13 мин.

Почему в России не ходят на футбол. Часть 2

Давайте поговорим о реальных причинах низкой посещаемости РПЛ. О инфраструктуре, «которая «не та» и о социуме, «которое не то».  

Многие могут сказать что инфраструктура это отговорочки, и настоящий болельщик должен ходить на любое корыто, чтобы поддержать свою команду. Это уже давно не так, мы живем в другое время, когда комфорт стоит на первом месте. Комфорт покричать, поорать, поскакать, выплеснуть эмоции. В тексте о посещаемости футбола в Москве я выдвинул гипотезу почему в 70-х посещаемость московского футбола резко упала. Кто хочет почитайте. Повторю здесь только вывод-Москва как столица, стала первым городом Союза где общество стало потребительским, а инфраструктура не изменилась, перестав удовлетворять выросшие запросы горожан. Далее это происходило везде, переползая на города союзного значения, а затем и докатываясь до провинции. Это не явления нашей страны, это мировое явление, только где то решали эту проблему, а где то нет. Как это решалось? Создавался новый продукт. Чтобы стать зрелищем достойным для общество потребителей, футбол нужно было завернуть в новую обертку – сделать комфортным, культурным, модным, попсовым если хотите, околофутбольным. В АПЛ множество скандалов раскручивают вокруг игроков, их возвели в ранг селебрити, за которыми следят папарации, их личную жизнь обсуждают как и звезд эстрады, этот околофутбол и есть подпитка интереса к нему. Скандалы, интриги, расследования. Англия реализовала это лучше всех, теперь футбол там не зрелище для пролетариев, суровых докеров Ливерпуля, это зрелище для среднего класса, буржуа, дамочек и тетенек. Тишина на англйиских стадионах такая что можно пролетающую муху услышать, зато вечные аншлаги и рекордные сборы. У нас, и в большинстве стран, футбол по прежнему живет в прошлом, преподносить его в новой обертке еще предстоит. Вы удивляетесь рейтингу программы Малахова?! А что удивляться? Любители «житейских история» есть и есть основная масса общества, можно долго этим возмущаться, но лучше подцепить эту массу к футболу. Сделают, и наши стадионы будут заполняться, но пока кроме «локогелз» и вспомнить нечего. Вывод:

1. Изменение посещаемость футбола это отражение изменений в обществе.

Далее. Не растекаясь мыслей по древу предлагаю вам оценить вот этот график, это динамика посещений кинотеатров в России за последние 10 лет:

у

А это динамика отношения сколько на одно посещение матча РПЛ приходится посещений кинотеатра:

вв

10 лет назад на 1 посетившего матч РПЛ приходилось 30 человек посетивших кинотеатр, сейчас 80. Если бы посещаемость РПЛ росла как посещаемость кинотеатров, то сейчас средняя в РПЛ была бы 25 тысяч. Это касается не только кинотеатров, за 10 лет число туристов, людей регулярно ходящие в театры, музеи, рерстораны, бары, концерты, прыгающих с парашютом, катающихся на сноуборде итп итд увеличились в разы, только ходоков на спортивные мероприятия (и в религиозные учреждения) стало меньше.

Поэтому вопрос почему на РПЛ не ходят, надо переформулировать на «почему вместо походов на стадион, в России стали ходить в бары, рестораны, торговые центры, кинотеатры, театры итд». Как известно правильно поставленный вопрос это уже половина ответа. Я думаю любой сможет ответить на этот. Вот я часто хожу в кинотеатр, наверно раз 30-40 за год, хожу и на стадионы но в десятки раз реже, и трачу совершенно другие деньги. Как человек который ходит и туда и сюда, могу сказать, что люди которые на стадионах и которые в кинотеатрах это совершенно разные люди. Я бы даже сказал, в каком то смысле поход на стадион это для маргиналов, конечно это меняется, прежде всего в столицах, но пока как то так.  А знаете на сколько упала посещаемость ФНЛ за 10-15 лет? В 2-3 раза. А посещаемость РПЛ осталась неизменной. Почему?! Да потому что в городах где клубы РПЛ, футбол уже начинают или хотя бы пытаются завернуть в новую обертку, а в провинции потребительское общество появилось, а стадионы, работа менеджеров, атмосфера по прежнему для пролетариата. А пролетариев то уже и нет! Вывод:

2. Потребительский рынок России вырос в разы, но люди пошли куда угодно и стали заниматься чем угодно, но только не походами на стадион.

