6 мин.

«Зенит» - «Бенфика»: как взять лиссабонскую крепость?

Упустив вполне приемлемую для себя нулевую ничью в Лиссабоне, «Зенит» поставил себя в не самое выгодное положение, по сути, распрощавшись с ролью теневого фаворита двухматчевого противостояния с «Бенфикой».

Минимальное преимущество португальцев фактически лишает команду Виллаш-Боаша не только права на ошибку, но и особых возможностей для тактического маневра. Разыграть свой фирменный контратакующий козырь, благодаря которому групповой этап Лиги оказался для зенитовцев легкой прогулкой, уже почти наверняка не получится, потому как теперь эта заветная карта перешла в руки подопечных Руя Витории.

Таким образом, ситуация вынуждает «Зенит» искать счастья в позиционном нападении, с которым у Халка и компании в нынешнем сезоне все далеко не слава богу.

Упершись в стену. Что делать «Зениту» с позиционным нападением?

 

Несмотря на то, что по сравнению с прошлым сезоном активность позиционного нападения «Зенита», определяемая количеством создаваемых голевых моментов, выросла на 10% (с 2,69 до 2,97 моментов в среднем за матч), произошло резкое снижение их реализации (на 10,2% в абсолютном выражении и на 41,2% в относительном). Как следствие, средняя результативность в «позиционке» упала сразу на 29%  – с 0,94 до 0,73 забитых мячей за матч.

Если принимать в расчет только матчи «повышенной сложности» (с основными конкурентами по чемпионату плюс еврокубковые поединки), ситуация выглядит еще тревожнее.

 

По сравнению с прошлым сезоном наблюдается заметное снижение абсолютно всех качественных и количественных показателей позиционного нападения в топ-матчах. Таким образом, если «Бенфика» решит сыграть предельно осторожно, дабы полностью исключить возможность проведения контратак на свои ворота, то даже при двукратном увеличении продуктивности относительно текущего уровня (0,44 гола в среднем за матч) забить «с игры» больше одного мяча «зенитовцам» будет крайне непросто.

Но непросто – не значит невозможно, и есть как минимум три фактора, за счет которых «Зенит» может и должен увеличить продуктивность своих позиционных атак в матче с «Бенфикой».

1. Фактор Смольникова

Векторная раскладка наиболее острых позиционных атак за два последних сезона позволяет достоверно определить один из ключевых факторов, который привел к снижению этой продуктивности.

В сезоне 2014/15 при позиционном наступлении «Зенит» активнейшим образом использовал фланги, забив таким образом 33 из 45 мячей (73,3%), однако в текущем сезоне эта доля снизилась до 54% (12 из 22).

 

Как показывают цифры, травма Смольникова, с которой он отыграл чуть ли всю вторую половину осени, очень серьезно сказалась на качестве созидания на правом фланге. Если по итогам прошлого сезона позиционные атаки именно из этой зоны применялись «Зенитом» с наибольшей эффективностью (20/40, 50%), то в нынешнем произошел более чем трехкратный обвал (5/32, 15,6%).

Чем так крут Игорь Смольников

Если говорить об атакующих показателях основных латералей, в этом сезоне они на троих поучаствовали лишь в 7 голевых позиционных атаках из 22, тогда как по итогам прошлого один только Смольников засветился сразу в 14!

А потому возвращение из лазарета Игоря, являющегося источником повышенной опасности для обороны любого противника, однозначно усилит ударную мощь правого крыла атаки, что уже было наглядно продемонстрировано в кубковом матче с «Кубанью» недельной давности.

Идеальный спарринг. О практической пользе матча с «Кубанью»

2. Фактор Дзюбы

Вопреки расхожему мнению о чрезвычайной «халкозависимости» сегодняшнего «Зенита», следует отметить, что эта проблема многими воспринимается в несколько искаженном виде. Нужно отдавать себе отчет, что Халк является ключевым исполнителем, отвечающим за контратакующую игру и стандарты, где при его непосредственном участии команда создает порядка 70-80% всех потенциально голевых угроз воротам соперника.

Бесценный экземпляр. Почему продавать Халка в Китай было бы преступлением

В то же время именно в позиционном нападении Живанилду является безусловно важным, но вовсе не определяющим игроком команды. Так, например, в прошлом сезоне он лично поучаствовал только в 20 из 45 позиционных голевых атак (44,4%), а в нынешнем – в 10 из 22 (45,5%).

 

Как ни странно (а может и не странно вовсе), однозначно лучшим в этом игровом компоненте является Артем Дзюба, при участии которого проходит каждая вторая потенциально голевая (44 из 89) и две из трех результативных (14 из 22) атак команды в нынешнем сезоне. Таким образом, использование Дзюбы в роли «столба» является одним из наиболее эффективных инструментов при ведении позиционного наступления, что «Зенит» обязан будет использовать – тем более с учетом того, что в распоряжении Руя Витории накануне матча остался лишь один номинальный центральный защитник.

3. Фактор Хави Гарсии

А вот одна из вынужденных потерь «Зенита» в лице дисквалифицированного Хави Гарсии, как ни парадоксально, может сыграть хозяевам на руку.

 

Как показывает статистика последних двух сезонов, в матчах, когда Хави Гарсия не появлялся в основе, команда Виллаш-Боаша в позиционном нападении создавала на 54% больше потенциальных угроз (3,71 против 2,4 в среднем за матч) и забивала на 58% чаще (1,14 против 0,72 забитых мячей в среднем за матч).

Никакого риска. Сложится ли у Маурисио с «Зенитом»?

Конечно, у отсутствия испанца в составе есть и один безусловный минус, потому как степень опасности «навесных» стандартов в исполнении зенитовцев будет несколько снижена. В то же время с появлением Маурисио (а заменять Гарсию, по всей видимости, будет именно он) у «Зенита» появятся дополнительные варианты исполнения стандартов «ударных» в неудобном для Халка 20-25 метровом диапазоне дальности от чужих ворот.

Текст написан специально для официального сайта ФК "Зенит".

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.