13 мин.

Гибкость как оружие. Разбор товарищеских матчей сборной Италии

В товарищеских матчах с Испанией и Германией Антонио Конте использовал довольно необычную схему 3-4-3, и эксперимент прошел с переменным успехом. В домашней игре с испанцами «Скуадра Адзурра» выглядела очень сильно, и итоговый ничейный счет не должен никого вводить в заблуждение — у гостей не было практически ни одного момента, гол свой они забили из явного офсайда, и хозяева обязаны были побеждать. А вот матч в Мюнхене прошел по совсем другому сценарию — здесь уже итальянцы выглядели блекло, и подопечные Лева еще в первом тайме преобразовали весомое игровое преимущество в два гола, определивших итоговый результат. Определяющим моментом в таких разных по качеству играх стал подход соперника к матчу. Если Висенте дель Боске не стал подстраиваться под схему Конте и решил сыграть от себя, то Йоахим Лев учел ошибку испанца, сыграл нестандартно и использовал недостатки построения Италии. 

alt

В матче с Испанией итальянцы сумели грамотно использовать главный плюс своего построения — гибкость позиции латералей. В первую очередь это касалось атаки. Дело в том, что когда команда использует схему с тремя центральными защитниками и достаточно высоко поднимает крайних игроков, у соперника возникают проблемы в распределении опеки игроков на флангах. На скриншоте ниже вы можете наблюдать, как испанцы не могут разобрать игроков Италии при довольно простой атаке. Кандрева уходит слишком далеко от линии нападения, чтобы Аспиликуэта следовал за ним, а Флоренци поднимается слишком высоко по флангу, чтобы Мората за ним опустился. В итоге оба игрока оказываются в полупозиции, и Италия через проникающую передачу от Дармиана проходит внутрь игровой структуры соперника.

alt

И такие ситуации, обусловленные разницей в построениях команд, возникали постоянно. Образуя на фланге четырехугольник из крайнего центрального защитника, латераля, центрального полузащитника и крайнего нападающего, итальянцы использовали преимущество в лишнего игрока и регулярно проходили линию полузащиты испанцев. Решить эту проблему испанцы могли лишь подключив к ситуации опорника, но Сан Хосе при довольно быстрой смене фланга итальянцами просто не успевал переместиться через все поле, чтобы подстраховать партнеров везде. Центральный защитник в такой ситуации мог бы помочь крайнему, взяв на себя крайнего нападающего Италии, но он был связан смещавшимся на сильную сторону Пелле. Центральные полузащитники гостей были привязаны к Мотте и Пароло, и не могли выдергиваться на Дармиана и Астори, а одного Адуриса не хватало на прессинг трех защитников хозяев. Так, используя всю ширину поля и своего построения, итальянцы практически весь первый тайм владели инициативой и довольно легко выходили в атаку. Более того, проходя полузащиту соперника хозяева оказывались иногда в численном большинстве — Сан Хосе располагался слишком высоко и не успевал сесть ближе к обороне, и 5 итальянцев (тройка нападения и латерали) оказывались против четверки защитников соперника.

Также гибкость схемы Конте хорошо проявлялась в защитной фазе. Главный тренер итальянцев предусмотрительно не стал растягивать свою полузащиту, логично решив, что одного чисто флангового игрока команде в обороне вполне хватит. В итоге вся полузащита (которая при обороне состояла из Мотты, Пароло, Кандревы и Эдера) играла на очень узком участке поля, заставляя испанцев использовать для атаки фланги, где гостей уже поджидала ловушка.

alt

При переводе мяча на один из флангов вся оборона хозяев смещалась на один такт в эту сторону. Латераль итальянцев выдвигался на крайнего защитника гостей, крайний центральный защитник брал на себя крайнего нападающего, Бонуччи смещался на подстраховку, его место занимал дальний крайний защитник, а дальний латераль опускался в линию обороны. В эту же сторону двигалась и полузащита Италии — крайний нападающий и центральный полузащитник закрывали возможносты выхода с фланга в центр, а Пелле очень четко играл по опорнику, не давая тому шанса подключиться к розыгрышу и создать преимущество в этой зоне. При этом итальянцы не прессинговали центральных защитников соперника, позволяя тем свободно распоряжаться мячом, поскольку длинные забросы в направлении Адуриса угрозы не представляли, а перевод мяча между флангами через оборону был самым длинным путем, который хозяева намеренно открывали сопернику.

alt

Во втором тайме дель Боске решил поменять схему, сделав ее более агрессивной. Вместо Маты на поле появился более быстрый и универсальный Коке, и Испания перестроилась со схемы 4-1-4-1 на 4-1-3-2. Мората перешел в нападение, а Коке составил компанию Фабрегасу и Алькантаре в группе поддержки. Целью такого перестроения было, с одной стороны, оказывать поддержку атаке на фланге с нескольких сторон (высоко поднятым крайним защитникам помогали один из нападающих и два центральных полузащитника), а с другой, при обороне активнее включать прессинг и оказывать большее давление на защитников итальянцев, чтобы те выходили из обороны не через короткий и средний пас, а лонгболами. Причем испанцы при атаке насыщали линию нападения подключениями туда Коке и Алькантары, чтобы исключить подстраховку со стороны защиты и пытаться разыграть мяч на фланге. Это заметно на скриншоте ниже — три игрока насыщают линию атаки на фланге, исключая возможность подстраховки, три игрока оказывают поддержку. При этом Пелле действует не очень грамотно, бросив Сан Хосе.