Поговорим о потреблении (спросе). Потребление – вот она альфа и омега современного общества. Потребление холят и лелеют, потребление это 80% современной экономики. Каждый год нам всучивают новые модели айфонов, айпадов, смартфонов, за нас придумывают потребности, а затем заставляют верить что нам это необходимо. Нас заставляют верить, что собачек надо кормить педигрипалом, что я них нужны собственные парикмахеры, что их естественная шерстка не спасет от холода, и им нужно шить специальные шубки. А если кто то засомневается – вот вам лысая собачка. Кому нужны умные, самостоятельные, сильные овчарки?! Мы вам специально выведем мутантов без шерстки, слабых, нежизнеспособных существ, со слезящимися глазами, слабыми ножками, слабым иммунитетом, чтобы вы могли потратить на них еще и еще и чтобы когда они скоро сдохнут, вы купили новых мутантов и так же самоотверженно тратили, тратили и тратили. Вот так создаются целые отрасли индустрии для удовлетворения потребностей, о существовании которых человек еще 20 лет назад  даже не догадывался. Сейчас потребность это миф, это туман, это сказки о загробной жизни, но даже эту невесомую материю надо создавать. 

Вот модель соотношения спроса и предложения:

вв

Синяя полоска это потребности, то есть спрос. Красная-футбол как предложение. Разбил картинку на 3 части. Первая где красная выше синей, при этом и та и другая линия самые низкие. Это соответствует футболу середины прошлого века, тогда он был зрелищем полностью удовлетворяющий потребности, и на него ходили. Вторая часть это когда потребности растут и опережают футбол как зрелище, людям становится не интересно ходить на футбол, это конец прошлого века, и для большинства стран-настоящее. Третий этап это когда потребности все так же растут, но футбол как зрелище растет еще быстрей, и начинает удовлетворять потребности. Красная линия вновь стала выше синей и люди вновь ходят на футбол. Вроде все как в первой части картинки, на самом деле нет-на первом этапе на футбол ходили потому что ходить было особо некуда, на третьем потому что футбол отвоевал себе нишу у других видов досуга. Эта картинка наглядно показывает всю нелепость утверждений что в России на футбол люди не ходят потому что денег нет. Корреляция между ростом благосостояния и походом на стадион отрицательная! Положительной она становится только при катастрофическом уровне жизни, когда люди действительно заняты выживанием, как например в начале 90-х.Мы живем в нелинейном мире, реальность это не прямая линия. Поэтому при застывшем уровне футбола как зрелища, чем богаче будет россиянин, тем меньше будет посещаемость РПЛ.

Давайте поговорим немножко о потреблении в Европе. Вот число посетивших кинотеатры в 2014 году (Украину брал за 2013 год), взял крупнейшие страны, плюс Португалия:

у

Вот сколько на одного сходившего на 1 или 2 футбольную лигу приходится сходивших в кинотеатр:

вв

Кто то заметит что в России процент охваченный футболом гораздо ниже чем в других странах. кинотеатры есть в любом, даже самом маленьком городе, клуб ФНЛ или РПЛ есть только в каждом третьем регионе. Каким бы не был героическим наш человек, но из Воркуты он не поедет в Тюмень чтобы смотреть футбол, и из Благовещенска не поедет в Хабаровск, и из Белгорода в Воронеж. А в Германии 80% населения имеют доступ к клубам первой или второй Бендеслиги, а в Голландии 100%. Оке, если взять регионы России имеющие клуб РПЛ или ФНЛ, то мы получим территорию площадью в 4 раза больше Германии, но на которой живет 50-60 млн, то есть в России охват футболом 40% населения, раза в 2 меньше чем в среднем по Европе. Оке, давайте уменьшим соотношение в 2 раза. Не 55,7, а 23. Но и тогда Россия остается самой «киноманско-футболононенавистнической» страной. В этом мы близки к Франции, и страшно далеки от Германии, Португалии, Англии.

