола вас хоть чуть чуть интересовала, вы обратились бы не к исполнителям, а к заказчикам. Задайте сейчас пару острых вопросов Кадырову или Артякову, и я первый принесу цветы вам на могилу.
... Через месяц после игры в Грозном газета попросила меня рассказать о том, как отходила Самара от всех этих неприятностей. Вот – актуальная часть этой заметки.
Жертв и разрушений пока нет. Реакция футбольной Самары на последние события в мире медиабизнеса вообще оказалась довольно показательной. Если в первые дни после грозненского матча потребители с удовольствием впитывали весь негатив в адрес "Крыльев", то со временем эта тема стала людей откровенно раздражать. Апофеозом стали два события последней недели. Сначала, когда на сайте одного из спортивных изданий решили устроить голосование на "грозненскую" тему, болельщики "Крыльев" моментально объединились и "отмазали" по-прежнему любимую команду. А затем, когда клуб сообщил о том, что это самое издание не получит аккредитацию на матчи еврокубков, весь самарский футбольный интернет единодушно высказался в поддержку такого решения.
В результате накануне матча болельщики спорили лишь о том, каким образом высказать "фи" желтой прессе. Идей было много, в том числе масштабных, но в итоге все свелось к одному скромному баннеру: "Желтую прессу не читаем".
В остальном же – не поверите – в субботу на "Металлурге" было все точно так же, как всегда. В клубе подумывали о том, что, может быть, в сложившейся ситуации стоит отказаться от объявления состава команды вместе с болельщиками. Напрасно сомневались: отклик трибун оказался таким же дружным, как обычно.
И вообще события последнего времени показали: футбольную Самару едва ли возможно разрушить извне. Не для того, извините, она десятилетиями жила любимыми "Крыльями", чтобы возненавидеть их после одного, пусть даже самого нелепого матча. Здесь умеют любить и умеют прощать. А зрелище порой ставят выше результата.
Этот мир можно уничтожить только изнутри...
Когда я писал эти строки, то и предположить не мог, что пройдет всего несколько лет, и брызгать по любому поводу слюной, клеймить всех вокруг позором, да и вообще видеть мир в черно-серых красках станет модно. Не только в футболе, конечно, но и в самом этом мире тоже.
Так что хорошо хотя бы то, что матч «Терек» - «Крылья Советов» состоялся в далеком 2009-м...
P.S. Ну, и о главном. По старой дружбе, Игорь Рабинер разрешил мне опубликовать в этом блоге еще одну часть самарской главы своей книги. Так что, как говорится, coming soon…
Такие материалы обычно пишутся, чтобы докопаться до истины, а не представить историю с выгодной кому-либо из участников стороны. Правдорубы-эксперты в 2009-м усиленно требовали "ПерДива" для "Крыльев", напрочь при этом забывая о "Тереке". И тут - тоже самое, только ракурс слегка изменился. Снова ни фамилий, ни фактов. Не вижу принципиальной разницы. И сам Слуцкий получит от этого только лишний геморрой и медвежью услугу.
автор явно выбрал себе неправильное жизненное поприще. писать он не умеет.
О заказчиках в книге недвусмысленно сказано
Книги такого плана пишут о людях, к орые в центре внимания. Она написана интересно и объективно. Что Рабинер сделал не так? Или он должен был писать о вахтерах и продавцах?)))