Ростов - Спартак. Найти, чтобы потерять
В матче с «Ростовом» Дмитрий Аленичев решил удивить всех выбором стартового состава. Во-первых, в четвертый раз за 4 весенних матча «Спартак» вышел с новым сочетанием в атаке. Во-вторых, красно-белые использовали расстановку 3-5-2 с Паршивлюком и Комбаровым на флангах. Самое удивительное в таком выборе Аленичева был не тот факт, что он снова все поменял (все уже привыкли к постоянно тасуемому составу), а то, что эта расстановка едва не оказалась ключом к «Ростову». Но открыть замок Бердыева подопечные Аленичева так и не смогли.
Конечно, на игру очень повлиял первый гол. Неизвестно, насколько агрессивнее играл бы «Ростов», не открой он счет уже на второй минуте матча. В голевом эпизоде стоит отметить не столько факт офсайда у Баштуша, сколько его абсолютную свободу. Не забеги анголец в положение вне игры — все равно бы он остался в штрафной «Спартака» один. Причиной тому — индивидуальная ошибка Ромуло.
На этом скриншоте видно, что в целом спартаковцы располагаются грамотно, обороняясь на стандарте позиционно. Единственное, что смущает — это преимущество хозяев на дальнем фланге, но «Спартак» умышленно оставляет свободных игроков в наименее опасной для ворот зоне, чтобы не растягивать построение. Азмун и Навас делают рывок по центру, где есть уже четверо игроков гостей. И тут в дело вступает пятый игрок «Спартака», Ромуло. Внезапно он решил, что никто не видит Азмуна и ему надо срочно подстраховать партнеров, поэтому он рванул за иранцем, бросив свою зону ответственности. А подача пошла именно туда.
Так «Спартак» оказался в роли отыгрывающейся команды. Но вплоть до второго гола москвичи владели подавляющим игровым преимуществом и должны были забить как минимум один гол. Стало возможным это благодаря оригинальному игровому построению, все плюсы которого, как показалось, не осознали ни сами игроки, ни даже Аленичев.
Расставляясь при владении мячом примерно так, как показано на схеме, спартаковцы ставили соперника в неудобное положение. Каждая линия обороны хозяев была уязвима. Начиналось все с отыгрыша Полоза и Азмуна, которые при обороне своих ворот должны садиться достаточно низко и мешать сопернику начинать атаки. Однако из-за ромбовидного построения, при котором мяч ходил между Бокетти, Ромуло и Макеевым, нападающие «Ростова» постоянно оказывались выключенными из эпизода и игроки «Спартака» спокойно могли делать передачу в следующую линию атаки.
Дальше уже возникали проблемы у полузащитников хозяев. С одной стороны, кто-то должен был встречать игрока с мячом, а нападающие не всегда успевали к нему. С другой, им нужно было сохранять компактность построения, не оставляя пустых зон перед центральными защитниками — там постоянно открывались Глушаков и Зотов. И, наконец, от них требовалась помощь на флангах, где нельзя было оставлять крайних защитников без подстраховки со стороны опорной зоны. Пытаясь успеть везде, иногда игроки «Ростова» часто оказывались в полупозиции и не могли оказывать давление на мяч. Благодаря этому «Спартак» мог довольно свободно комбинировать на чужой половине поля.
Кроме того, трудности возникали у «Ростова» и на флангах. И Кудряшов, и особенно Ротенберг старались не подниматься по бровке высоко и не встречали Комбарова и Паршивлюка при приеме мяча. Это было вполне объяснимо, ведь игроки «Спартака» старались открываться в зону между крайним и крайним центральным защитниками. Чаще всего в это роли был Промес, располагавшийся между Баштушем и Ротенбергом. При поддержке Глушакова он связывал обоих защитников и Нобоа, а Комбаров на фланге получал довольно много свободы.
Собственно с флангов и пришли самые опасные атаки «Спартака» в первые 20 минут матча. На видео заметно, как игроки гостей часто получают довольно много свободы, а опасность возникает, когда кто-то из ростовчан пытается сыграть более агрессивно, накрыть игрока впереди, и при этом оставляет зону за спиной. В первом эпизоде таким игроком стал Кудряшов, активно пошедший на Паршивлюка, во втором — Гацкан, бросивший опорную зону и отправившийся встречать Ромуло. Стоит отметить прекрасные первые передачи Макеева и Граната. Оба защитника моментально заметили свободные зоны и точно отправили туда мяч.
К сожалению для «Спартака», в их игре помимо подавляющего преимущества в первые 20 минут было много проблем. Одной из них стало высокое расположение Комбарова и Паршивлюка, и роковую роль оно сыграло в эпизоде со вторым голом, когда Дмитрий не успел поджать линию обороны и накрыть Нобоа. Кроме того, имея очевидное преимущество во фланговых и полуфланговых зонах, «Спартак» почти не пытался их использовать. Зачастую красно-белых не хватало терпения и холодной головы — они сбивались на передачи прямо через две линии обороны и забросы в штрафную, когда надо было просто поменять направление атаки или обыграться с защитниками. Создавалось ощущение, что игроки сами не понимают преимуществ, которые им дает их построение, и играют исключительно по наитию, иногда обнаруживая пустоты в обороне соперника. Красно-белые будто не отдавали себе отчета в том, что эти пустоты возникают не сами по себе, а в результате их же перемещений.