А вот картинка киносборов за 2014 год:

ы

О чем она говорит? О том что у нас огромный потребительский рынок.

Я думаю то что я посчитал и написал за несколько часов, могли сделать и чиновники в правительстве. И точно также могли задаться вопросом, почему наш огромный потребительский рынок игнорирует спорт, «что делать и кто виноват?!». 

Давайте поробуем на модели спроса и предложения указать где какая страна находится:

ыы

1 часть картинки Это 60, 70, 80 годы прошлого столетия и нынешняя Украина: низкое потребление – низкое качество футбола.

2 часть. Рост потребления обгоняет качество футбола как зрелища. В этой переходной стадии находятся большинство стран. Где то потребление перегнало качество футбола сильней, где то слабей. Где то разрыв увеличивается, где то уменьшается. Россию я поместил вместе с Францией и Турцией, потому что оценка потребителем футбола как зрелища в этих странах примерно одинаковая, и в то же время делаются попытки, через улучшение инфраструктуры, рекламы, сделать из футбола что то конкурентное с другими видами досуга. 

3 часть картинки-в ней находятся Англия и Германия, здесь высокие потребности полностью удовлетворяются качестом футбола как зрелищем, футбол авернут в современную обертку, как результат-на стадионах аншлаги. Где то рядом с ними Испания (в основном за счет Реала и Барсы), Голландия, Бельгия, Португалия. 

Из моих рассуждений понятно что нужно создавать РПЛ как современный продукт, для этого:

1. Нужно строить стадионы

2. Нужна общегосударственная реклама спорта

3. Нужно запускать маркетологов, профессионалов умеющих придумывать и создавать спрос

Давайте поговорим о инфраструктуре в кинематографе. Вот вам динамика количества кинотеатров в России за последние 10 лет:

в

Удвоение.

Вот динамика количества залов:

уу

Утроение.

Вот процент мест с цифровым оборудованием:

в

В Западной Европе 70-90% мест приходится на цифровые кинотетры, в Восточной около 50%, США 80%, у нас свыше 90%. За 10 лет число зрительных залов в России увеличилось в 3,5 раза, качество оборудования одно из самых высоких в Мире, как результат зрителей увеличилось в 2,5 раза, а выручка в валюте в  4 раза. Кинотеатры построили. Народ подсадили. Спрос создали. Бинго! Сиди и подсчитывай прибыль. Динамика выручки в долларах:

ыы

А что там насчет футбольной инфраструктуры?! Вот разглядываю стадионы РПЛ2005 – корыта, со средней вместительностью-25 тысяч (спасибо Луже). Стадионы РПЛ2013 уже получше, между тем средняя вместительность еще меньше-22 тысячи. После 2018 будет около 35 тысяч, в оптимальной конфигурации (уходят Амкары, приходят Роторы) – 40 тысяч.