alt

Заметно было, что испанцы делают ставку на атаки именно правым флангом — там располагались более мастеровитые в этом плане Фабрегас, Алькантара и Хуанфран, туда же чаще смещался Мората, но главное, что там играл более атакующий из латералей итальянцев, Джаккерини. И у них получилось несколько неплохих атак этим флангом — несколько раз за счет короткого паса Хуанфран проходил Джаккерини и выходил на пространство, но на этом все успехи гостей в нападении ограничились. Однако такая агрессивная игра вперед должна было помочь и прессингу — при перехвате больше игроков оказывало бы давление на мяч, и, вернув владение, испанцы рассчитывали на быстрые атаки.

alt

Однако на деле все вышло несколько иначе. Итальянцы совсем не тушевались под прессингом, а если и выходили через длинный пас, то шел он в направлении центрального нападающего, под которого уже подстраивались крайние. Более того, качество игры хозяев в нападении еще и выросло после замен Конте — Инсинье и Бернардески в качестве крайних нападающих выглядели предпочтительнее Эдера и Кандревы, поскольку больше нацелены на передачу, склонны к смещению в центр и лучше заигрывали подключавшихся по флангам латералей. И вполне логично из этой игры вырос гол Инсинье, в котором хотелось бы отметить не завершающую стадию атаки, а пас Флоренци на Бернардески, который создал из атаки 5 на 5 атаку 4 на 3.

alt

Помимо этого момента, итальянцы имели еще несколько неплохих возможностей, чтобы забить второй гол, но в итоге ограничились ничьей после гола испанцев со стандарта. В целом же «Скуадра Адзурра» провела очень сильный матч, справившись практически со всеми попытками соперника навязать свою игру.

Однако в Германии их ждал совсем другой расклад. Йохаим Лев, которому необходимо было реабилитироваться после крайне неудачного матча с англичанами (трудно себе представить, что бы ему пришлось о себе выслушать, проиграй он два матча подряд дома топовым, но более слабым по составу сборным), перекроил схему игры и состав, и решил сыграть от соперника. Он не стал искать противоядие гибкой схеме Италии, не стал перераспределять обязанности игроков в одной из стандартных схем. Он просто повторил построение итальянцев один в один. С одним небольшим, но решающим отличием — в центре нападения у него появился не центральный нападающий, а Марио Гетце. Да-да, тот самый мальчик, которого весь сезон критикуют за лень и проигранную конкуренцию в составе «Баварии», в котором кажется разочаровался даже Гвардиола, ранее хваливший его по поводу и без. Но Леву было безразлично, что думают о Марио окружающие, ему нужно было умение Гетце находить свободное пространство. Именно это качество в нем так всегда хвалил Гвардиола. И именно этим он и должен был заниматься в матче с Италией наравне с Мюллером (который вообще один из лучших игроков в мире по этому мало заметному показателю) и Дракслером.

alt

При такой расстановке все козыри построения итальянцев терялись, поскольку на каждом участке поля игра шла один в один, и создать преимущество во фланговых зонах, как в матче с испанцами, подопечным Конте не удавалось. А вот у немцев атаки получались, и тут стоит сказать об индивидуальном превосходстве хозяев на некоторых позициях. Если на позициях латералей можно наблюдать некоторое равенство, то в остальных линиях у Германии было некоторое преимущество. В обороне Хумельс занял место не центрального, а крайнего защитника — таким образом Лев использовал его прекрасное умение поджимать полузащитников и играть на перехвате передач, направленных в сторону Бернардески. Кроме того, в этом построении он мог чаще подключаться в атаку и организовывать ее из глубины — таких атакующих умений, как у немца, нет ни у Дармиана, ни тем более у Ачерби. В двойной дуэли центральных полузащитников у хозяев было очевидное преимущество — если Мотта лучших своих образцов еще может конкурировать с Озилом или Кроосом, то про Монтоливо такого совсем не скажешь. Помимо этого, игрок «Милана» совсем не подходит в пару к Мотте — они слишком похожие игроки. Оба небыстрые, предпочитающие играть в футбол не ногами, а головой, они физически не могли проделать необходимый объем работы. Гораздо лучше в пару к Мотте подходил игравший против испанцев Пароло — более быстрый, активный и агрессивный полузащитник. Да и тот же Монтоливо в клубе часто играет в паре с Куцкой, который отрабатывает за двоих. В итоге центр поля итальянцев в обороне выглядел довольно жалко, не успевая перекрывать направления атаки хозяев, и из опорной зоны пришел первый гол. А создал этот гол игрок из линии атаки, в которой также сказалось преимущество немцев.

