3 мин.

Спасение мира посредством текстового онлайна

Мир, в котором появились текстовые онлайны футбольных матчей, безвозратно изменился к лучшему.

2:51

«Льорис затоптал в своей штрафной два воздушных шарика. В свое время именно это помешало Винни-Пуху добыть у пчел мед». Уругвай – Франция

Лучше всех об осмысленности футбольных текстовых онлайнов высказался американский философ Артур Данто. В своей книжке «Аналитическая философия истории» ему пришло в голову сопоставить взгляд на одно событие двух людей: «автора послематчевого обзора» и «ведущего текстового онлайна».

Первый, после игры Уругвай – Гана в четвертьфинале ЧМ-2010, мог бы написать, например о Луисе Суаресе: «Очередной прекрасный матч для автора самого главного сэйва» – в то время как второй критиковал бы уругвайского форварда всю игру (за бездействие), а в концовке наверняка заклеймил бы его позором за красную карточку и пенальти – в ожидании гола Гьяна.

Вся разница между ними в том, что обозреватель описывает то, что видел, уже зная, чем все закончилось. Он может назвать финал неожиданным, алогичным, «Муслера ex machina» – но ему все равно придется с ним считаться.

Ведущий текстового онлайна описывает то, что он видит в данный момент (если в том месте, где он сидит вовремя заплатили за кабельный канал).

3:18

«Знаете, Грин ведь очень неплохой вратарь. Но место основного вратаря в сборной Англии — это как три ночи подряд молитвы над панночкой читать…» Англия – США

Великий борец за деконструкцию всего на свете Жак Деррида в своих интервью неоднократно признавался, что предпочитает текстовые онлайны «живому» голосу с экрана.

Во-первых, безличный голос диктует. С ним невозможно спорить (особенно если говорит Геннадий Орлов), мы не видим говорящего – и мы подчиняемся его мнению. Это идет из детства – когда-то мы были так малы, что голос отца или матери всегда звучал откуда-то сверху. Но вот мы выросли, и теперь вынуждены слышать: «Мяч с линии ворот выносит Мартин Шкртел! Мартин Шкртел – воспитанник петербургского «Зенита»!

Во-вторых, «живой» голос оперативнее – он влетает в ухо прежде чем, мы успеваем понять, что же там именно произошло на поле. Еще минуту назад этот голос цитировал «Спорт-Экспресс» целыми абзацами, и вот он уже линчует, коронует, вместе с нами (вместо нас!) по-идиотски коверкает фамилии игроков на поле.

Жак Деррида писал о «фоноцентризме» – диктате устной речи, который необходимо преодолеть.

Для этого и были придуманы текстовые онлайны.

3:29

«Менсе с Алтидором трудно: т.е., в целом он с ним справляется, но нагрузка у него — как у грузчика при долгом переезде с мебелью и роялем из какой-нибудь интеллигентной квартиры». США – Гана

Написание и чтение текстовых онлайнов – единственный способ борьбы с языковыми клише, намертво впившимися в наше восприятие футбольных матчей.

«Обыгравшись с партнером, он предпочел удару в упор пас в никуда», – если я еще хоть раз услышу или прочту нечто подобное – я заставлю автора этого описания проделать тоже самое на моих глазах, со всей метафизической точностью.

Со времен принятия Женевской конвенции за футбольные клише наказывают по всей строгости закона – а именно – привязывают к стулу и заставляют слушать анекдоты от Валерия Газзаева.

3:41

«Вувузелы как сигареты — все критикуют, и все равно все засовывают себе в рот». Голландия – Япония

Пришло время взглянуть правде в глаза – только текстовые онлайны дадут нам адекватное представление о происходящем на поле.

Вадим Синявский, будь он сейчас жив, вел бы текстовые онлайны на sports.ru.

И не говорите мне, что он комментировал бы на «Радио-Спорт» в паре с Олегом Винокуровым!