Но инфраструктура это мало, по сути это ничто. Я не случайно привожу пример кинотеатров, ведь они точно также пережили крах с появлением видеокассет в 80-90-х. Например в СССР каждый год в кинотеатры ходили 4000 млн человеко-раз, сейчас в России ходит 200 млн человеко-раз, в середине 90-х ходили 20 млн человеко-раз. Кинотеар перестал быть тем чем он был раньше (ну может в Индии он еще в прошлом, но и там скоро все изменится), он был десятилетие в упадке во всем Мире, но кинотеатру придумали новую нишу-звук сераунд, попкорн, кола, набитый зал, возможность посмотреть фильм сразу а не через полгода, «задние ряды для поцелуев» и вот кинотеатр отвоевал себе место, не такое массовое как раньше, зато весьма прибыльную. Футбол в России точно также надо переформатировать и создать новое наполнение, ну например: «только на футболе вы можете посидеть на шикарном стадионе, смотреть на изумрудную поляну с игроками и потягивать недорогое, но качественное пиво в теплый вечерок в приятной компании 30 тысяч человек!». Вот если будет создан новый образ футбола, тогда да, новые стадионы заполнятся, если нет, будут жалкие +30% прироста посещаемости.

Вместе с тем есть важное отличие футбола от кинематографа. Помните я писал о показе кино в России: «кинотеатры построили, народ подсадили, спрос создали! Бинго!»?! Строили мы, и подсаживали мы, но спрос то создавали не мы, спрос создавала глобальная индустрия развлечений. 

То как работает МатчТВ дает мне основания думать что наверху это понимают, они пытаются создать МатчТВ не как нескончаемую череду спортивных трансляций, а как продукт который может стать интересен «теткам» (широкой телеаудитории). Утром идет  аналоги утренних программ других каналов, но со спортивным уклоном, говорящие головы рассказывают как питаться, как делать зарядку и насколько спорт это здорово. Днем и ночью крутят программы и фильмы о спортсменах как селебрити. По вечерам показывают широченный круг спортивных трансляций, от боулинга до топовых матчей ЛЧ. Судя по рейтингу пока получается так себе, но легко получиться и не могло, а само появление федерального, чисто спортивного, бесплатного канала дает шанс  что «тетки» щелкая пультом могут попасть на этот канал и заинтересоваться, раньше такой возможности даже не было.

Дальше то что? А дальше вот что-отгремят фанфары ЧМ18 и перед менеджерами стадионов и клубов встанет вопрос-как использовать ту удочку которым дала им государство в виде стадионов, глобальной рекламы футбола в виде ЧМ18, рекламы спорта на МатчТВ, возможности продавать пиво. О чем я? Если посмотреть на график посещаемости по турам, что по системе Осень-Весна, что по системе Весна-Осень мы видим взлет посещаемости после перерывов. Отметил черным:

ы

То есть порыв сходить на стадионы у наших людей есть, но он постоянно гасится реальностью. В разивающейся индустрии как? Пришел человек в кино, клуб, ресторан, торовый центр оглянулся и думает-«о как клево, надо друзей сюда пригласить», и посещаемость начинает расти. Пришел человек на наш стадион, соскучившись по футболу, еще снег не сошел, холодно, а он на позитиве, готовый ходить и дальше, а потом оглядывается и думает «что за фигня?!» То есть в другой жизни все идет вперед, все разивается, а футбол как индустрия развлечения застыл на месте, как в прошлое вернулся, справо гопники чего то орут, кресло грязное, полиция копошится. Он не то что никого не пригласит, он сам больше не прийдет. Вот и получается – посещаемость РПЛ после первых туров, начинает падать, а по уму должна расти.

Перед и сразу после ЧМ18 будет такой порыв-«а давай сходим на футбол». А дальше вопрос-этот порыв подхватят, капитализируют, или как всегда. В конечном счете все возвращается к «кадры решают все». Я в этом смысле оптимист, я думаю что для руководителей городов и директоров стадионов и клубов станет делом чести добиваться высокой посещаемости. Добиваться ее будут в провинции привычно – бесплатными билетами, добровольно-принудительным загоном бюджетников , бесплатным проездом, но будут и качественные методы-замена полиции на стюардов, конкурсные программы, реклама, покупка продажи билетов через интернет, улыбки и радушие потребителям итд. И в этой гонке будут у кого то свои успехи, а у кого то неудачи. Посмотрим, это все будет очень интересно.