Нельзя сказать, что атакующие игрок сборной Италии серьезно проигрывают своим немецким визави. Разве что Дзадза несколько уступает в классе, а Мюллер всех превосходит. Но вот в споре между Инсинье и Бернардески с одной стороны и Гетце и Дракслером с другой чаша весов может качнуться в любую сторону. Однако в игре, где каждый играет с каждым, умение найти пространство и сбросить оппонента становится крайне важным. И в этом матче сразу стало понятно, кто этим умением обладает, а кому еще предстоит много учиться.

Атакующие игроки Бундестим постоянно меняли позиции, то уходя вглубь, от открываясь на линии офсайда, смещались на фланг или менялись местами. Эти бесконечные перемещения запутывали игроков обороны сборной Италии, которые часто не могли разобраться, кто с кем должен играть. Кроме того, дополнительная нагрузка выпадала на полузащиту — у них за спиной постоянно кто-то открывался, и им нужно было поддерживать компактность с линией обороны, чтобы не допустить пустот в опорной зоне. А Кроос и Озил пользовались низкой посадкой Мотты и Монтоливо и спокойно дирижировали атаками из глубины. Им не было необходимости идти ближе к воротам соперника, поскольку кто-то из игроков группы атаки часто располагался чуть ниже, помогая связывать линии между собой по вертикали и горизонтали.

alt

Собственно то же самое произошло и в эпизоде с голом, только Мюллер открылся не в центре, а на фланге. Немцы время от времени использовали прием со смещением латераля в центральную зону, а крайний нападающий уходил во фланг. Это приводило к полной неразберихе в рядах гостей, особенно на левом их фланге, где действовала связка Ачерби — Джаккерини. При первом голе Мюллер ушел на бровку, а Руди увел за собой Джаккерини и помогавшего тому Инсинье. Никому из них в голову не пришло, что вдвоем сопровождать одного игрока и оставлять на фланге свободным другого не стоит. Ведь формально за Мюллера никто из них не отвечал, это игрок Ачерби. А сам Ачерби так далеко на фланг уходить не решился — это бы слишком растянуло линию обороны, кроме того у него за спиной был Гетце. Но в итоге уходить на фланг ему все таки пришлось, чтобы попытаться накрыть Мюллера, линия обороны все таки растянулась, Монтоливо пришлось садиться ниже, чтобы ее подстраховать, и он не успел накрыть сыгравшего на подборе Крооса. Кстати, стоит отметить в негативном плане и игру Бернардески, который не прочитал эпизод, не сместился к центру и не помог Монтоливо в опорной зоне.

alt

А вот итальянский нападающих в плане поиска свободного пространства отметить очень сложно, по крайней мере в первом тайме. Никто из них не пытался менять позицию, уходить на другой фланг, опускаться ближе к опорникам, меняться местами. Скорее всего такова была установка, но кто бы ни был причиной такой игры, тренер или сами игроки, этот стиль не работал. Ни Рюдигеру, ни Хуммельсу не составляло труда просто физически задавить Инсинье и Бернардески, а поскольку те играли четко по позиции, то далеко за ними бегать не приходилось. Лишь раз за первый тайм Инсинье сместился в центр под скидку Дзадзы, и этот момент вылился в единственный за половину матча удар итальянцев по воротам.

alt

Во втором тайме неаполитанец стал сваливаться в центр постоянно, и из этого выросло несколько неплохих атак. При определенной доле удачи гости могли рассчитывать на камбэк типа английского, слишком уж лениво временами играла сборная Германии. Но удача была в этот день не на стороне «адзурри», их физическое состояние тоже оказалось не лучшим, а ошибки в обороне довершили разгром. Причем начался этот разгром голом Гетце под занавес первого тайма, когда Италия попыталась включить прессинг. Немцы больших проблем от этого прессинга не испытали, все также выходя из-под него активной сменой позиций, и соорудили несколько перспективных атак, в одной из которых и Кроос, и Озил, и Мюллер получили вагон времени, чтобы придумать продолжение. А Гетце нашел щель между Дармианом и Флоренци и просунул туда голову, удвоив преимущество своей команды. Физическое состояние итальянцев не позволило им успеть накрыть соперника, ошибка защитников помогла Гетце оказаться первым на мяче, ну и столь точный пас не глядя от Мюллера невозможен без доли удачи.

Все было не в пользу Италии в этом матче, но зато это прекрасный повод поразмыслить о проблемах команды и о слабых местах использованной схемы. Хорошо, что эйфория от удачной игры с Испанией не будет туманить голову игрокам и тренеру, а даст лишь направление, в котором нужно двигаться. Конечно, на чемпионате Европы далеко не все команды будут немецкими, и вряд ли кто-то будет также подстраиваться под итальянцев. Да и по составу и ирландцев, и шведов «Скуадра Адзурра» точно превосходит. Однако еще предстоит найти оптимальные сочетания и в обороне, и в атаке, и закрыть тонкие места. Время у Конте еще есть, посмотрим, как он с этими задачами справится.