Судя по всему, не понимал преимуществ выбранной им же схемы и сам Аленичев. Замену Макеева можно объяснить многими причинами. Защитник «Спартака» был явно не в лучшей форме (о чем после матча сказал и сам Аленичев), очень много ошибался в передачах, стал одним из виновников гола Нобоа. Понятно, что Аленичев хотел усилить атаку, и выход Попова вместо защитника в этом смысле логичен. Но после выхода Попова «Спартак» ни одного опасного момента по сути так и не создал, а за весь второй тайм нанес лишь два удара по воротам хозяев. Этим перестроением главный тренер красно-белых официально подписал отказ от фланговой игры, которая могла создать проблемы «Ростову». «Спартак» полностью сосредоточился на атаках по центру, а с командами подобного плана у подопечных Бердыева проблем обычно нет. Если играющий в такой манере ЦСКА был обыгран без особых вариантов, то что уж говорить про красно-белых.
Дмитрий Аленичев напоминает человека со связкой ключей. В каждом матче он пытается подобрать ключ к своему сопернику, перебирая составы и схемы на этой связке. Иногда ему это удается сразу, иногда — лишь перебрав за матч несколько вариантов, иногда он вообще не находит подходящего ключа. В матче же с «Ростовом» он, казалось, нашел подходящий ключ. Но когда тот не повернулся в замке с первого-второго раза, решил попробовать другой. Хотя может быть стоило просто проявить немного настойчивости и попытаться понять, как этим ключом правильно пользоваться.
Похоже выстрел в яблочко.
"Спартак хорошо может разбирать Ростов, который ещё не закрылся" - непонятно, насколько тут велика заслуга тренера. Потому что с одной стороны, схема была правильной, а с другой - ее грамотное использование было эпизодическим. Выглядело это импровизацией, а не планом на игру. Кажется что Аленичев выбрал хорошую схему, но как в ней играть и как ее использовать - не объяснил. Или объяснил недостаточно доходчиво.
"Если защитники охраняют воздух в штрафной, то это не проблема тренера" - это проблема тренера. Любая тактическая ошибка игрока - это всегда проблема тренера, потому что тренер должен объяснять игрокам все тактические ньюансы. Если все играют позиционно на стандарте, а один решил играть персонально - значит он не понял, как надо правильно играть. Если игрок что-то не понял - это всегда проблема тренера. Игроки должны понимать, что тренер от них хочет, потому что если они не понимают - тренер теряет всякий контроль над игрой, тренер бесполезен.
"в моменте со вторым голом" - нет, не Ромуло, бразилец тут совсем лишний, изначально Нобоа игрок Глушакова. Но Глушаков не должен так глубоко опускаться, и именно Комбаров должен был садиться в оборону и закрывать дальнюю штангу. Но эпизод получился спонтанным, Комбаров стартовал буквально на мгновение позже Нобоа и на это же мгновение не успел. Гранат действовал совершенно правильно - в эпизоде с фланговой передачей один из защитников всегда контролирует пространство на ближней штанге, он не должен никого держать, а играть по мячу, на перехвате. Это железное правило, потому что это самая уязвимая зона при фланговой передаче, туда легче всего точно доставить мяч. Скорее тут могут быть претензии к Бокетти, который излишне увлекся борьбой с Азмуном и не сыграл по мячу, хотя теоретически успевал к нему.
Я не хочу сказать, что Аленичев плохой, и там и тут неправ, и вообще гнать его поганой метлой. Я просто пытаюсь понять его действия. Кроме того, никогда нельзя отделять тренера от игроков - игроки на поле всегда отражение своего тренера. Неправильно говорить, что игроки бездари, а тренер все правильно сделал, но они вот исполнить не могут. Боря Ротенберг вон исполняет у Бердыева, хотя сколько лет над ним вся страна потешалась.
Решили все на поле игроки Спартака сами. Все было правильно сыграно. Первые 25 минут показали, что Спартак хорошо может разбирать Ростов, который ещё не закрылся.
Но если ты пропускаешь со стандарта, то это же не тренерская ошибка, ведь так? Как бы кто не относился к Карпину, но он сказал грамотнкю вещь: я тренер профессионального клуба, а не детской школы, я не должен учить игроков отдавать передачи. Вот здесь то же самое. Если защитники охраняют воздух в штрафной, то это не проблема тренера, это проблема игроков. Вряд ли Аленичев учит их играть в регби, но когда 2 игрока бьют с пяти метров выше перекладины, это тоже тренер виноват?
Или в моменте со вторым голом с атакующим полузащитником не должен был играть опять тот же Ромуло? Почему комбаров с фланга бежал в центр штрафной? А что держал на ближней штанге гранат?
Это все тоже тренер виноват? Должен был выйти на поле и всех за ручку расставить, показать кто с кем играет в конкретном моменте? Это же уровень детской футбольной школы.
В чем Аленичев не угадал, так это в смене схемы. Но тут его тоже можно понять, когда летишь 0-2, надо что-то менять. Жаль к моменту замены, игроки на поле уже все сделали, чтобы не выиграть.
А ещё сильно напрягает, когда после проигранных матчей, такие комментарии опять появляются. А после выигранных почему-то те же люди не пишут, что вот сегодня аленичев молодец. О - объективность.